Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
статья по теме

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gazeta_doshkolnoe_detstvo.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №26»

Консультация для родителей

«Игры природоведческого содержания  как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

подготовила Козлова Лариса Александровна

Дошкольное  детство – это  период  игры.  Это  подтверждают  многие  педагоги  и  психологи,  это  знают  все  современные  родители.  Игра  в  детские  годы  преобладает над  всеми  другими занятиями  ребенка.  Именно  поэтому  психолог  Л.С.Выготский  в своих работах назвал её  ведущим  видом  деятельности дошкольника.

  Игра,  по  его  мнению,  оказывает  на  дошкольника  развивающее  воздействие.  В  сюжетно-ролевых  играх  ребенок  приобщает  себя  к  социальному  миру  взрослых  людей.  В  одно  мгновение  он  может  стать  шофером,  продавцом,  врачом,  пожарным.  Свои  познания  в  области  труда  и  деятельности  взрослых  при  участии  творчества  и  фантазии  ребенок  воплощает  в  интересную  игру.  Особенно  захватывающими  являются  игры  сверстников:  дети  распределяют  роли  и  воспроизводят  не  только  профессиональные  действия  взрослых,  но  и  их  взаимоотношения.

  Дидактические  игры  обычно  содержат  определенную  умственную  задачу.  Разрезные  картинки,  различные  настольно-печатные  и  словесные  игры  развивают  мыслительные  способности,  память,  внимание  детей,  умение  использовать  приобретенные  знания  в  новых  ситуациях.  Дидактические  игры  чаще  всего  бывают  совместными  и  требуют  двух-трех  и  более  участников.  Все  совместные  игры  развивают  в  детях  общительность,  коммуникабельность,  умение  строить  взаимоотношения  со  сверстниками,  подчинятся  установленным  правилам  игры.  В  подвижных  играх  совершенствуется  координация  движений,  формируются  двигательные  навыки  и  умения,  развиваются  сила  и  выносливость.

  Игра  доставляет  ребенку  большую  радость,  потому  что  дает  ему  возможность  активно  действовать.  « Ребенок  до  десятилетнего  возраста, - писал  М.Горький, - требует  забав,  и  требование  его  биологически  законно.  Он  хочет  играть,  он  играет  всем  и  познает  окружающий  его  мир  и,  прежде  всего  и  легче  всего,  в  игре,  игрой ».  Очень  нравятся  дошкольникам  игры  в  семейном  кругу.  Старшие  братья  и  сестры  охотно  включаются  в  них.  Взрослые  члены  семьи  также  могут  быть  прямыми или  косвенными  участниками  сюжетно-ролевых  игр  детей.  Участие  в  игре  помогает  взрослым  проникнуть  в  мир  интересов  ребёнка.

Известно,  что  существуют  самые  разные  темы  и  сюжеты  игр.  Важное  место  занимают  игры  с  природным  содержанием,  которые  строятся  на  знаниях  ребёнка  в  этой  области  и  отражают  тот  или  иной  вид  деятельности  людей  в  природе.  Если  родители  активно  приобщают  ребёнка  к  природе  через  непосредственные  наблюдения,  труд,  художественную  литературу,  телепередачи  и  т.д., заинтересованность  этой  «областью  действительности»,  несомненно,  найдёт  отражение  в  играх.

Сюжетно-ролевая  игра  с  природным  содержанием  может  быть  развёрнута  дошкольником  на  основе  впечатлений  от  различных  его  жизни:  посещения  цирка,  поездки  на  юг  или  в деревню  и  т.д.  В  любом  случае  игра  может  быть  тактично  поддержана  взрослыми,  которые  найдут  способы  углубления  знаний  и  интересов  ребёнка.  Важно,  чтобы  взрослый  понимал,  что  игра- это  серьёзное  дело:  в  ней  ребёнок  реализует  себя  как  деловой  человек,  показывает  свою  осведомлённость,  проявляет  активность  и  творчество.  Деликатное  вмешательство  взрослых  обобщает  содержание  игры,  улучшает  их  отношения  с  ребёнком.

В  семье  можно  широко  использовать  дидактические  игры  природоведческого  содержания.  В  каждом  доме  найдутся  настольно-печатные  игры,  например:  «Зоологическое  лото»,  «Кто,  где  живёт»,  «Живая  природа»  и  т.д.  Время  от  времени  на  досуге   играйте  с  детьми  в  эти  игры.  Это  поможет  ребёнку  запомнить  названия  растений  и  животных.  Кроме  того  рассматривая  карточки  лото,  вместе  вспомните,  где  вы  видели  такие  растения,  где  встречали  таких  животных:  поговорите  об  их  особенностях  и  образе  жизни,  среде  обитания,  повадках.  С  детьми  можно  играть  в  словесно-дидактические  игры,  даже  когда  взрослые  заняты  приготовлением  пищи,  а  ребёнок  находится  рядом  и  не  знает,  чем  заняться.

-  Давай  поиграем.  Я  буду  загадывать  вкусные  загадки,  а  ты  должен  отгадывать  их. «Ну-ка,  закрой  глаза  и  открой  рот!»-  говорит  взрослый  и  кладёт  в  рот  малышу  кусочек  морковки,  которую  режет  для  супа.  Ребёнок  хрустит  ею,  улыбается  и,  конечно,  сразу  отгадывает,  что  это,  а  взрослый  как  бы  ненароком  спрашивает,  как  же  он  догадался.  Определить  морковку  на  вкус  не  сложно - каждый  ребёнок  пробовал  её,  сырую  или  варёную.  Труднее  выделить  и  назвать  её  характерные  признаки:  твёрдая,  хрустит,  когда  ешь, - сладкая.  Можно  положить  ребёнку  в  рот  капусту,  свеклу,  веточку  укропа,  лук  и  т.д.  Ребёнок  отгадывает  и  объясняет,  как  он  разгадал  «съедобную»  загадку.

Можно  предложить  отгадывать  фрукты  или  овощи  на  ощупь  ребёнок  закрывает  глаза,  а  взрослый  кладёт  ему  в  руки  яблоко,  морковку  или  луковицу.  Ощупав  предмет,  ребёнок  должен  отгадать  и  назвать  его.  

Игра  способствует  развитию  сенсорных  способностей  ребёнка  и  может  долго  его  занимать;  её  можно  разнообразить:  класть  в  руки  малышу  то  хорошо  знакомые,  то  малознакомые  предметы;  то  один,  то  два  плода  для  их  сравнения  и  т.д.

Важной  особенностью  словесно-дидактических  игр  является  возможность  развивать  с  их  помощью  речь  и  мыслительные  способности  ребёнка.  В  самых  разных  ситуациях  можно  использовать  игру  «Отгадай  по  описанию».  Вот  мама  с  ребёнком  возвращается  из  детского  сада  и  заходит  в  овощной  магазин.  Мама  рассматривает  товар  на  прилавке  и  решает,  что  надо  купить.  Чтобы  скрасить  ожидание  ребёнка,  она  предлагает  поиграть.  

-  Хочешь  узнать,  что  я  буду  покупать?- спрашивает  мама  и,  получив  утвердительный  ответ,  продолжает.  -  Я  буду  загадывать  тебе  загадки  про  овощи,  а  ты  по  описанию  отгадай,  что  это.  Слушай:  растёт  в  огороде,  на  грядке,  сидит  в  земле  долго;  сама  круглая  с  хвостиком,  тёмно-красная.  Что  это?  Ребёнок,  наверняка,  отгадает,  что  это  свекла.  Можно  предложить  ребёнку  самостоятельно  придумать  загадки-описания,  это  будет  способствовать  развитию  его  речи.

-  Теперь  ты  придумай  загадку.  Сходи  к  прилавку,  посмотри,  что  там  есть,  и  загадай  мне.  Я  попробую  отгадать.

Старайтесь  чаще  играть  с  ребёнком  в  словесные  игры -  они  не  требуют  особых  условий  и  дополнительного  материала.

Словесные  дидактические  игры  развивают  в  ребёнке  не  только  восприятие  и  речь,  а  также  умение  анализировать  и  описывать;  они  учат  детей  обобщать  явления,  классифицировать  предметы:  относить  их  к  той  или  иной категории.

Вот  некоторые  игры.

«Когда  это  бывает?»  (взрослый  называет  природное  явление,  а  ребёнок  время  года).  Например:

-  снег  идёт  ….  (зимой)

-  радуга  на  небе  ….  (летом)

-  прилетают  скворцы  …. (весной)  и  т.д.

«Что  в  природе  бывает  круглым?»  (солнце,  луна,  планеты,  апельсин  и  т.д.).

«Что  третье?»  (взрослый  называет  два  похожих  предмета,  а  ребёнок  должен  подобрать  к  ним  третий).  Например:  

-  ворона,  голубь (сорока)

-  солнце,  облако  (радуга)

-  цветок,  лист  (корень)  и  т.д.

Организуя  различные  игры,  помните,  что  ребёнок  будет  активен  и  получит  удовольствие  лишь  в  том  случае,  если  игра  ему  интересна,  основана  на  знакомых  вещах.  При  этом  у  него  будут  развиваться  быстрота  реакции,  ориентировка  в  пространстве,  появится  возможность  использовать  имеющиеся  знания.

           

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет, сада.- 2-е изд., дораб. – М.: просвещение, 1991.- 160с.
  2. О. Газина  Играя, изучаем природу // Дошкольное  Воспитание №7/1995- с.14
  3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.