"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Абушаева Кямиля Камильевна

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.

Речь современного человека должна быть связной, грамотной, корректной, культурной, ясно изложенной, точной, последовательной и информативной.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность    составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Поскольку неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания и т.д.), дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. В сложившейся ситуации я, да и все педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

Полноценное развитие речи связано с такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, воображение.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный и ведущий  вид деятельности – игру.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великого педагога, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы решили использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Мы считаем, что если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в своей работе по развитию связной речи детей.

Мнемотаблицы используем для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при заучивании стихов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа, она  строится от простого к сложному (мнемоквадрат – мнемодорожка – мнемотаблица).

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Для детей младшего  дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: лиса – рыжая, мышка серая, ёлочка зеленая и т. д.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

  1. Рассматривание таблицы и понимание того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы, знаки.
  3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, стихотворения или рассказ по заданной теме.

Также, мы используем такие таблицы в режимных моментах. Используем алгоритмы последовательного мытья рук, последовательного одевания на прогулку.

С задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется отлично.

Положительные стороны занятий мнемотехникой:

- развитие визуального мышления;

- устойчивое внимание (способность к длительной концентрации);

- формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

Итак, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удалось достичь следующих результатов:

• у детей увеличились знания об окружающем мире;

• появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появился интерес к стихотворениям;

• словарный запас значительно пополнился;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся спокойно держаться перед аудиторией.

Итак, как оказалось, благодаря перестройке мнемических процессов, наши дети уже в младшем дошкольном возрасте не смотря на то, что занятия с приёмами мнемотехники ввелись в группе недавно, с помощью нас, воспитателей могут ставить перед собой цели (запомнить, припомнить) и стремятся их достичь.Дети стараются излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуется умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

Конечно, уже сейчас видны результаты работы, но все же эта работа – на перспективу, так как связная речь детей в младшем дошкольном возрасте только начинает развиваться. Наша следующая цель: вызвать у детей желание пересказывать сказки, знакомиться с новыми замечательными произведениями, так как это залог успешного развития не только связной речи, но и других познавательных способностей: памяти, восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.

Таким образом, работа показала, что дети младшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения с использованием мнемотехники. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Дети стараются подбирать слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребенка и более результативным.

В дальнейшем  также планируем продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи.

Список библиографической литературы

1. Большова Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.

2. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.

3. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996.

4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.

6. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.

9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

       «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого  - «искусство запоминания».Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восп...

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Использование мнемотехники в развитии  связной речи детей  среднего дошкольного возраста...