Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»
материал по развитию речи на тему

Коршунова Елена Евгеньевна

         

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 

                                            К . Д. Ушинский писал:

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

Для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотехники является, на мой взгляд, наиболее действенным средством. Мнемотехника – это палочка-выручалочка в деле обучения, запоминания детьми разного рода информации, когда связываются воедино конкретные зрительные и звуковые образы.

 Педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Мнемотехника позволяет систематизировать имеющие знания и непосредственный опыт детей, установить причинно-следственные связи (с опорой на образы памяти), формирует умение составлять план высказывания. На создание плана высказывания еще неоднократно указывал психолог Л.С. Выготский, подчеркивая важность последовательного размещения в предварительной схеме высказывания.

Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка во время прослушивания текста, позволяет быстро запомнить текст.

На процесс становления связной речи влияют ряд  факторов.

Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, 

Л. В.Эльконина - является наглядность.

Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

          К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мнемотехника    - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

- пересказ литературных произведений;

- составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы;

- создание разных видов творческих рассказов;

- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок и т.д.

- составление рассказов по картинам.

Цель при использовании мнемотехники:

Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.

Задачи:

Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания;

Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь: учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста;

Преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

Обучать детей правильному звукопроизношению;

Развивать ассоциативное мышление;

Развить основные психические процессы : зрительное  и слуховое  внимание и память;   образное мышление

Развить мелкую моторику рук.

                    Мнемотехника имеет основные отличительные особенности от других технологий.

Мнемотехника имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование

Приемы запоминания  в мнемотехники индивидуализированы.

Широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание.

Введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Всем  известный пример мнемотехники, для запоминания последовательности цветов радуги:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Мнемотаблица  –   это схема, графическое или частично графическое изображение, в которую заложена определенная  информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем:  на каждое слово или маленькое

словосочетание придумывается картинка  (изображение); таким образом, весь текст  зарисовывается схематично.

Главное – нужно передать условно- наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

          Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

         Глядя на эти схемы – рисунки  ребёнок легко воспроизводит  любую текстовую информацию.

Структура  мнемотехники:

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начинать  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Виды мнемотаблиц:  предметные,  предметно — схематические  и схематические.

Для детей среднего дошкольного возраста используют  цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: трава - зеленая, солнце – желтое, небо - синее.

В старших группах  можно изобразить персонажа в графическом виде: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.).

Для детей старшего возраста схемы создают  в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Работа на занятиях по мнемотаблицам  строится в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.    В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь делать это самостоятельно.

В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в  рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.

Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений.       Дать ребёнку возможность самому, без подсказок  составить рассказ, т.е.  мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Предварительная работа

Параллельно с этой работой идет наработка  словаря (существительные, прилагательные, глаголы), для этого используются  речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Готовится раздаточный материал для составления мнемотаблиц (предметных картинок).

Идет обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим  миром и т. д ; выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность, трудовая  и др.)

Последовательность работы с мнемотаблицей

Введение элементов символов (формы, величины, действия).

Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).

Введение отрицаний.

Сочетание символов, чтение цепочки их.

Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность,  которая является планом — рассказом описания.

Где можно использовать  карточки- схемы?

для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Вывод.

В результате использования таблиц - схем и мнемотаблиц:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

В заключении отметим, что, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература по мнемотехнике:

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, , 2009

Методическое пособие Т.А. Ткаченко

«Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» , М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001

Т.В . Большова, «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» . СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС ,2005

Л. Омельченко: Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. ФГОС. Издательство: Учитель, 2015 г.

Пособие «Учим стихи для детского сада и начальной школы» Мнемотехника, или Простой и эффективный способ запоминать стихи с помощью картинок!

Стихотворения русских поэтов XIX - начала XX века: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, А.Н. Майкова, А.С. Некрасова, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова, С.А. Есенина

Издательство: Литера , 2014.



Мнемотаблицы для дошкольников6http://steshka.ru/wp-content/uploads/2016/07/Mnemotablicy_po_skazkam_2_28195257.jpghttp://steshka.ru/wp-content/uploads/2016/07/Mnemotablicy_po_skazkam_4_28195259.jpghttp://rearchildren.ru/wp-content/uploads/2017/11/didaktichieskaia-ighra.jpghttp://steshka.ru/wp-content/uploads/2016/02/%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Развитие связной речи детей - актуальная проблема в современном мире. В её решении помогают современные образовательные технологии.Мнемотехника способствует развитию связной, последовательной, граммат...

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

"Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Статья предназначена для воспитателей старших групп,для родителей.Она раскрывает значимость  использования данной технологии для обучения рассказыванию,составления описательных рассказов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого  - «искусство запоминания».Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восп...

Выступление – презентация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Выступление из опыта работы на Кустовом методическом объединении для воспитателей младших групп по теме: «Использование современных технологий в развитии речевой активности дошкольника"...