Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
статья на тему
Экологическое воспитание проходит через все образовательные области. И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей.
В нашем дошкольном образовательном учреждении экологическое воспитание осуществляется через следующую модель построения предметно-пространственной развивающей среды:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 38.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Предметно-пространственная среда, как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.
Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания в ДОУ соответствующей предметно – пространственной развивающей среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного, системного, интегративного и деятельностного подходов к ребенку.
Особенностями дошкольного возраста являются эмоционально окрашенное восприятие материала, наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира, преобладание правополушарного типа деятельности. Особое значение в этот период жизни имеет регулярное общение с природой, построенное на ее сенсорном восприятии. В связи с этим одним из приоритетных направлений является совершенствование педагогического процесса в повышении развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС ДО.
Экологизация предметно-пространственной среды является одним из условий реализации системы образования в дошкольном учреждении. Обычно под «экологическим образованием» понимают воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и в образовательной деятельности. В реализации задач экологического образования большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, экологическая тропа, включающая в себя мини-огород, цветочную поляну, зеленую аптеку, птичий двор, тенистую аллею, березовый пруд и другие станции, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организацию систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:
- познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);
- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);
- становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);
- формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его в изобразительной, игровой деятельности, конструировании и других), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.
Таким образом, экологическое воспитание проходит через все образовательные области. И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей.
В нашем дошкольном образовательном учреждении экологическое воспитание осуществляется через следующую модель построения предметно-пространственной развивающей среды:
Центр «Моя любимая книжка»
Центр «Звукарик»
Центр «Речецветик»
Центр «Здоровячок»№»»»»
Центр двигательной активности
Игровой центр
Центр «Юные помощники»
Центр безопасности
Центр краеведения
Центр уединения
Центр эксперименти-рования (в группах и на территории доу)
Центр математики
Центр сенсорного развития
Центр «Веселые нотки»
Центр театра
Центр природы (в группах и на территории доу)
Центр творчестваа
Работа по экологическому воспитанию в центрах активности и на территории дошкольного учреждения проводится по различным направлениям:
- организация музыкальной деятельности, усиливающая эмоциональное восприятие ребенком природы;
- подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе), в том числе для сопровождения экологических игр.
- использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки, живопись, глиняные игрушки).
- закрепление материалов экологического воспитания в процессе рисования, аппликации, лепки;
- изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.
- подбор художественных произведений к экологической тематике;
- изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала.
- изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
- формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории
- реализация проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).
- знакомство с миром профессий, связанных с экологией (наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций).
- подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре природы группы, мини-лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке.
- участие в подготовке и проведении экологических праздников детского сада, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных.
- дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр на закрепление экологических понятий.
- чтение с обсуждением произведения.
- экологические акции и десант.
- наблюдения и работа на экологической тропе на территории ДОУ
- подборка наглядных пособий (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов),
- включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).
При разработке данной модели, педагогами было создано развивающее пространство, которое позволяет стимулировать у детей познавательные способности. Формирует нравственно-ценностное поведение в природе, обогащение экологических представлений, развитие эстетического восприятия природы, закрепление и обобщение знаний, полученных воспитанниками в процессе «проживания» в данной модели предметно-пространственной среды. Помогает в приобретении навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения.
Список используемой литературы
.
- Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — С-Пб.: Детство-пресс, 2003.
- Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста/О.В.Толстикова, О.В.Савельева. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 2005.
- Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007.
- Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. Практико-ориентированное пособие / авт-сост.: Н.В.Федяева, Г.А.белодед. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.
- Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1993
- Справочник старшего воспитателя / авт. – сост. Н.А.Кочетова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013
- Создание эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Из опыта работы О. В. Преловской, воспитателя МДОУ «Детский сад № 2 с.Ленинское». — Биробиджан: ОблИПКПР, 2011.
- Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Сеть социальных работников образования. http://nsportal.ru