План работы по самообразованию на тему «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
материал

Сороковых Елена

Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

План самообразования педагога в детском образовательном учреждении (ДОУ) — это важный инструмент, который помогает педагогу развиваться профессионально и личностно, а также улучшать качество образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

на 2023-2025 учебный год

Тема: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»

Подготовил:

старший воспитатель Сороковых Е.Н

Тема: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»

Цель: Повышение профессиональной компетентности в области ранней профориентации дошкольников, создание условий для формирования у детей представлений о мире профессий, развитие их интересов и способностей.

Задачи:

  • повысить свой уровень самообразования путём изучения нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу формирования ранней профориентации у детей дошкольного возраста;
  • расширить свои знания о разнообразных методах по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста (кейс-технология, встречи с родителями, создание картотек и мини-книг на тему профессий, инструменты в профессиях, загадки о профессиях и инструментах)
  • повысить заинтересованность воспитанников и их родителей к профессиям и ранней профессиональной ориентации;
  • привлечь родителей воспитанников в системе «педагог-ребёнок-родитель» к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями (анкетирование, беседы воспитателя о профессиях в семье, проведение ООД с родителями, совместное пополнение картотек и мини-книг на тему профессий, инструменты в профессиях, загадки о профессиях и инструментах);
  • подготовить методический материал, картотеки и мини-книги на тему профессий, инструменты в профессиях, загадки о профессиях и инструментах; разработать перспективный план работы с детьми и родителями, план самообразования,
  • обеспечить психологическое, эмоциональное благополучие участников и повысить общекультурный уровень участников образовательного процесса;
  • обобщить опыт работы по теме самообразования;
  • организовать в группах ДОУ развивающую предметно- пространственную среду и условия для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста по формированию у детей ранней профориентации.

Актуальность выбранной темы:

Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Профессиональная ориентация детей– это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина и др. отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удовольствий от жизни. Молодое поколение рассматривают профессиональный труд в большем случае как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и желаний. Формирование системных знаний о труде взрослых начинает уже в дошкольном возрасте и предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности, который имеет ценностную значимость - удовлетворять ту или иную потребность. Другими словами, происходит связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, формирование предпринимательских навыков представляет собой необходимый процесс. Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать.

I. Теоретическая подготовка:

  • Изучение нормативно-правовой базы:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – разделы, касающиеся социально-коммуникативного и познавательного развития.
  • Методические рекомендации по организации профориентационной работы в ДОУ.
  • Законодательство РФ о труде и образовании (в части, касающейся детей дошкольного возраста).
  • Изучение психолого-педагогической литературы по теме:
  • Основные концепции и подходы к ранней профориентации:
  • Теории профессионального самоопределения (Дж. Холланд, Э. Гинзберг, Д. Сьюпер и др.) – адаптация для дошкольного возраста.
  • Идеи Л.С. Выготского о ведущей роли деятельности и социальной среды в развитии ребенка.
  • Концепции формирования "образа Я" и самооценки у дошкольников.
  • Психологические особенности дошкольников в контексте профориентации:
  • Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение) и их связь с формированием интересов.
  • Формирование мотивации к деятельности.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и ее влияние на выбор.
  • Особенности игровой деятельности как средства профориентации.
  • Методики и технологии ранней профориентации:
  • Игровые методы (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-путешествия).
  • Проектная деятельность.
  • Экскурсии и целевые прогулки.
  • Беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и видеоматериалов о профессиях.
  • Трудовая деятельность в ДОУ (самообслуживание, труд в природе, ручной труд).
  • Использование ИКТ в профориентационной работе.
  • Изучение современных тенденций на рынке труда:
  • Обзор востребованных профессий в регионе и стране.
  • Профессии будущего, связанные с инновационными технологиями.
  • Профессии, требующие творческого подхода и коммуникативных навыков.

II. Практическая деятельность:

  • Разработка и реализация профориентационных мероприятий:
  • Тематические дни/недели профессий: «День строителя», «Путешествие в мир профессий.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Стройка», «Парикмахерская», «Космодром».
  • Дидактические игры: «Кто что делает?», «Угадай профессию по инструменту», «Профессии в картинках».
  • Проектная деятельность: «Моя будущая профессия» (создание коллажей, рисунков, мини-презентаций), «Как мы помогаем взрослым» (изучение труда родителей), «Мир профессий: первые шаги»
  • Экскурсии и целевые прогулки: Посещение ближайших предприятий (если возможно и безопасно), знакомство с работой дворника, почтальона, продавца, водителя.
  • Встречи с представителями профессий: Приглашение родителей, сотрудников ДОУ (повар, медсестра, сторож) для рассказа о своей работе.
  • Организация трудовой деятельности: Дежурство по столовой, уход за растениями в уголке природы, уборка групповой комнаты, изготовление поделок для украшения ДОУ.
  • Использование художественной литературы и ИКТ: Чтение книг о профессиях, просмотр познавательных мультфильмов и видеороликов, использование интерактивных игр и приложений.
  • Создание РППС:
  • Оформление тематических уголков: «Мир профессий», «Мастерская», «Больница», «Магазин».
  • Подбор соответствующего игрового материала: костюмы, атрибуты, инструменты, игрушки, изображающие представителей разных профессий.
  • Создание библиотеки книг и иллюстраций о профессиях.
  • Размещение наглядной информации (плакаты, схемы) о профессиях.
  • Индивидуальная работа с детьми:
  • Наблюдение за интересами и склонностями детей в игре и других видах деятельности.
  • Беседы с детьми об их предпочтениях, мечтах, желаниях.
  • Поддержка и развитие детских инициатив, связанных с подражанием профессиональной деятельности.
  • Взаимодействие с родителями:
  • Проведение родительских собраний на тему ранней профориентации.
  • Консультации для родителей по вопросам формирования представлений о профессиях у детей.
  • Привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях ДОУ (рассказы о своей профессии, помощь в создании атрибутов для игр).
  • Рекомендации родителям по организации игр и чтению литературы о профессиях дома.

III. Аналитическая и методическая работа:

  • Анализ результативности профориентационной работы:
  • Наблюдение за изменениями в интересах и предпочтениях детей.
  • Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, сочинения).
  • Оценка уровня сформированности представлений о профессиях у детей (через беседы, игры).
  • Сбор обратной связи от детей и родителей.
  • Систематизация и обобщение опыта:
  • Ведение методической копилки (сценарии занятий, игр, конспекты бесед).
  • Подготовка отчетов и презентаций по итогам профориентационной работы.
  • Участие в методических объединениях, семинарах, конференциях по теме ранней профориентации.
  • Публикация методических материалов на педагогических порталах, в профессиональных изданиях.
  • Повышение квалификации:
  • Прохождение курсов повышения квалификации по теме ранней профориентации, детской психологии, педагогическим технологиям.
  • Самостоятельное изучение новых методик и подходов в области профориентации.
  • Посещение мастер-классов и тренингов.
  • Изучение передового опыта:
  • Анализ опыта работы других ДОУ и педагогов по ранней профориентации.
  • Изучение публикаций и исследований ведущих специалистов в данной области.
  • Обмен опытом с коллегами на уровне ДОУ и за его пределами.

IV. Самооценка и рефлексия:

  • Регулярная самооценка своей деятельности по организации профориентационной работы.
  • Анализ сильных и слабых сторон, выявление областей для дальнейшего развития.
  • Постановка новых целей и задач для дальнейшего профессионального роста.

Сроки реализации: Постоянно, с ежегодной корректировкой плана в зависимости от достигнутых результатов и новых профессиональных задач.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателя в области ранней профориентации.
  • Формирование у дошкольников устойчивого интереса к миру профессий, развитие познавательной активности.
  • Развитие у детей начальных представлений о своих способностях и склонностях.
  • Создание в ДОУ благоприятной среды для формирования основ профессионального самоопределения.
  • Повышение уровня взаимодействия с родителями по вопросам ранней профориентации.

Ресурсы:

  • Методическая литература, научные статьи, журналы.
  • Интернет-ресурсы (педагогические порталы, сайты по профориентации).
  • Дидактические материалы, игры, игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
  • Художественная литература, иллюстрации, мультфильмы, видеоматериалы.
  • Материалы для организации трудовой деятельности.
  • Возможность посещения предприятий (при наличии).
  • Сотрудничество с родителями и представителями различных профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД"

План работы на целыйгод по самообразованию для воспитателей д/с. Содержит цель, задачи , используемую литературу и описание работы по месяцам....

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.  Помочь детям дошкольного возраста войти в социально-  экономическую жизнь. Создание осн...

«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»

С 2019 года  МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации&raq...

План работы по самообразованию на тему: « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...

План работы по самообразованию на тему: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через приобщение к природе и культуре родного края" для детей подготовительной к школе группы.

Администрация муниципального образования «Город Саратов»Администрация Ленинского районаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад ...