Главные вкладки

    Русская народная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
    консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

    Феклина Елена Юрьевна

        Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи.

        Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

       Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

        Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

        Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой: «герой так красив, что ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения  «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие.             Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты – «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

       Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

        В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. «Вороной конь» это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.

       Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

        Е.И. Тихеева, известный педагог,  подчеркивает, что читая сказку, взрослый учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств.

         Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности вашего малыша. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить малышу позитивные эмоции, и наши методики. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существует множество методов, которые позволяют пополнить словарный запас малыша, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь и фантазию. Дети 4 лет могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а 5-6-летние ребята уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.

         Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой– организовать внимания ребёнка, подготовить его к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

         Тексты сказок читаются детям в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

         Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

            "Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

         Одним из эффективных средств развития речи детей является обучение сочинению сказок.

          Важным моментом в развитии детей дошкольного возраста является умение самостоятельно придумывать сказки и рисовать содержание сказки. Как показала практика, девочки и мальчики придумывают сказки по-разному, создают образ героев сказок на рисунке и получают от этого удовольствие. Дети с наиболее веселым характером рисуют яркие, красочные, веселые образы, а у застенчивых, замкнутых детей образы бывают скованными,

          Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал.

    Дети сочиняют и рассказывают сказки по следующим методикам:

    1. Рассказ о сказочных героях.

       Приносим  шкатулку, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагаем ребёнку выбрать своих любимых. Он рассказывает, почему выбрал того или иного персонажа, описывает его характер, рассказывает, что в нем нравится и что у них общего.

    2. Пересказ сказки.

    Обращаем особое внимание на то, как перескажет сказку ребенок: что окажется в ней для него важным, а что – нет, на чем он заострит свое внимание, какие подробности добавит, а от каких, наоборот, предпочтет избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.

    3. Рассказ сказки по кругу.

    Рассказываем с ребёнком небольшой отрывок хорошо известной сказки,

    При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.

    4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.

    Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике  появляются много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.

    5. Переписывание сказки.

    Благодаря этой методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.

    Можно не только переписывать конец сказки, но переделать полностью. Например, почему бы не переделать отрицательных персонажей?

    В сказке "Хаврошечка" сочинить свою сказку, в которой мачеха и ее дочери перевоспитываются, становятся добрыми и трудолюбивыми. И сразу же в сказке дочери нашли замечательных женихов и удачно вышли замуж.

    6.Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре. 

    7. Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера. Так, медведь превращается  в трусишку, злая Баба Яга становится доброй, а "трусливый" заяц ничего не боится..

    - Инсценирование сказки - это любимая драматизация. Спектакли по сказкам готовятся достаточно долго и проигрываются не один раз. При этом маленькие актёры по своему желанию могут выбрать ту роль, в которой им комфортно. Дети становятся дружными, раскрепощёнными, уверенными в себе. В постановках решается важная проблема: детям предстоит идти в школу. Опыт публичных выступлений поможет им уверенно чувствовать себя при ответах у доски, они будут легко вступать в контакт со сверстниками.

       Сказка для ребёнка —  это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

        Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг. Так, давайте дадим им такую возможность. И пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого! Да здравствует сказка!

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

    Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

    Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

    Консультация для родителей "Русская народная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи....

    «Моделирование русских народных сказок как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

    Опыт работы адресован воспитателям дошкольно-образовательных учреждений. В него входят: описание работы с детьми ,перспективный план работы с детьми , конспекты занятий,развлечений, консультации и др....

    "Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Статья  "Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"...