Проект по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества
проект по развитию речи (младшая группа) по теме

Ивашкова Александра Валерьевна

Проект по развитию связной речи  детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества

 

Тема проекта: «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Продолжительность проекта: шесть месяцев.

Сведения об участниках: проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.

Образовательная область: развитие речи.

Цель: с помощью устного народного творчества достичь высокого уровня развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.              ​ познакомить детей с жанровыми особенностями устного народного творчества;

2.              ​способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности;

3.               учить использовать средства лексической выразительности при создании связных высказываний.

Разделы:

1.              ​ актуальность темы проекта;

2.              ​ анализ проблемы образовательной области;

3.              ​план занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста  с использованием устного народного творчества;

4.              выводы.

Ожидаемый результат: улучшение показателей по развитию связной речи  детей младшего дошкольного возраста.

Место реализации проекта: МБДОУ детский сад «Чайка».

 

Актуальность темы.

Развитие связной речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие связной речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Младший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития, которое можно достичь, если использовать на занятиях устное народное творчество.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок, прежде всего, овладевает диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Речь неотделима от мира мыслей. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Проблемы.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

1.          Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2.          Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3.          Употребление нелитературных слов и выражений.

4.          Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5.          Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6.          Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7.          Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8.          Плохая дикция.

Таким образом, педагогу Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами из различных сказок, пословиц, поговорок и других форм устного народного творчества.

 

Тематический план по развитию связной речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь 2015 год

1.Русская изба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Русские народные игры «Капуста», «Плетень».

 

4.Осенний праздник  «Сергей капустник»

 

 

Цель: познакомить с жилищем наших предков, традициями, с особенностями строительства избы, расширять словарный запас: изба, ухват, люлька, красный угол, домашняя утварь.

Цель: познакомить детей с предметами русского быта, внести элементы народного костюма, познакомить с пословицами и поговорками о русском народном быте и гостеприимстве, обогатить словарь: печь, самовар, коромысло, сарафан, рубаха, фартук.

Цель: учить детей соотносить движения с текстом, расширять кругозор детей.

Цель: Познакомить детей с культурой и бытом русского народа, с пословицами и поговорками, с особенностями русского национального характера (трудолюбие, чувство юмора, умение веселиться).

Октябрь  2015 г.

 

1.Чтение и пересказ сказки «У страха глаза велики».

 

 

 

2.«Баю – бай – поскорее засыпай».

 

 

 

3.Русские потешки.

 

 

 

 

4.Русская матрёшка.

 

Цель: привлечение детей младшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.

 

 

Цель: знакомство с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок.

 

Цель: продолжать знакомить с потешками, развивать интонационную выразительность.

 

 

Цель: знакомить детей с русской народной игрушкой, рассказать об истории возникновения матрёшки.

Ноябрь 2015 г.

 

1.Стихотворения о матрёшках.

 

 

2.Зимушка – Зима.

 

 

3.Русская народная игра «Бабка Ёжка».

 

 

 

4.Новый год.

 

Цель: помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

Цель: разучить с детьми пословицы и поговорки о зиме.

Цель: вырабатывать чёткие и координированные движения во взаимосвязи с речью.

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника, рассказать о том, как раньше наряжали ёлку и встречали Новый год, разучить игру «Башмачник».

Декабрь 2016 г.

 

1.«Зимние святки». Разучивание рождественских колядок.

 

 

 

2.«Пришла коляда – отворяй ворота».

 

 

3.Из прошлого ложки.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Чтение и пересказ сказки «Царевна – лягушка».

 

Цель: рассказать о праздниках, которые отмечают в период зимних святок  (Рождество, Крещение) и об обычае колядования.

 

 

Цель: разыграть сценки колядок, загадать загадки и провести русские народные игры.

 

Цель: познакомить детей с кухонной утварью, её возникновением и использованием, упражнять в ведении диалога, развивать интерес к ремёслам наших предков.

 

 

Цель: учить передавать содержание сказки в разных образах посредством интонации, мимики и жестов.

Январь 2016 г.

 

1.КВН по русским народным сказкам.

 

 

 

 

 

2.Без частушек прожить можно, но чего – то не живут.

 

 

3.Вечер на поляне загадок.

 

4.Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна.

 

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках, используя различные виды театра: пальчиковый, кукольный, настольный.

Цель: рассказать о характерных признаках частушки, познакомить детей с плясовыми частушками.

Цель: обогащать словарь детей за счёт многообразия слов.

Цель: рассказать детям о прялке, познакомить с Городецкой росписью, игра «Прялице».

 

Февраль 2016 г.

 

1.Русская красавица, русский богатырь.

 

 

 

 

2.Викторина. Пословицы и поговорки

 

3.Госпожа Честная Масленица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Русский костюм.

 

Цель: познакомить детей с картинами «Алёнушка», «Богатыри», «Царевна – лягушка», «Иван – царевич и серый волк».

Цель: закрепить с детьми пословицы и поговорки о природе.

Цель: познакомить детей с традициями русского народа (с обрядовым праздником Масленица), развивать речь детей, заучивать заклички, поговорки, провести игру «Гори, гори ясно», воспитывать интерес к традициям русского народа.

Цель: знакомить детей с национальным русским костюмом, символикой народной вышивки, закрепить знания пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве.

 

Развитие связной речи ребенка является важным показателем уровня развития ребенка вообще. Поэтому развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Успешность работы по данному проекту зависит от наличия занятий по ознакомлению с устным народным творчеством, которые необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.

Результатом предлагаемого проекта будет являться:

- улучшение грамматики у детей группы;

- увеличение словарного запаса;

- повышение общей звуковой культуры речи;

          - улучшение связной речи.

Таким образом, проект по развитию связной речи младших дошкольников включает 8 занятий, проводимых в игровой форме, музыкальные и сказочные вечера, праздники, сценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

Мастер-класс «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр»

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли....

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Народное творчество, как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера, мы, взрослые, педагоги, должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поко...