«Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
статья (младшая группа)
Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_mgpi_gavrilova_ee.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт
им. М.Е. Евсевьева
«Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
Выступила: Гаврилова Е.Е.. – воспитатель МБДОУ Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. с сообщением на межрегиональной научно-практической конференции «Роль семьи и образовательных организаций в сохранении родного языка и культуры мордовского народа»
|
г. Саранск 2017 г.
«Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях современного детского сада» (из опыта работы)
Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности:
- Это воспитание патриотических чувств, уважения к народным традициям, приобщению детей к ценностям родной музыкальной культуры.
- Это возникновение у детей желания: знакомиться с народным творчеством (песни, танцы, хороводы, игры, сказки), с народным костюмом; играть на народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, колокольчики, бубенцы и др.).
- Это развивать умение выразительно двигаться, говорить, петь, подражать, изображать действия героя, инсценировать прибаутки, потешки, дразнилки, колыбельные песни, сказки.
Поликультурное воспитание детей в условиях современного ДОУ осуществляется в трех направлениях:
- Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценности и т.д.)
- Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства)
- Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении)
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста необходимо использовать различные средства:
Создание атмосферы национального быта – неотъемлемая часть поликультурного воспитания
Известно, что с раннего дошкольного возраста окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского, мордовского или татарского народа.
Этого мы достигаем через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского, мордовского, татарского народного быта.
Для этого мы оборудуем в группе мини – музей, экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.
Традиционные и обрядовые праздники, как средство поликультурного воспитания
- Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, преобразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.
- Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными» (Осенний праздник-Праздник «Урожая», Пасха, Троица, Сабантуй, Масленница и мн. другие.)
В нашей группе раздники: «Осень к нам пришла», «Праздник мам», «В гостях у деда Мороза»
Народное искусство, как поликультурное образование
- Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в них отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей…
- Рассматривая народное искусство, как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей.
- Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.
- Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус.
В детском саду были проведены выставки-конкурсы совместных творческих работ детей и родителей : «Осенние фантазии», «Креативная елка», «Бабань парь»
Народные подвижные игры – средство поликультурного воспитания.
Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, народа живущего рядом, к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей
Народные танцы- средство поликультурного воспитания.
Одним из эффективных путей и средств формирования личности, толерантной, уважающей других народов, является ознакомление ребенка с традициями, обычаями, этикетом, танцами разных народов. Танцевальное искусство, связанное с историей народа, близко и понятно ребенку и вызывает яркие эмоциональные реакции. Танец вызывает у детей эмоции симпатии и дружбы к представителям других национальностей. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы танцевальной культуры впоследствии станет той основой, которая поможет становлению личности, с интернациональным мышлением с развитой культурой межнационального общения.
Народный фольклор как средство поликультурного воспитания.
- В песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Начиная с самого рождения дети сталкиваются с народным фольклором - с колыбельных песен матерей, затем мы просто «не расстаемся» с пестушками, потешками, используем в образовательной и игровой деятельности частушки.
- В устном народном творчестве как нигде отразились черты разнообразного национального характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. (Мы читаем с детьми произведения мордовских писателей, ставим инсценировки мордовских, татарских и русских национальных сказок).
- Лучшие черты характера ребенка закладываются в младшем дошкольном возрасте через соприкосновении с миром национальных сказок.
Эффективность использования всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ
Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ...
Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....
Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж...
Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире. Анализ научных исследований и современной социокультурной ситуации свидетельствует о том, что и...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»...
«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
С 2019 года МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации&raq...
Презентация "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ"
Цель презентации: обобщить опыт работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях современной социокультурной ситуации развития в ДОУ....