Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Подольская Надежда Николаевна

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл floristika.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Воспитателя: Подольской Надежды Николаевны

          Мой педагогический опыт включает в себя позитивное видение воспитателя проблемы развития творческого воображения ребенка.

          В работе представлены: актуальность темы, цель, задачи опыта, раскрыты содержание и особенности деятельности педагога, технологии применения, проанализированы диагностика уровня творческого развития детей старшего дошкольного возраста.

          Также в опыте перечислены формы работы, намечены дальнейшие перспективы, представлены: тематическое планирование, конспекты открытых просмотров, консультации для воспитателей и родителей. Подобран богатый  материал.

          Кроме того, в опыте работы отражена его новизна, сделан акцент на значимость, необходимость, последовательность развития исследовательских способностей детей.

         Данный опыт работы обсуждался на педагогическом совете.

Цель: определить и апробировать психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях флористикой.

Задачи:

  1. -   закреплять практические навыки работы с природным материалом;
  2. -   закреплять умение воспринимать засушенный материал, видеть в нём образ;
  3. -   учить детей  выполнять свою работу используя разнообразный материал.  
  4. -   подводить к самостоятельному составлению композиции.
  5. -   продолжать работу по организации и проведению комплекса занятий по флористике  для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;

Основные принципы:    доступность, последовательность, целенаправленность.

Основные направления работы:

 1.Проанализировать  литературу с целью определения различных подходов к проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения.

  1. Выявить психологические особенности развития творческого воображения старших дошкольного в процессе занятия флористикой.
  2. Изучить пути оптимизации развития творческого воображения у старших дошкольников посредством флористики.
  3. Разработать и реализовать комплекс занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий флористикой 
  4. Провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Практическая значимость исследования заключается в том, что отраженные в ней материалы могут быть в дальнейшем использованы различными специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста при оказании им квалифицированной психолого-педагогической помощи в вопросах развития творческого воображения в условиях дошкольных образовательных учреждений и семейного воспитания.

Проанализировав полученные данные, было определено, что развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий флористикой будет наиболее успешным при поэтапной организации работы:

Первый – подготовительный этап. На данном этапе проводилась одинаковая работа с детьми, имеющими разный уровень развития творческого воображения (средний и низкий). Дети приобретали элементарные навыки работы с материалами. Знакомились с техникой безопасности при работе с этими инструментами.

Цель: обучать детей практическим навыкам, основам флористики.

Задачи:
-    расширить знания детей об искусстве флористики;
-   сформировать у детей технику обращения с материалом;

-   познакомить со спецификой работы с  разными видами материала: цветы, листья, корни, ягоды,  семена, крупы и т.д.
-   способствовать созданию творческих ситуаций при изготовлении поделок и композиций в стиле флористики.

Творчество является высшей формой самостоятельности детей. Перед психологом-педагогом стояла задача побудить интерес к работе с природным материалом, чему способствовало создание творческих ситуаций при изготовлении поделок и композиций в стиле флористики. Прогулки по парку превращались в увлекательное путешествие. Показывали детям разные виды трав и цветов – рассказывали, что может пригодиться для растительной аппликации. Материал собирали, засушивали в книжках перекладывая их каждой страницей, позже всё складываем в папки и коробки, по цвету, форме, размеру. Хранятся они у нас длительно, в доступном месте, хоть какое время года у нас есть разнообразный природный материал. Дети имели возможность играть и работать с ним за столом, на ковре  –  как им удобнее. Развивая у детей старшего дошкольного возраста интерес к флористики, рассматривали собранный материал, ощупывали, обращали  внимание на его красоту, спрашивали, на что похож, побуждали фантазировать, называя образы. Флористические композиции мастерили в присутствии детей, тем самым вызывали желание  оказать  посильную помощь взрослым,  вместе с ними организовывали игры с поделками. Часто поднимали вопрос, как более нарядно, оригинально и эстетически красиво оформить группу по временам года и к празднику? Часто сталкивались с непомерным желанием детей помочь в продуктивной деятельности.    Именно поэтому у нас в группе одна выставка сменяет другую, создавая неповторимую эстетическую среду.  Выставки творческих работ детей имели большое воспитательное значение. Большой эффект производили композиции, развернутые в холе детского сада, где каждый ребенок мог  полюбоваться результатом самостоятельного творчества. Напомним: любование  - элемент эстетического отношения.

     Второй – основной этап. На этом этапе также проводилась одинаковая работа для детей с разными уровнями развития творческого воображения. Ребята закрепляли  ранее полученные знания, умения и навыки.

Задачи:

-   закреплять практические навыки работы с природным материалом;

-   закреплять умение воспринимать засушенный материал, видеть в нём образ;

-   учить детей  выполнять свою работу используя разнообразный материал.  

-   подводить к самостоятельному составлению композиции.

-   продолжать работу по организации и проведению комплекса занятий по флористике  для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;

Занятия по флористике организовывались с ознакомления детей с материалами, с правилами их пользования. В процессе этих занятий использовался различный материал  –  занятия «Закладка», «Осенний букет», «Трудолюбивый ёжик». Дети учились работать на окружности. Уточняли знания детей  (что такое окружность, центр окружности, способы рисования окружности –использование трафаретов). Обучали детей чертить окружность на картоне, используя трафарет. Знакомство с разными способами заполнения окружности (в центре, по сторона, по углам).  Большое внимание на занятиях по флористике уделялось развитию творческого воображения. Флористика предполагает новизну, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов. Была включена серия занятий  по собственному замыслу. Предлагалось детям самостоятельно использовать различные материалы, самостоятельно выбирать цветовой фон. Проводились занятия направленные на самостоятельное придумывание изображения предмета или целой композиции по собственному замыслу детей (см. приложение 1 занятия «Осенний букет», «Лоскутный коврик», «Ваза с цветами». Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий флористикой, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой композиции, очень важны для общего развития ребенка.

Флористика способствует и воспитанию характера. Не так то просто сделать композицию. Ее выполнение требует определенных волевых усилий: ребенок, встречаясь с трудностями, пытается самостоятельно их разрешить; при этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

  Флористика дает реальную возможность научить детей оценивать собственную деятельность: они не только анализируют образец и планируют последовательность действий, но и контролируют себя по ходу работы, соотносят свой результат с образцом.

 Особая роль принадлежит игровой мотивации, которая позволяет избежать постановки задач в категоричной форме, побуждает к действиям, вызывает желание прийти на помощь, выручить различных героев, сделать подарок близким людям или малышам ( «Букет для мамы»). Удавалось вызывать у детей интерес к флористике, желание к фантазированию, выдумке; доставлять им эмоциональное наслаждение и удовлетворение. Они с нетерпением ждали занятий, интересовались, что будем выполнять следующий раз.

       Поделки в искусстве флористика – это еще и замечательный подарок. Каждая мама и бабушка рада получить к празднику стрекозу, цветочек или целую картинку. Показывая детям некоторые образцы композиций, обращали их внимание на формы фигурок, положение тех или иных деталей, их сочетание. Активная деятельность детей совместно со взрослым – это исходная форма работы по флористике и переходная форма к самостоятельному творчеству. Задачи, решаемые в ходе совместной работы  сюжетных и пейзажных композиций, позволяли каждому ребёнку, при наличии у него даже весьма скромных навыков работы с материалами, принимать активное участие в коллективной работе «Зимний лес». Правило действия – создание игровых ситуаций обучения, которая делала  понятным, лёгким и интересным делом для ребёнка. При этом простота данной ситуации не расслабляет, а предоставляет возможность активно действовать. Дети ясно понимали, что, как и где конструировать. Сначала они начинали действовать непосредственно, по первому побуждению. Затем, интуитивно осваивали доступные им правила, исходя из собственного понимания ситуации. На основе приобретаемого в этих ситуациях опыта дети усваивали способ действия. Вместе с тем каждый ребёнок самостоятельно определял «границы» своей активности: количество объектов, которые будет приклеивать, и их место на панно, согласуя все свои действия с общей композицией произведения и действиями других детей. Дети конструировали сюжетные и пейзажные композиции на больших листах картона, иногда даже на нескольких занятиях, насыщая «картинку» изображениями новых объектов, ограниченно вписывая их в общий контекст. Конечно, особенно на первых порах детям было трудно самому правильно увидеть скрытые возможности материала. Интерес дошкольника к познанию окружающего мира в сочетании с внимательным, чутким отношением педагога к нему привел к конечной цели – к умению детей самостоятельно подбирать материалы для композиции. Это требовало терпения, мягкой настойчивости, доброжелательного тона и личного умения определить достоинства того или иного материала. Педагог обращал внимание детей на какую-то деталь в природе, на игру света и теней в листве, на причудливо изогнутый сук или корень. Этот мазок, штрих играл большую роль в воспитании детских чувств, восприятий, творческого видения мира. В любом походе за природными материалами каждую удачную находку обсуждали с детьми тут же, на месте, чтобы обострить глаз ищущих, разжечь в них огонёк творческого поиска, разыграть их воображение. Любую экскурсию использовали для развития у детей наблюдательности, любви к природе, родному краю. Итак, детское творчество  это не самоцель, это путь к развитию у детей умения видеть в природном материале все его скрытые возможности и красоту, т.е. оттачивание зоркости детского глаза не только с целью наиболее полного использования возможностей материала, но умения творчески видеть всё, что встретится детям в дальнейшем на их жизненном пути. Наконец, это развитие у детей усидчивости, трудолюбия, кропотливости, умения работать не со стандартным деталями, а из материалов, которые надо ребёнку самому подобрать, обработать и создать из них нечто совершенно новое, своё. Каждая поделка, предлагаемая детям для исполнения, имела свой замысел, как по внешнему виду, так и по смысловому содержанию, по её идейности. Дети на первых порах не могли найти сюжет для своей композиции и связать его с внешней формой. И здесь роль педагога подсказать, может быть, только намекнуть на интересную мысль и выразительную форму. На занятиях флористикой это было учтено и проходило во время предварительной работы: на занятиях - по ознакомлению с окружающим, по ознакомлению с художественной литературой (это были темы из детской сказки или из басни); в повседневной жизни детей: на прогулках, в играх (сценка из жизни, окружающей ребёнка в детском саду и дома, тематика детских телевизионных передач).  Дети сами под руководством воспитателя смогли сделать нехитрые игрушки, например, если намазать клеем внутреннюю часть половинки скорлупы грецкого ореха и надеть ее на шишку, получится грибок, а если к данной поделке приклеить бороду из мха, вставить веточки в чешуйки шишки, грибок превратится в старичка- лесовичка. В кусочек коры вставить палочку, а на нее надеть парус из бересты — получится лодочка, кораблик, плот и пр. Все, что создает ребенок, должно находить практические применение. Так дети используют свои поделки в качестве подарков, в различных играх. украшают ими игровые уголки. Сюжетные композиции используют для настольного театра («Три медведя». «Репка», «Машенька и медведь»). С детьми, имеющими разные показатели развития творческого воображения,  проводилась работа разного уровня. Сами задания были одинаковые, только уровень сложности был разный. Дети со средним уровнем развития творческого воображения работали по собственному замыслу. А дети, имеющие низкий уровень творческого воображения, работали по образцу. Так как  по собственному замыслу они затруднялись выполнить это задание. Задание на самостоятельное составление композиции  выполняли дети со средним уровнем развития творческого воображения. Детям с низким уровнем творческого воображения такое задание не по силам. Дети со средним уровнем большую часть заданий выполняли самостоятельно, а с низким уровнем развития творческого воображения с опорой на что-либо (на инструкцию педагога, схему, образец и т.д.). Анализ проведенной работы   в подготовительной группе, показал, что художественно-творческая деятельность, возникающая по инициативе ребёнка, развивается и обогащается на основе переноса в неё усвоенных на занятиях навыков практической работы, аппликации, раскрытия ребёнку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство.

Таким образом, использование занятий по флористике дали возможность осуществления комплексного развития творческого воображения старших дошкольников. Разработанный и апробированный механизм развития творческого воображения детей позволил полностью реализовать задачи и достигнуть намеченной цели. Целенаправленная организация разных видов деятельности детей, основной из которых были творческие занятия флористикой, послужила важнейшим условием развития творческого воображения.      

 Третий – творческий этап. Именно на этом этапе проявляется самостоятельность, творческая активность, способность мыслить, создавать необычные изображения и композиции на основе полученных ранее знаний.

Задачи:

-    переходить к самостоятельному подбору  разнообразного материала;

-    учить   при помощи  эскиза  составлять композицию;

-    подводить к экспериментированию в искусстве флористики;

-    рекомендовать родителям использовать элементы флористики в качестве средства развития  творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

    Родители отмечали   несомненную пользу в занятиях по флористике, так как  возникла необходимость в прогулках с детьми, ведь нужно было разглядеть листья на деревьях и кустарниках,  жучков на травинках, бабочек на цветах, посчитать сосульки и собрать веточки для поделки. И делать это нужно не мельком, пробегая по делам, а очень внимательно. Ведь ребёнок, придя на занятие, как скульптор,  как художник создавал то чудо, которое он не просто увидел, а внимательно рассмотрел. Но перед этим он рассказывал  детям группы о том, какое чудо он видел, гуляя с папой или мамой. Дети и родители при изготовлении своих поделок проявили  фантазию и творческое  воображение. Важно научить детей замечать и ценить окружающую природную красоту. Чтобы дошкольник понял и ощутил,  что в природе всѐ так интересно и увлекательно,  всѐ взаимосвязано, как в чудесной сказке и он, маленький человек, часть этой сказки, этого чуда. Затем  в  нашей  группе  была  организована  выставка «Волшебство флористики» с  работами  детей  и  родителей нашей  группы которая   показала, какими  творческими талантами  они обладают. На выставке были представлены работы с оригинальными и интересными названиями «Лесные  фантазии», « Цветик - семицветик», «Осенний вернисаж», «Лесные узоры», «Зимний букет»,«Фантазии детства» и др. Выставку  работ по флористике  посетили дети и родители из  других групп. Экскурсоводами  на выставке были сами дети,  композиции, которые были представлены на поразили всех и детей и взрослых. Был проведён мастер-класс для педагогов и родителей «Флористический коллаж «Апельсиновое настроение» в технике «терра», который произвёл незабываемое впечатление.

 Совместная  деятельность  помогла  родителям  освоить  некоторые педагогические  приѐмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнѐрами. Опыт  показал,  что  благодаря  хорошо  организованной  совместной деятельности, детский сад и семья становятся действительно партнѐрами в воспитании детей.

Заключение

Анализ психолого-педагогический литературы показал, что возможность развития творческой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием творчества. Воображение у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) более организовано и целенаправленно. Это связано с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний, значительным расширением игровой, изобразительной, конструктивной деятельности. Игра, рисование, конструктивно-строительная деятельность - эффективные средства развития воображения детей, однако не достаточно проведено исследований возможного применения флористики для развития творческого воображения. На основании констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста было установлено, что большинство детей  имели средний и низкий уровень развития воображения. Для повышения уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста были созданы психолого-педагогические условия.

На формирующем этапе эксперимента была проведена целенаправленная систематическая работа. Подобран комплекс занятий по флористике для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста; Особая роль принадлежит игровой мотивации, которая позволяет избежать постановки задач в категоричной форме, побуждает к действиям, вызывает желание прийти на помощь, выручить различных героев. Удавалось вызывать у детей интерес к флористике, желание к фантазированию, выдумке; доставить им эмоциональное наслаждение и удовлетворение. Они с нетерпением ждали занятий, интересовались, что будем выполнять следующий раз. С детьми, имеющими средний и низкий уровень развития творческого воображения,  проводилась работа разной направленности. Сами задания были одинаковые, только уровень сложности был разный. Дети со средним уровнем развития творческого воображения работали по собственному замыслу. А дети, имеющие низкий уровень творческого воображения, работали по образцу. Задание на самостоятельное составление композиции выполняли дети со средним уровнем развития творческого воображения. Детям с низким уровнем творческого воображения такое задание не по силам. Дошкольники со средним уровнем большую часть заданий выполняли самостоятельно, а с низким уровнем развития творческого воображения с опорой на что-либо (на инструкцию педагога, схему, образец и т.д.). Таким образом, использование занятий по флористике дали возможность осуществления комплексного развития творческого воображения старших дошкольников. Целенаправленная организация разных видов деятельности детей, основной из которых были творческие занятия флористикой, послужила важнейшим условием развития творческого воображения. К работе были подключены родители, совместная  деятельность  помогла  родителям  освоить некоторые педагогические  приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Результаты контрольного этапа эксперимента позволили установить эффективность проведенной работы. Сравнительный анализ результатов исследования свидетельствует о положительной динамике и повышении уровня развития творческого воображения у старших дошкольников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста, через игры экологического содержания».

Опыт работы по теме:« Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста,через игры экологического содержания».Содержание:Цель экологического содержания.Игровые приемы, проведение игр в ...

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Опыт работы по теме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста"

Представлен опыт работы в организации и развитии детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, роль педагога, методические приемы. Подробно описаны психологические ситуации для  реш...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»

Опыт работы  по теме:  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Опыт работы по теме "Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и игр-эстафет с учетом ФГОС."

Подвижные игры и игры-эстафеты являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способств...