Народное творчество, как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Малышева Екатерина Вячеславовна

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера, мы, взрослые, педагоги, должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поколения. Самое благоприятное время для этого – дошкольное детство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Народное творчество, как средство развития связной речи
детей младшего дошкольного возраста

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера, мы, взрослые, педагоги, должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поколения. Самое благоприятное время для этого – дошкольное детство.

Развитие связной речи ещё в дошкольном возрасте- это залог успешной учёбы в дальнейшем, расширение кругозора, богатство в выражении своих мыслей.

Программа по речевому развитию дошкольников, созданная на основе требований ФГОС ДО, включает:

  • овладение речью, как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы.

Как же мы можем добиться усвоения детьми новых слов, обогащения их речи? Мы предлагаем это сделать через народное творчество. Ведь именно оно приходит одним из первых в жизнь малышей.

 ФГОС ДО одной из ведущих задач считает речевое развитие детей дошкольного возраста.  Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. В исследованиях Е.И Тихеевой, А.П Усовой, А.М. Леушиной и других педагогов-психологов отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения дошкольников. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

По мнению С. Л. Рубинштейн, связность -это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Как было показано в исследованиях А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Многие педагоги и психологи, такие как М.К. Боголюбская, Л.С. Выготский, О.И. Соловьева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.; фольклористы Э.Е. Алексеев, В.Ф. Аникин, А.Ф. Афанасьев, А.Ф. Белоусов, М.А. Булатов и др., определяли важное значение фольклора и народных игр в жизни человека. Народное творчество отражает богатство русского языка: обилие образных слов и оборотов речи, особенности построения сложных и простых предложений способствуют развитию речи детей младшего возраста.

Особым источником формирования связной речи дошкольников являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно, если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает потешки, прибаутки все это легко и просто вплетается в общение и незаметно учит малыша родному языку.

Детское творчество начальная ступень в формировании творческой деятельности. Оно доставляет удовольствие своей свежестью выражения, непосредственностью. Творчество, как детская деятельность даёт возможность увидеть ребёнке в другом свете, развивать творческие способности детей. Один из видов детского творчества это словесное творчество, которое вместе с художественно-эстетическим восприятием литературных произведений, творческим характером исполнительской деятельности составляет художественно-речевую деятельность.

Дошкольное детство самый благоприятный период для усвоения речи. Поэтому проблема речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень значительна. Использование в работе с детьми произведений устного народного творчества даёт удивительные условия для развития речи дошкольников, мотивации поведения, мышления детей, накопления положительного морального опыта в отношениях. Речь без эпитетов, сравнений, образных выражений беднеет, превращается в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную.  В устном народном творчестве сохранились особенности, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, храбрости, красоте, верности, правде, трудолюбии.

В процессе знакомства детей с поговорками, сказками, загадками, пословицами, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В народном творчестве сочетается слово, напевность, музыкальный ритм.  Обращённые к детям потешки, прибаутки, выражают заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В поговорках и пословицах    ярко выражены различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

В последнее время уровень развития речи детей стал заметно снижаться.  Потому что с детьми стали меньше общаться, реже читать книжки. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.

Знакомя детей с разными народными творчествами, мы обогащаем речь детей.

Сказки представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

Для того, чтобы использовать народное творчество в речевом развитии, педагог должен:

  • знать уровень развития своих воспитанников;
  • научиться владеть художественными средствами;
  • обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
  • петь и танцевать;
  • использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
  • использовать красочность и богатство зрительных образов;
  • применять забавный сюжет;
  • больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;
  • варьировать методические приемы.

Знакомство ребёнка с народным творчеством, лучше начинать с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – важнейший этап в развитии человеческой личности.

Дошкольный возраст – это возраст, когда ребёнок впитывает в себя вес, что ему даётся как губка. И чем больше мы заложим в него, тем больше пользы от него будет в будущем. Возраст до пяти лет - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать в себя большое количество впечатлений.

Список использованной литературы:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;

3.Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста- М., 2009

4.Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / В.И.Яшина, М.М.Алексеева; под общ. Ред. В.И.Яшиной. – 4 изд.. Перераб. И доп. – М.; Издательский центр " Академия",2013. – 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Русская народная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи....

Русская народная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

  Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи.    ...

«Моделирование русских народных сказок как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы адресован воспитателям дошкольно-образовательных учреждений. В него входят: описание работы с детьми ,перспективный план работы с детьми , конспекты занятий,развлечений, консультации и др....

"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.

Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Консультация для родителей Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Консультация для родителейНародный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...