План работы по самообразованию на тему «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
материал
Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
План самообразования педагога в детском образовательном учреждении (ДОУ) — это важный инструмент, который помогает педагогу развиваться профессионально и личностно, а также улучшать качество образовательного процесса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
на 2023-2025 учебный год
Тема: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
Подготовил:
старший воспитатель Сороковых Е.Н
Тема: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
Цель: Повышение профессиональной компетентности в области ранней профориентации дошкольников, создание условий для формирования у детей представлений о мире профессий, развитие их интересов и способностей.
Задачи:
- повысить свой уровень самообразования путём изучения нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу формирования ранней профориентации у детей дошкольного возраста;
- расширить свои знания о разнообразных методах по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста (кейс-технология, встречи с родителями, создание картотек и мини-книг на тему профессий, инструменты в профессиях, загадки о профессиях и инструментах)
- повысить заинтересованность воспитанников и их родителей к профессиям и ранней профессиональной ориентации;
- привлечь родителей воспитанников в системе «педагог-ребёнок-родитель» к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями (анкетирование, беседы воспитателя о профессиях в семье, проведение ООД с родителями, совместное пополнение картотек и мини-книг на тему профессий, инструменты в профессиях, загадки о профессиях и инструментах);
- подготовить методический материал, картотеки и мини-книги на тему профессий, инструменты в профессиях, загадки о профессиях и инструментах; разработать перспективный план работы с детьми и родителями, план самообразования,
- обеспечить психологическое, эмоциональное благополучие участников и повысить общекультурный уровень участников образовательного процесса;
- обобщить опыт работы по теме самообразования;
- организовать в группах ДОУ развивающую предметно- пространственную среду и условия для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста по формированию у детей ранней профориентации.
Актуальность выбранной темы:
Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Профессиональная ориентация детей– это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина и др. отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удовольствий от жизни. Молодое поколение рассматривают профессиональный труд в большем случае как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и желаний. Формирование системных знаний о труде взрослых начинает уже в дошкольном возрасте и предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности, который имеет ценностную значимость - удовлетворять ту или иную потребность. Другими словами, происходит связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, формирование предпринимательских навыков представляет собой необходимый процесс. Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать.
I. Теоретическая подготовка:
- Изучение нормативно-правовой базы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – разделы, касающиеся социально-коммуникативного и познавательного развития.
- Методические рекомендации по организации профориентационной работы в ДОУ.
- Законодательство РФ о труде и образовании (в части, касающейся детей дошкольного возраста).
- Изучение психолого-педагогической литературы по теме:
- Основные концепции и подходы к ранней профориентации:
- Теории профессионального самоопределения (Дж. Холланд, Э. Гинзберг, Д. Сьюпер и др.) – адаптация для дошкольного возраста.
- Идеи Л.С. Выготского о ведущей роли деятельности и социальной среды в развитии ребенка.
- Концепции формирования "образа Я" и самооценки у дошкольников.
- Психологические особенности дошкольников в контексте профориентации:
- Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение) и их связь с формированием интересов.
- Формирование мотивации к деятельности.
- Развитие эмоционально-волевой сферы и ее влияние на выбор.
- Особенности игровой деятельности как средства профориентации.
- Методики и технологии ранней профориентации:
- Игровые методы (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-путешествия).
- Проектная деятельность.
- Экскурсии и целевые прогулки.
- Беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и видеоматериалов о профессиях.
- Трудовая деятельность в ДОУ (самообслуживание, труд в природе, ручной труд).
- Использование ИКТ в профориентационной работе.
- Изучение современных тенденций на рынке труда:
- Обзор востребованных профессий в регионе и стране.
- Профессии будущего, связанные с инновационными технологиями.
- Профессии, требующие творческого подхода и коммуникативных навыков.
II. Практическая деятельность:
- Разработка и реализация профориентационных мероприятий:
- Тематические дни/недели профессий: «День строителя», «Путешествие в мир профессий.
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Стройка», «Парикмахерская», «Космодром».
- Дидактические игры: «Кто что делает?», «Угадай профессию по инструменту», «Профессии в картинках».
- Проектная деятельность: «Моя будущая профессия» (создание коллажей, рисунков, мини-презентаций), «Как мы помогаем взрослым» (изучение труда родителей), «Мир профессий: первые шаги»
- Экскурсии и целевые прогулки: Посещение ближайших предприятий (если возможно и безопасно), знакомство с работой дворника, почтальона, продавца, водителя.
- Встречи с представителями профессий: Приглашение родителей, сотрудников ДОУ (повар, медсестра, сторож) для рассказа о своей работе.
- Организация трудовой деятельности: Дежурство по столовой, уход за растениями в уголке природы, уборка групповой комнаты, изготовление поделок для украшения ДОУ.
- Использование художественной литературы и ИКТ: Чтение книг о профессиях, просмотр познавательных мультфильмов и видеороликов, использование интерактивных игр и приложений.
- Создание РППС:
- Оформление тематических уголков: «Мир профессий», «Мастерская», «Больница», «Магазин».
- Подбор соответствующего игрового материала: костюмы, атрибуты, инструменты, игрушки, изображающие представителей разных профессий.
- Создание библиотеки книг и иллюстраций о профессиях.
- Размещение наглядной информации (плакаты, схемы) о профессиях.
- Индивидуальная работа с детьми:
- Наблюдение за интересами и склонностями детей в игре и других видах деятельности.
- Беседы с детьми об их предпочтениях, мечтах, желаниях.
- Поддержка и развитие детских инициатив, связанных с подражанием профессиональной деятельности.
- Взаимодействие с родителями:
- Проведение родительских собраний на тему ранней профориентации.
- Консультации для родителей по вопросам формирования представлений о профессиях у детей.
- Привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях ДОУ (рассказы о своей профессии, помощь в создании атрибутов для игр).
- Рекомендации родителям по организации игр и чтению литературы о профессиях дома.
III. Аналитическая и методическая работа:
- Анализ результативности профориентационной работы:
- Наблюдение за изменениями в интересах и предпочтениях детей.
- Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, сочинения).
- Оценка уровня сформированности представлений о профессиях у детей (через беседы, игры).
- Сбор обратной связи от детей и родителей.
- Систематизация и обобщение опыта:
- Ведение методической копилки (сценарии занятий, игр, конспекты бесед).
- Подготовка отчетов и презентаций по итогам профориентационной работы.
- Участие в методических объединениях, семинарах, конференциях по теме ранней профориентации.
- Публикация методических материалов на педагогических порталах, в профессиональных изданиях.
- Повышение квалификации:
- Прохождение курсов повышения квалификации по теме ранней профориентации, детской психологии, педагогическим технологиям.
- Самостоятельное изучение новых методик и подходов в области профориентации.
- Посещение мастер-классов и тренингов.
- Изучение передового опыта:
- Анализ опыта работы других ДОУ и педагогов по ранней профориентации.
- Изучение публикаций и исследований ведущих специалистов в данной области.
- Обмен опытом с коллегами на уровне ДОУ и за его пределами.
IV. Самооценка и рефлексия:
- Регулярная самооценка своей деятельности по организации профориентационной работы.
- Анализ сильных и слабых сторон, выявление областей для дальнейшего развития.
- Постановка новых целей и задач для дальнейшего профессионального роста.
Сроки реализации: Постоянно, с ежегодной корректировкой плана в зависимости от достигнутых результатов и новых профессиональных задач.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателя в области ранней профориентации.
- Формирование у дошкольников устойчивого интереса к миру профессий, развитие познавательной активности.
- Развитие у детей начальных представлений о своих способностях и склонностях.
- Создание в ДОУ благоприятной среды для формирования основ профессионального самоопределения.
- Повышение уровня взаимодействия с родителями по вопросам ранней профориентации.
Ресурсы:
- Методическая литература, научные статьи, журналы.
- Интернет-ресурсы (педагогические порталы, сайты по профориентации).
- Дидактические материалы, игры, игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- Художественная литература, иллюстрации, мультфильмы, видеоматериалы.
- Материалы для организации трудовой деятельности.
- Возможность посещения предприятий (при наличии).
- Сотрудничество с родителями и представителями различных профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД"
План работы на целыйгод по самообразованию для воспитателей д/с. Содержит цель, задачи , используемую литературу и описание работы по месяцам....

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»
В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям дошкольного возраста войти в социально- экономическую жизнь. Создание осн...
«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
С 2019 года МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации&raq...

План работы по самообразованию на тему: « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...

План работы по самообразованию на тему: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через приобщение к природе и культуре родного края" для детей подготовительной к школе группы.
Администрация муниципального образования «Город Саратов»Администрация Ленинского районаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад ...
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "Организация работы педагогов ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста с использованием современных методов обучения"
Опыт работы старшего воспитателя ДОУ об организации работы по ранней профориентации дошкольников....
