Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
статья на тему

Кожевникова Мария Сергеевна

Экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей.

 

В нашем дошкольном образовательном  учреждении экологическое воспитание осуществляется через следующую модель построения предметно-пространственной развивающей среды:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Предметно-пространственная среда, как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.

Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания в ДОУ соответствующей предметно – пространственной развивающей среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного, системного, интегративного и деятельностного подходов к ребенку.

Особенностями дошкольного возраста являются эмоционально окрашенное восприятие материала, наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира, преобладание правополушарного типа деятельности. Особое значение в этот период жизни имеет регулярное общение с природой, построенное на ее сенсорном восприятии. В связи с этим одним из приоритетных направлений является совершенствование  педагогического процесса в повышении развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС ДО.

Экологизация предметно-пространственной среды является одним из условий реализации системы образования в дошкольном учреждении.  Обычно под «экологическим образованием» понимают воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и в образовательной деятельности. В реализации задач экологического образования большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, экологическая тропа, включающая в себя мини-огород, цветочную поляну, зеленую аптеку, птичий двор, тенистую аллею, березовый пруд и другие станции, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организацию систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

  • познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
  • эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);
  • оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);
  • становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);
  • формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);
  • экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его в изобразительной, игровой деятельности, конструировании и других), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.

Таким образом, экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей.

В нашем дошкольном образовательном  учреждении экологическое воспитание осуществляется через следующую модель построения предметно-пространственной развивающей среды:

Центр «Моя любимая  книжка»

Центр «Звукарик»

Центр «Речецветик»

Центр «Здоровячок»№»»»»

Центр двигательной активности

Игровой центр

Центр «Юные помощники»

Центр безопасности

Центр краеведения

Центр уединения

Центр эксперименти-рования (в группах и на территории доу)

Центр математики

Центр сенсорного развития

Центр «Веселые нотки»

Центр театра

Центр природы (в группах и на территории доу)

Центр творчестваа

Работа  по экологическому воспитанию в центрах  активности и на территории дошкольного учреждения проводится по различным направлениям:

  • организация музыкальной деятельности, усиливающая эмоциональное восприятие ребенком природы; 
  • подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе), в том числе для сопровождения экологических игр.
  • использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки,  живопись, глиняные игрушки).
  • закрепление материалов экологического воспитания в процессе рисования, аппликации, лепки;
  • изготовление  наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.
  • подбор художественных произведений к экологической тематике;
  • изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала.
  • изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
  • формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории
  • реализация проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).
  • знакомство с миром профессий, связанных с экологией (наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций).
  • подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре природы   группы, мини-лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке.
  • участие в подготовке и проведении  экологических праздников детского сада, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных.
  • дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр на закрепление экологических  понятий.
  • чтение с обсуждением  произведения.
  • экологические акции и десант.
  • наблюдения и работа на экологической тропе на территории ДОУ
  • подборка наглядных пособий (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов),
  • включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).

При разработке данной модели, педагогами было создано развивающее пространство, которое позволяет стимулировать  у детей познавательные способности. Формирует нравственно-ценностное поведение в природе, обогащение экологических представлений, развитие эстетического восприятия  природы, закрепление и обобщение знаний, полученных воспитанниками в процессе «проживания» в данной модели предметно-пространственной среды. Помогает в приобретении навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения.

Список используемой литературы

.

  1. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — С-Пб.: Детство-пресс, 2003.
  2. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста/О.В.Толстикова, О.В.Савельева. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014.
  3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 2005.
  4. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007.
  5. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. Практико-ориентированное пособие / авт-сост.: Н.В.Федяева, Г.А.белодед. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.
  6. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1993
  7. Справочник старшего воспитателя / авт. – сост. Н.А.Кочетова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013
  8. Создание эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Из опыта работы О. В. Преловской, воспитателя МДОУ «Детский сад № 2 с.Ленинское». — Биробиджан: ОблИПКПР, 2011.
  9.  Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  10.   Сеть социальных работников образования.      http://nsportal.ru