опыт работы по теме «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»
учебно-методический материал

Балмуш Олеся Олеговна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_balmush_o.o._2018.docx98.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА  ИРКУТСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТА  ПО СОЦИАЛЬНОЙ   ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

учреждение города Иркутска детский сад № 77

                                    664043  г. Иркутск, бульвар Рябикова, 4 б. Е-mail:sad_karlson_77@mail.ru         Тел.: 8(3952) 300-068

Тема опыта работы:

«Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»

Выполнил:

Музыкальный руководитель

Балмуш О.О.

Содержание:

  • Цель и задачи опыта работы
  • Актуальность и новизна опыта
  • Теоретическая база опыта работы
  • Этапы работы над темой
  • Методологические принципы опыта
  • Планируемые результаты
  • Технология опыта работы
  • Библиографический список
  • Приложение:

- работа с детьми (перспективный план, диагностика детей, вокальные игры-упражнения, сценарии занятий и развлечений)

- работа с педагогами (перспективный план работы с педагогами, консультации, анкеты)

- работа с родителями (перспективный план работы с родителями, консультации, анкеты)

Тема: «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством  музыкально-дидактических игр».

Цель:

 «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через применение  в работе музыкально-дидактических игр».

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу, с целью отбора и систематизации наиболее эффективных музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста;

  1. Разработать и систематизировать музыкально-дидактические игры; создать электронную картотеку музыкально-дидактических игр; разработать планы работы с детьми, педагогами и родителями; подготовить конспекты занятий, развлечений с использованием музыкально-дидактических игр.

  1. Апробировать эффективные музыкально-дидактические игры в ходе поэтапного развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Обобщить опыт по развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр.

Актуальность и новизна опыта.

В процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникает необходимость в использовании инновационных подходов в работе с дошкольниками, которые  опираются на такие взаимоопределяющие тенденции, как: разработка технологий организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, поиск новых форм и методов образовательной деятельности. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности ребенка были и остаются приоритетными в современной методике дошкольного образования.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами-музыкантами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Механизмы развития способностей изучались Л.С. Выготским, Г.Г. Иванченко, А.В. Запорожцем, А.Г. Костюком, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым и др. Их роль и функции отражены в трудах зарубежных философов и психологов (Т. Адорно, Р. Арнхейма, Ж. Пиаже, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра и др.).

На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др. Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, В.Н. Шацкая и многие др.).

Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства имеют работы отечественных и зарубежных педагоговпсихологов, специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, В.М. Бехтерев, Т.С. Бабаджан, О.Н. Варшавская, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая, С.М. Шоломович и др.)

Большое вклад в изучение содержания понятия "музыкальные способности" внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Теплов Б. М., Метлов Н. А., Асафьев Б. В., Кабалевский Д. Б., Шацкий С. Т., Ветлугина Н. А, Карл Орф, Кодай Болтан и др.)

Значение музыки в развитии личности ребенка раскрывается в исследованиях педагогов (Ю.Б. Алиев, И.А. Знаменская, М.Л. Корсунская, Л.Т. Мамедова, Е.В. Николаева, Э.И. Плотица, В.Ф. Судаков, М.И. Ройтерштейн и др.)

Анализ работ вышеуказанных педагогов и психологов определяет актуальность выбранной темы.

В настоящее время, просматривать проблему развития музыкальных способностей старших дошкольников необходимо через призму современных условий и стандартов. В Законе "Об образовании в РФ» № 273-ФЗ изложено направление дошкольного образования: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». [Глава 7, статья 64.] С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в котором одним из основных принципов является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Затем, в ФГОС ДО изложены цели и задачи каждого из пяти направлений развития и образования детей. Музыкальная деятельность относится к направлению художественно-эстетического развития, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Исходя из требований нормативно-правовой базы дошкольного образования, реализация развития музыкальных способностей старших дошкольников не может рассматриваться без создания необходимых условий. Таким образом, проблема привлекла и наше внимание и легла в основу темы самообразования.

 Для дошкольников музыкальное развитие по ФГОС (3 года - 8 лет) происходит в виде различной игровой деятельности.

Одним из действенных средств развития музыкальных способностей являются дидактические игры.

Дидактические игры интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальное средство в музыкальном развитии, которое позволяет в доступной форме прививать детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты, развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческие способности, а также являются хорошим помощником для раскрепощения стеснительных детей. Играя, дети не только приобретают специальные музыкальные знания и умения, но у них формируются необходимые качества личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Используя дидактические игры, мы в простой, доступной детям игровой форме даем представление о музыке, её выразительных возможностях, а также развиваем музыкальные способности.

Таким образом, актуальность данного опыта обусловлена  педагогической значимостью музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей, а так же необходимостью всестороннего изучения  и применения  их в педагогической практике с детьми старшего дошкольного возраста.

Новизной опыта работы является использование новых медийных технологий в разработке авторских музыкально-дидактических игр, которые способствуют развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта работы

В одной китайской притче говорится: "Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму". В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

Понятие музыкальных способностей.

Проблема музыкальности и музыкальных способностей занимает одно из центральных мест в современной музыкально-педагогической литературе. Эти исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры следует начинать в дошкольном возрасте – с четырех-пяти лет. Очень важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, способный раскрыть перед ним красоту музыкального искусства.

Проблема способностей – это проблема, прежде всего, качественная, а не количественная. Ее суть не в том, чтобы ранжировать детей по степени их одаренности, а в том, какова музыкальность ребенка и как грамотно и бережно развить ее.

Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интерес к тому или иному виду деятельности указывает на способности, которые могут проявиться в будущем.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (как зарубежной, так и отечественной) возникала проблема музыкальных способностей и таких ее аспектов, как структура музыкальности, онтогенез, и их диагностика. Этой проблеме посвятили свои научные труды такие известные педагоги-исследователи, как Н. Ветлугина, Л. Готсдинер, И. Крис, П. Михель, Е. Назайкинский, Г. Ревеш, К. Сишор, К. Тарасова, Б. Теплов, А. Файст, В. Хеккер и Т. Циген. Они утверждали, что существует пять компонентов музыкальной одаренности, соответствующих традиционным техническим функциям: сенсорный (ощущения), ретентивный (память), сензитивный (восприятие), моторный и идеативный (мышление).

Напротив, И. Крис указывает на то, что музыкальность имеет три главные стороны: интеллектуальную, эмоциональную и творческую.

В ряде отечественных работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимают труды Б.М. Теплова. В них предложена концепция музыкальности, знаменующая собой новый, более высокий этап развития этой проблемы. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, Теплов объединяет в понятие «музыкальность» и расшифровывает как «одаренность человека к музыке в сочетании с музыкальными способностями».

Ядром музыкальной одаренности, по Теплову, является эмоциональная отзывчивость на музыку. В качестве основных музыкальных способностей выступают музыкальный звуковысотный слух, чувство ритма, так как именно они связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Идеи Б.М. Теплова о неразрывной связи между эмоциональной и слуховой сторонами музыкальности, о наличии общих и специальных моментов в структуре музыкальной одаренности получили развитие в работах таких ученых, как К. Тарасова, Е. Назайкинский, С. Давыдова. К.В. Тарасова в своих исследованиях доказывает, что роль сенсорного компонента важна в восприятии отдельных свойств музыкальных звуков, развитии слуховых ощущений звуковысотности, темпа, ритма, динамики и т. д.

Структурная модель музыкальной одаренности, предложенная С.Д. Давыдовой, включает в себя общую способность художественно-творческого воображения и раскрывается через эмоциональную отзывчивость на музыку, сенсорные музыкальные способности (музыкальный слух и музыкально-ритмическое чувство), интеллектуальные музыкальные способности (музыкальное мышление и память), общую способность художественно-творческого воображения.

Проблему формирования первоначального «тезауруса», опирающегося на пение, танец, игры, речь, комплексные виды искусства, ставит перед педагогами Е.В. Назайкинский.

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой личности ребенка. От того, насколько будут развиваться у ребенка музыкальные способности, зависит дальнейшее полноценное его развитие. Музыкальные способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Кроме музыкальности, ученые указывают на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности. Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятые музыкальная одаренность. Музыкальные способности развиваются не сразу, а покомпонентно, от простых — к более сложным составляющим. Поэтому очень важно не упустить каждый из элементов. Приобщение ребенка к музыке происходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. Пение — основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение является важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. В пении успешно интегрируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Современные учебно-методические источники литературы, а также авторские методики предлагают различные способы и методы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Труды Н. А. Ветлугиной рассматривают развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей.

Музыкальные способности и их классификация

Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие от «накопления» знаний и умений.

Б.М. Теплов очень четко проводил мысль от том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность».

Так что же такое способности? Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Способности можно классифицировать следующим образом:

музыкальные;

лингвистические;

интеллектуальные;

творческие.

Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух.

Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на: музыкально-эстетические; специальные.

Соглашаясь в целом м этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально- и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.

В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М. Теплов.

Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида имеет место рассогласование некоторых признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе.

 Музыкальные занятия направлены на то, чтобы развивать у детей способности чувствовать, любить, оценивать явления искусства, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его музыкальные способности, музыкальность.

Изучая проблему музыкальности и музыкальных способностей, необходимо рассмотреть такие важнейшие теоретические вопросы, как соотношение биологического и социального в музыкальных способностях, структура, онто- и филогинез музыкальности, возможность и закономерность ее формирования.

Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению? Если это комплекс способностей, то каковы ее компоненты?

Всем ли людям присуща музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще дискутируются в большинстве исследований, посвященных проблемам музыкальности.

Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности – музыкальности, в котором роль знатоков велика по сравнению с другими видами способностей.

Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания. Эту точку зрения представил Л.Л. Бочкарев.

Подход к музыкальности, начиная с работ К. Штумфа, Т. Биллорта, А. Файста и т.д., определялся теоретическими представлениями о ней как психическом образовании. Так, А. Файст сводил ее к чувству интервалов, а К. Штумф и Т. Митер – к способности анализировать аккорды.

К. Спинор, напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 больших групп:

музыкальные ощущения и восприятие;

музыкальное действование;

музыкальная память и музыкальное воображение;

музыкальный интеллект;

музыкальное чувствование.

Однако в основе музыкальных склонностей, по мнению К. Спинора, лежат сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до сих пор. Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или это комплекс способностей.

Дискуссионным остается – из каких компонентов состоит этот комплекс. Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это:

ладовое чувство;

способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями;

музыкально-ритмическое чувство.

Как уже было сказано, вопрос о структуре музыкальности и музыкальной одаренности не решен окончательно. Исследователи, предлагающие расширить «ядро» музыкальности, дополняют список специальных способностей такими, которые не являются «общими» по отношению ко всем видам музыкальной деятельности (в том числе слушательской).

Нельзя считать немузыкальным человека, эмоционально воспринимающего музыку, любящего и, обладающего хорошими музыкально-сенсорными способностями, но у которого не сформирована специальная способность – музыкальная память.

Бесспорно, восприятие музыки слушателем, обладающим высокоразвитой или природной музыкальной памятью, будет более продуктивным и эмоциональным. В связи с проблемой памяти приведем курьезный случай с Д.Б. Кабалевским, который в детские годы попал в число злополучных «трех процентов», когда не сумел правильно повторить предложенную ему мелодию и был отчислен из детского хора за «отсутствием музыкальных способностей».

Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого.

Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность» по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Напомним, что музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся. Ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность.

Представляю краткую характеристику музыкальных способностей.

Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада.

Этот вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие регистров в процессе слушания произведений, так же и восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительности направленности направления движения мелодии. Последовательное знакомство со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации (V, и III, I и III) в несложных песнях и пьесах для простейших звуковысотных инструментов.

Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя.

Осознание значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка (эти представления можно формировать на основе наблюдения за развитием).

Последовательность развития чувства ритма.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах). Восприятие соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знакомых детских песен. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Осознание выразительной и изобразительной сущности ритма. Развитие внутреннего ритмического слуха (запоминание различных ритмических рисунков, фигур). Формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности. Определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений.

Осознание значения ритма создания музыкального образа и в связи ритма с другими элементами музыкального языка.

Последовательное развитие чувства музыкальной формы (чувства целого).

В данном виде музыкальных способностей сделан акцент на внимание детей к развитию элементов музыкального языка в попевках, песенках; использование при этом простейших движений, игры на детских музыкальных инструментах, ритмической, нотной записи.

Усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фазы через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, сопровождений к пьесам, песням.

Усиление ощущения кульминации мотивов, фраз главной кульминации периода и т.д. В процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного исполнения детьми и учителями пьес для слушанья.

Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений.

Формирование представлений об интонации как единстве эмоционально-смыслового содержания и средств его воплощения.

Формирование представлений о теме как изложении музыкальной мысли.

Формирование представлений о музыкальной мысли (на примере исполнения вариаций для простейших музыкальных инструментов на тему знакомой песни).

Формирование представлений о типах построения музыкального произведения, их смысловой нагрузке.

Представления л музыкальной форме как основе направления мысли приобретаются в процессе слушания произведений и наблюдения музыкального образа с помощью знаний о конструкции произведения; комментариев педагога по ходу слушания; графической записи. Эти приемы помогают лучше усвоить, услышать противопоставления или «соревнование» тем, почувствовать и понять главную идею произведения.

Говоря о развитии чувства формы, необходимо обратить внимание на то, что выявление формы произведения не является самоцелью. Результатом этой работы должно стать умение определять развитие образа произведения (которое предстоит слушать), если известно его форма. И.В. Способин писал, что форма произведения – это план для направления мысли слушателя.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активировать в единстве. Только тогда учитель сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Дидактические игры и их классификация

Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками позволяет в простой доступной для детей игровой форме дать преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой.

О приоритетном значении музыкально-дидактических игр в развитии перечисленных выше музыкальных способностей писала Н.А. Ветлугина: «Решение сенсорных задач возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определённых сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна ещё и такая среда, в которой ребёнок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки».

Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала - учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Основу музыкально-дидактических игр составляют: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила, результат.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, содержание игры берётся из «Программы воспитания и в детском саду». Дидактическую задачу определяет педагог в соответствии с обучающей деятельностью.

Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности. Игровая и обучающая задачи отражают взаимосвязь игры и обучения. Дидактическая задача при этом решается через игру, она определяет игровые действия детей, становится задачей самого ребёнка, активизирует игровые действия и возбуждает желание решить поставленную задачу.

Основу музыкально-дидактической игры составляют игровые действия, без которых сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические задачи детьми. Необходимо обучение детей игровым действиям для того, чтобы игра носила обучающий характер и была содержательной. Обучение игровым действиям, как правило, даётся через показ действия, через пробный ход. Мотив игровой деятельности и активное желание решить задачу, поставленную перед ребёнком, проявляется в игровых действиях.

Игровые действия - это не всякие практические внешние действия сравнения, выбора, разбора. Это и сложные умственные действия, выражающиеся в процессах мышления: целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания материала.

Правила игры тоже являются одним из составных элементов музыкально-дидактической игры. Правила содержат определённые требования к взаимоотношениям детей и к выполнению ими задания. В музыкально-дидактической игре правила являются заданными. Они обучают, организуют и дисциплинируют детей.

Обучающие правила информируют детей о том, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль и раскрывают способ действий. Также они организуют и познавательную деятельность ребёнка: услышать и сравнить звуки, определить характер музыки, сравнить фрагменты музыкальных произведений и т.д., найти способ решения поставленной игровой задачи.

Организующие правила раскрывают порядок и последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.

Результат - это выполнение игровой задачи, которое служит завершением музыкально-дидактической игры. Для педагога результат является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, в их применении. Для детей результат - это определённое достижение чего-либо, например: выполнение задания, заполнение карточки, отгадывание музыкальной загадки.

Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - с. 37.:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко-тихо), в старшей группе - трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

Н.А. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. -- М.: Просвещение, 1983..

В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.

Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную плясовую - другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.

В третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например, на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра - второго, на звучание низкого - третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания.

Поскольку наша работа посвящена развитию музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно по этому основанию--их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми. Могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные).

Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Это наглядные пособия и настольные игры на узнавание произведения. В них картинка или игрушка может выполнять подсказывающую роль, привносить игровые моменты. Часто используются настольные игры типа «лото», в которых дети, слушая музыку, должны закрыть соответствующий рисунок маленькой карточкой на большой (например, с изображением разного состояния природы, созвучного настроению музыки). Эти игры предполагают различение характера музыки, частей произведения, определение жанра.

Для развития ладового чувства могут использоваться и подвижные игры (сюжетные и несюжетные), в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения.

Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.

Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к деятельности, содействуют эмоциональной отзывчивости на музыку.

Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Возникновению первоначальных представлений о высоте звуков способствует зрительная и слуховая наглядность во взаимосвязи со словом. Примерами таких пособий могут быть попевки из «Музыкального букваря» с показом картинок, музыкальная лесенка, разнозвучащие колокольчики.

Осознание направления движения мелодии предполагает связь интеллектуальных, слуховых, зрительных, двигательных представлений в опоре на восприятие мелодии. Моделирование направления движения мелодии в музыкально-дидактических играх и пособиях осуществляется многими способами: использование музыкальной лесенки, набора разнозвучащих колокольчиков; вкладывание на карточках с нотным станом кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это задание может быть дано детям в образной форме: передвижение кузнечика (бабочки) с цветка на цветок, нарисованных на различной высоте, в соответствии со звуками мелодии. (Она звучит в тот момент, когда дети выполняют задание.) Полезна здесь также опора на моторику (вокальную или реальные движения).

Поскольку развитие способности музыкально-слуховых представлений требует слуховой сосредоточенности, воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте, использование подвижных игр исключается. Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способность музыкально- слуховых представлений, связывая воедино слуховые, зрительные и двигательные представления детей.

Развитие чувства ритма-способности активно(двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить--предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Для развития представлений о продолжительности звуков целесообразно использовать пособия и настольные игры, моделирующие эти отношения звуков, с одновременным воспроизведением мелодии. (Короткие и длинные палочки или маленькие и большие предметы могут соответствовать коротким и долгим звукам.)

Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Подвижные игры могут быть и сюжетными, и несюжетными.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса. Ребёнок учится выявлять, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Кроме этого, занимательные музыкально-дидактические игры возбуждают у детей интерес к решению задач, так как успешный результат, преодоление трудностей приносят детям удовлетворение. Само увлечение дидактической игрой повышает способность ребёнка к произвольному вниманию, развивает наблюдательность, память. Достижение поставленной цели в музыкально-дидактической игре также связано и с нравственным воспитанием. Развиваются волевые качества ребёнка, выполнение правил требует самообладания и выдержки, дисциплинированности.

В настоящее время существует множество ярко иллюстрированных, привлекательных для детей музыкально-дидактических игр и пособий.

Наряду с ними широко применяются пособия и игры, изготовленные руками воспитателей, музыкального руководителя, родителей совместно с детьми. Такие пособия позволяют решать актуальные для каждого конкретного ребенка или группы детей задачи, а также привлекают своей необычностью, тем, что изготовлены с помощью детей или в их присутствии.

Таким образом, музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение - в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.

В ходе музыкально-дидактических игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др.), а также голоса других детей.

Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

 Использование мультимедийных музыкально-дидактических игр.

 

Рассмотрим возможности использования мультимедийных музыкально-дидактических игр в образовательном процессе. Эти игры несут в себе образовательный  потенциал, создают условия для проявления детьми учебной инициативы и могут быть включены в любой блок музыкального занятия. Это одна из наиболее интересных и действенных форм развития музыкальных способностей дошкольников.

С каждым днем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемым средством общения и обучения все большего количества людей и, особенно, детей дошкольного возраста. Согласно данным исследования аналитической компании The Royal Pingdom, в 2011 году по всему миру было зафиксировано порядка 2,1 миллиарда пользователей интернетом. Эти цифры говорят о том, что на сегодняшний день практически  ни одна сфера деятельности не может обойтись без информационно-коммуникационных технологий, а это значит, что применение мультимедийных дидактических игр в работе с современными детьми является самым подходящим вариантом.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний и ускорить их процесс усвоения. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные интерактивные игры, которые позволяют в наиболее доступной и привлекательной игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Интерактивные игры – это информационно-коммуникационное средство, направленное на деятельность дошкольника, происходящее в онлайн режиме. Наравне с традиционными методами обучения, такими как использование дидактических игр - мультимедийные  дидактические игры позволяют детям с особым интересом знакомиться с новым материалом, а также закреплять ранее изученный материал. Непосредственное общение с компьютером доставляет воспитаннику удовольствие, что отвечает современному образовательному процессу.

Созданные педагогом мультимедийные музыкально-дидактические игры отвечают различным образовательным и воспитательным задачам: развитие речевой активности, развитие двигательной активности, познание окружающего мира, формированию творческой инициативы в том числе и музыкальной.

Музыка и компьютер – в полной мере совместимые образовательные компоненты, однако очень важно, как и какие программы, медиаресурсы будет применять педагог в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Мультимедийные музыкально-дидактические игры –игры, в процессе которых воспитанник развивает ритмический слух, музыкальное восприятие, знакомится с различными видами музыкальных жанров, что способствует обогащению словарного запаса ребенка музыкальными терминами. На музыкальных занятиях и в досуговое время можно использовать компьютерные обучающие и развивающие  дидактические игры, ориентированные на тот или иной возраст дошкольников, тем самым, вызывая интерес к данной образовательной области и развивая творческие и интеллектуальные способности детей.

Интересное звуковое сопровождение и яркая графика открывает перед детьми новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Главным преимуществом  мультимедийных музыкально-дидактических игр – самостоятельное участие ребенка в игре. Запустив игру, дошкольник полностью следует её звуковой инструкции, которая в нужный момент исправит ошибки и поощрит за успешное выполнение задания. Тем самым, дополнительно формируются предпосылки коммуникационной деятельности ребенка.

Не малую роль играет современное оснащение образовательного учреждения компьютерными средствами.

В своей работе я использую интерактивные игры, созданные на базе программы Microsoft Power Point и «Видео мастер», а также игры, созданные коллегами, подходящие программному содержанию обучения.

Пример использования мультимедийных музыкально-дидактических  игр:

1. «Веселый оркестр».

Эта интерактивная игра предназначена для детей возрастом от 4 до 7 лет. Под веселую музыку ребенок играет на тех инструментах, которые показаны на слайдах. Является прекрасным средством для развития ритмического слуха, а также творческого импровизационного мышления. Способствует знакомству с музыкальными инструментами в процессе игры на них. Ребенок может играть самостоятельно, взяв на себя роль всего оркестра, играя поочередно на музыкальных инструментах, а может позвать своих друзей для совместной игры.

2. «Угадай жанр» или «Что делают в домике»

Занимательная интерактивная игра для самостоятельного пользования детьми 4-7 лет. Задача играющих прослушать произведения в записи и определить жанр.

3. «Музыкальные загадки»

Музыкальная интерактивная игра предназначена для детей от 5 лет для самостоятельного пользования, и от 3 лет для игры с помощью взрослого. Задача для ребенка следующая: прослушать как звучит определенный инструмент и с помощью мыши выбрать правильный ответ. Служит отличным дидактическим средством для закрепления знаний о музыкальныхинструментах и их звучании.

4. «Музыкальное лото».

Данная интерактивная игра создана для детей возрастом 5 - 7 лет с целью закрепления знаний о группах инструментов (духовые, ударные, клавишные, струнные). Задача играющего самостоятельно прослушать задание и распределить инструменты в соответствующие ячейки.

Таким образом, применение компьютерных и интерактивных музыкально-дидактических игр в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника.

 В целях обобщения знаний по детским музыкальным инструментам, закрепления музыкальных произведений по слушанию, а также для повторения пройденного музыкального репертуара моими коллегами были созданы серии интерактивных игр по всем видам музыкальной деятельности.

Подобные игры могут использоваться на различных музыкальных занятиях и развлечениях и помогут не только в решении программных задач, но и позволят более эффективно взаимодействовать с детьми, заинтересовать их, удерживать внимание и интерес. 

I СЕРИЯ – «ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

«Угадай инструмент по звуку»

Цель: Закрепить знания детей о музыкальных инструментах.

Задачи: развитие устойчивого слухового внимания, умения различать музыкальные инструменты на слух по их звучанию.

Возраст детей: 3-7

Описание игры: На игровом поле расположены иллюстрации музыкальных инструментов и аудиофайлы их звучания. Игровая задача: соединить аудиофайл звучания музыкального инструмента с его иллюстрацией. Правильно соединенные пары исчезнут.

Ссылка на игру: http://LearningApps.org/display?v=pry25ix8201

«Мышки-музыканты»

Цель: Закрепить знания детей о музыкальных инструментах.

Задачи: развитие устойчивого слухового внимания, умения различать музыкальные инструменты на слух по их звучанию.

Возраст детей: 5-7

Описание игры: На игровом поле расположены иллюстрации мышек-музыкантов с инструментами и аудиофайлы звучания музыкальных инструментов. Игровая задача: прослушать аудиофайл, определить какой мышонок-музыкант играет, и соединить с его изображением. Когда все пары будут соединены правильно, при нажатии кнопки с «галочкой», пары окрасятся в зеленый цвет.

Ссылка на игру: http://LearningApps.org/display?v=ptpn89qo516

«Группы музыкальных инструментов»

Цель: Закрепить умение классифицировать музыкальные инструменты.

Задачи: Закрепление знаний детей о музыкальных инструментах, группах музыкальных инструментов. Умение делить музыкальные инструменты на группы по способу извлечения звука.

Возраст детей: 6-7

Описание игры: Игровое поле поделено на 4 части: струнные, духовые, ударные и клавишные. Игровая задача: перенести появляющиеся изображения музыкальных инструментов в соответствующую группу по способу звуко-извлечения. Когда все музыкальные инструменты будут на своих местах, при нажатии кнопки с «галочкой», иллюстрации инструментов окрасятся в зеленый цвет.

Ссылка на игру: http://LearningApps.org/display?v=piat4m79517

II СЕРИЯ – «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

«Музыкальные картинки»

Цель: Закрепить пройденный материал по слушанию музыки.

Задачи: Закреплять умение детей узнавать музыкальное произведение по вступлению, высказываться о характере. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.

Возраст детей: 6-7

Описание игры: На игровом поле расположены аудиофайлы музыкальных произведений по слушанию, которые дети изучают в 1 (2) полугодии, а также иллюстрации, соответствующие пьесам. Игровая задача: соединить аудиофайл музыкального произведения с его иллюстрацией. Правильно соединенные пары исчезнут.

Музыкальные произведения 1-го полугодия:

  • «Танец дикарей» Есинао Нака,
  • «Марш гусей» Бин Канэда,
  • «Осенняя песнь» П. Чайковский,
  • «Две плаксы» Е. Гнесина,
  • «В пещере горного короля» Э. Григ

Ссылка на игру: http://LearningApps.org/display?v=pjgmutszk16

Музыкальные произведения 2-го полугодия:

  • «Пудель и птичка» Ф. Лемарк,
  • «Флейта и контрабас» Г. Фрид,
  • «Болтунья» В. Волков,
  • «Марш Черномора» П. Чайковский,
  • «Жаворонок» М. Глинка,
  • «Три подружки. Плакса, злюка, резвушка» Д. Кабалевский,
  • «Гром и дождь» Т. Чудов,
  • «Королевский марш львов» К. Сен-Санс.

Ссылка на игру: http://LearningApps.org/display?v=pzgby9uic16

III СЕРИЯ – «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР:

ПЕСНИ, ТАНЦЫ, ИГРЫ»

«Песенная викторина»

Цель: Повторение и закрепление песенного репертуара.

Задачи: Закреплять умение детей узнавать песню по вступлению. Развивать музыкальную память, вокальные способности.

Возраст детей: 6-7

Описание игры: Игровое поле разделено на 2 части: аудиофайлы с песнями, которые дети изучали в 1 полугодии, и карточки с названиями этих песен. Игровая задача: соединить аудиофайл песни с её названием. Правильно соединенные пары окрасятся в зеленый цвет.

Песенный репертуар 1-го полугодия:

  • «На горе-то калина» русская народная песня;
  • «Осень милая шурши» муз. М. Еремеева, сл. С. Еремеев;
  • «Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен;
  • «Ах, ярмарка» русская народная песня;
  • «Мамочка моя милая» Л. Мельникова;
  • «Зимняя песенка» муз. М. Красев, сл. С. Вышеславцева;
  • «Горячая пора» муз. И. Каплунова и А. Журбин, сл. П. Синявский.

Ссылка на игру: http://LearningApps.org/display?v=p6qo5jmkk17

«Загадочные снежинки от Снегурочки»

Цель: Повторение и закрепление песенного новогоднего репертуара.

Задачи: Закреплять умение детей узнавать песню по вступлению. Развивать музыкальную память, вокальные способности.

Возраст детей: 4-5 лет

Игра создана на базе Презентации Microsoft Office PowerPoint.

Описание игры: Снегурочка приносит волшебные снежинки с загадками названий песен, танцев и музыкальных игр, которые дети исполняли на празднике Нового года. Она просит отгадать загадки и исполнить соответствующий танец, игру или песню. Данная игра проводится перед праздником «Прощания с ёлкой»

Песенный репертуар:

  • «Первый снег» муз. А. Филиппенко, сл. А. Горин;
  • «Ёлка-ёлочка» муз. Т. Попатенко, сл. И. Черницкая;
  • «Дед Мороз» муз. В. Герчик, сл. Е. Немировский;

Танцевальный репертуар:

  • «Вальс снежинок» муз. А. Стоянов;

Музыкально-игровой репертуар:

  • «Колпачок» русская народная песня;
  • «Дети и медведь» муз. и сл. В. Верховинц;
  • «Зайчики и морковка» муз. Ю. Рожавская.

Ссылка на Облако mail.ru: https://cloud.mail.ru/public/7Pim/7msR75UUq

Сегодня музыкальный руководитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями. Важнейшая задача современного детского сада научить детей ориентироваться в развивающей информационной среде, приобретать современные навыки «знакомства» с композиторами, просматривать картинки, фильмы, «чтения», играть в музыкально - развивающие игры. Использование ИКТ улучшает качество музыкального образования, воспитания и творческого развития детей дошкольного возраста. Однако следует перерабатывать, дифференцировать и анализировать всю информацию, получаемую из разных источников.

Кроме того, фрагменты музыкальной образовательной деятельности, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного музыкального образования - принцип привлекательности. Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью, ведь современные технологи предполагают высокий уровень мышления и высокий уровень развития собственного мнения, а как следствие - рассуждений, логических размышлений. Музыкальное мышление обеспечивает нахождение замысла, содержания музыкального произведения. Музыкальные и твворческие способности проявляются в том, что ребёнок должен владеть достаточным музыкальным словарём, соответствующим его возрасту, чтобы уверенно мог рассказать о прослушанной музыке, пользовался музыкальными терминами. Специфика современных технологий заключается в том, что воспитанники из пассивного слушателя превращаются в активного участника процесса музыкального образования.

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, знакомиться с образцами музыкального искусства разных стран, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальной культуре.

В музыкальной деятельности можно использовать энциклопедию классической музыки, юного художника, музеи мира. Применение компьютерных технологий позволяет сделать музыкально-образовательную деятельность дошкольников: современной, интересной, познавательной, насыщенной, эффективной, индивидуализированной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»

Опыт работы  по теме:  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...

Опыт работы по теме "Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и игр-эстафет с учетом ФГОС."

Подвижные игры и игры-эстафеты являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способств...

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Представлены различные музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию музыкальных способностей. Материал ориентирован на детей младшего дошкольного возраста....

Педагогический проект на тему: " Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора"

Педагогический проектна тему: «Развитие музыкальных способностейдетей старшего дошкольного возрастапосредством фольклора»...