ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) на тему
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: « Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?». Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений. В настоящее время система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Всё шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Процесс информатизации в ДОУ обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(из опыта работы)
Г.П.Кузнецова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №101»
Нижегородская область, г..Дзержинск
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: « Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».
Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.
В настоящее время система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Всё шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Процесс информатизации в ДОУ обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества.
В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий - виртуальные, интерактивные экскурсии. Такие экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны, полюбоваться красотой природы своего края и разных уголков нашей родины.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
Осуществляя работу в направлении информатизации образовательного процесса, педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения работает по теме «Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой».
Цель нашей работы заключается в обеспечении высокого качества воспитательного процесса в направлении ознакомления детей с природой на основе использования информационных технологий.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
- Разработать новые методические пособия по ознакомлению с природой, способствующие формированию у детей основ экологического образования, на основе сочетания традиционных форм работы и новых технических возможностей;
- Обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов дошкольного учреждения;
- Привлечь родителей к активному участию в создании электронных пособий;
- Установить сотрудничество с эколого – биологическим центром г. Дзержинска для взаимодействия по всевозможным аспектам экологизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
В основе подготовки виртуальной экскурсии мы используем следующий алгоритм действий, позволяющий добиться максимального результата:
- Определение цели и задач экскурсии. Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели.
- Выбор темы. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое.
- Отбор литературы и составление библиографии.
- Определение источников экскурсионного материала.
- Отбор и изучение экскурсионных объектов. Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. Количество проанализированных объектов может варьироваться от 10 до 20.
- Организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериала, иллюстраций природоведческого характера в Интернете, в библиотеках, в экологических центрах, во время экскурсий в природу и т.п.
- Составление маршрута экскурсии на основе видеоряда. Последовательность материал видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
- Подготовка текста экскурсии. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Составленный в соответствии с этими требованиями текст, представляет собой готовый для «использования» рассказ.
- Определение техники ведения виртуальной экскурсии.
- Показ экскурсии. Провести её можно разными способами:
- фотопутешествие (с каким - либо героем);
- видеоэкскурсия, проводимая ребёнком, членами его семьи (комментарии);
- видеопутешествие (какой - либо семьи).
Проведение экскурсии мы рекомендуем начинать со вступительной беседы с воспитанниками.
В активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий мы используем поисковый метод, где дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с группой обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления детей; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, подготовить рассказ, составить альбомы.
Для реализации поставленных задач, в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Обновлено и дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения персональными компьютерами (в т.ч. ноутбуком), проектором, демонстрационным экраном, что позволило создать иллюстративный материал и методические пособия, демонстрировать учебные фильмы по экологии, привлечь к созданию электронных пособий родителей, использовать интернет-ресурс.
В ходе работы мы привлекали родителей к сбору и оформлению коллекций фотографий, видеоматериалов, снятых ими во время прогулок в парке, в лесу, для дальнейшей переработки и создания электронных пособий, слайдов для детей.
Педагоги нашего дошкольного учреждения активно сотрудничают с работниками Краеведческого музея и эколого - биологического центра по следующим направлениям:
- сбор фотографий и видеоматериала природных объектов,
- проведение эколого-просветительских мероприятий для дошкольников, их родителей и педагогов.
Таким образом, использование виртуальных экскурсий делает воспитательно – образовательный процесс в детском саду более интересным, качественным, результативным.
Литература
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1992г.
2. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПPЕСС, 1998г.
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
4. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-419651-1394825347.jpg)
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-311680-1487006893.jpg)
Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Экологическое воспитание проходит через все образовательные области. И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-337163-1394969160.jpg)
Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...
Консультация для родителей на тему «Природа и нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе....
Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
В статье рассматривается использование технологии проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/16/picture-1105302-1639676945.jpg)
Труд в природе как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Что посеешь, то и получишь» предназначен для детей ОНР старшего дошкольного возраста и включает в себя такие методы и приемы, как наб...