«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
материал (младшая группа)

Красникова Александра Алексеевна

План работы по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnikvaplansamoobrazovanie.docx40.18 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область                                                                                                      Администрация Городского округа Подольск                                                                                       Комитет по образованию                                                                                         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                 детский сад общеразвивающего вида № 10                                                                   Московская область, Городской округ Подольск, ул. Чистова, д. 13А, т. 8 (4967) 53-52-65                            e-mail: 10_mdou@mail.ru _____________________________________________________________________________

План работы  по теме самообразования

за 2017-2018 учебный год

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

        Выполнила:

воспитатель Красникова А.А.

Г.о.Подольск 2018

Актуальность работы заключается в следующем: Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

  Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

   Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

В качестве средств сенсорного воспитания  у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

      Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

   Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

   Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

   Рисование и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке  то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

   Таким образом, актуальность работы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.  

Цель: Создание в дошкольном образовательном учреждении условий для эффективного сенсорного развития дошкольноков

Задачи: Обеспечить накопление и усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношений предметов и явлений;

Овладение новыми действиями восприятия позволяющими более полнои объемно воспринимать окружающий мир;

Создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировке в окружающем их предметном мире;

Своевременное и правильное соединение опыта со словом.

 

Предполагаемый результат:сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.

Овладение навыком вычленения определенного цвета на основе сопоставления объектов двух цветов(действия по подражанию).

Выполние сравнения, соотнесения объектов по цвету и выполнение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу).

Овладевание умением определять цвет и называть его  (действия по словесному указанию).

Форма самообразования: индивидуальная .

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме

Посщение ОД у воспитателей своего ДОУ и города

Посещение педсоветов , семинаров, конференций

Самоанализ открытых мероприятий

Напраление познавательной активности:

Обучение детей предметным действиям требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.

Овладению знаниями о внешних свойствах предметов, достижение путем достижения их между собой ( так как на этом возрастном этапе дети не владеют  эталонными представлениями).

Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;

Установления связей и зависимости между предметаит, явлениями и событиями, что приводит к появлению в сознании ребенка целстной системы представлений.

Методы и приемы сенсорного воспитания:

Успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов при работе с мозаикой, рисовании красками.

 В планировании методов обучения четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению (объяснения должны быть предельно краткими, чтоб не отвлекать от зрительного восприятия). При самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях приводит индивидуальное обучение.

Приемы, используемые при формировании сенсорного развития традиционны:

Наглядные- наблюдения, рассматривание картин.

Практические — упражнения, игры, эксперименты, проектная деятельность.

Словесные — рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Методические рекомендации

В рамках методических принципов, обозначенных основной общеразвивающей программой разработана система математического развития  детей на основе сенсорного воспитания, в которую включены разные формы работы. Важно задействовать все органы чувств ребенка: не только зрение, но и вкус, обоняние, осязание, слух. Свойства предметов ребенок изучает в процессе практического манипулирования с ними. Одна из форм работы – специально организованная непрерывная непосредственная образовательная деятельность в которой  понятия закрепляются в интегрированном виде через детскую деятельность: продуктивную, предметно-манипулятивную, познавательно-речевую.

В режиме дня ребенка есть постоянные, имеющие место только раз в сутки, в определенное время виды деятельности: приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон; есть и такие, которые повторяются несколько раз в течение дня, в разные части суток игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка. Время  проведения видов деятельности связываю с определенными названиями частей суток, говорю с детьми об этой деятельности и времени, показывая на картинках. Работая с трехлетними детьми, в непосредственной образовательной деятельности использую личный опыт ребенка. Ознакомление с частями суток  начинаю с бесед, для большей  заинтересованности детей обязательно использую игрушку (сказочного персонажа или куклу), которым дети будут рассказывать, когда и что они делают.

Дидактические игры и упражнения наиболее доступны и полезны в математическом развитии младших дошкольников, все они не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и вполне доступны для реализации в домашних условиях. Большая часть игр и упражнений построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Названные игры провожу в свободной деятельности детей.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не  ставлю целью запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Иногда малыш треугольник  называл «угольником» или «крышей», но занимаясь с детьми, употребляя названия форм и цветов правильно, дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение  зафиксировано только в словесной форме.

Повседневное общение с ребенком, а также специально организованная деятельность дали возможность ввести сначала в пассивный, а к концу года в активный словарь ребенка слова, характеризующие разные временные отрезки: скоро — нескоро, сейчас — потом, день — ночь, сегодня - завтра - вчера, лето - зима и т.д.

Формы проведения

Образовательная деятельность. Планируя ОД по ознакомлению с цветом,  придерживаться  принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий.    В содержании ОД используются дидактические игры и игровые упражнения.

 В практике работы ДОУ используются информационные технологии, позволяющие формировать знания, умения и навыки, активизировать потенциал ребёнка.

Игровая технология занимает значительное место в организации работы с дошкольниками. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных образовательных учреждениях.

Игровая форма ОД в группах раннего возраста создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Месяц

Тема

Содержание  работы

Практический выход

Сентябрь

Подготовительный этап

Дидактические и словесные игры

  1. Составление плана работы по самообразованию

Наличие плана работы по самообразованию

  1. Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию

Литература для изучения:

  1. Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». –АРКТИ, 2014
  2. Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста с учетом ФГОС ДО». – Волгоград, 2011.
  3. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013.

Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из  Интернет – источников.

Разработаны консультации для работы с родителями.

  1. Проведение наблюдения и выявление уровня
  2. Изучение уровня сенсорного развития детей в ходе применения специализированных дидактических игр

Заполнение документации мониторига  детей и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на начало года

Проведение консультации для родителей «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» и «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Октябрь

Ноябрь

Воспитание должно быть свободно.

Тактильная дорожка

Сенсорное развитие - это чувственное восприятие мира

  1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения:

  1. Журнал «Домашняя школа Монтессори», 2001.
  2. Журнал «Для самых маленьких», 2001.
  3. Работы Марии Монтессори по всестороннему развитию детей из различных Интернет – источников.

  1. Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

  1. Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Как провести выходной день с ребенком».

Декабрь

  1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения: Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007.

  1. Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Какие игрушки необходимы детям».

  1. Создание развивающего оборудования «Тактильная дорожка», обучение детей работе с ним

Наличие оборудования

Январь

  1. Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Первые уроки нравственности для детей раннего дошкольного возраста».

  1. Продолжать формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

  1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения:

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение

Февраль

Изучить книгу

Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Проведение игр:

 Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

,,Чудесный мешочек,,

,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному  признаку)

,,Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала

Март

Изучить книгу

«Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

,, Найди предмет указанной формы,, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

,,Из каких фигур состоит…?,,  (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

,,Найди предмет такой же формы,,  (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

,,Какая фигура лишняя?,,    (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)        

Специальные занятия по сенсорному воспитанию

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

Апрель

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования  ns portal.ru)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

,,Сравни предметы по высоте,,

,,Самая длинная, самая короткая,, (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

,,Разноцветные кружки,, (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

,,В какую коробку?,,  (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

,,Дальше - ближе,, (предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.)

Май

Посещение городских  методических объединений

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

,,Какого цвета не стало?,,

,,Какого цвета предмет?,, (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

,,Собери  гирлянду,, (предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)

,,Какие цвета использованы?,, (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

,,Уточним цвет,, (учить различать и называть близкие цвета

Сенсорное развитие осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж...

«План по самообразованию педагога» Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» первая младшая группа

Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.Задачи:1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый...

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Презентация "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий в рамках реализации ФГОС ДО"

Основная задача – научить детей воспринимать предметы, четко различать их многочисленные свойства и отношения (форму, цвет, величину, расположение в пространстве и др.)...

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

     Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.        Сенсорное развитие ребёнка  -  это развитие ...