Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг
материал (младшая группа)

Галковская Галина Михайловна
«Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, таким образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.

Цель: использование метода наглядного моделирования в процессе формирования связной речи дошкольников.

Задачи:

- Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.

- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.

- Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.

     Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.

Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним .

     В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как, Эльконин, Венгер, Егорова считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Венгер,  Дьяченко, специалисты по моделированию, выделили 3 этапа:

  1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
  2. Составление модели педагога совместно с детьми.
  3. Самостоятельное составление моделей.

Что же делать? Как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы? Что же такое модельные схемы?

           Модельные схемы — это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования.

           Что же такое моделирование? Моделирование рассматривается  как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов  предметами,  схематично изображенными, или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от  несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми  способа замещения признаков, связей между реальными объектами их моделями, становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

    Любое моделирование  начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.   Именно наглядные модели  наиболее применимы  и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому что ребенку намного легче представить предмет,  выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, часто принимая участие в их создании . Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.
Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких -либо явлений, предметов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются  практические действия.

           Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  • развития замыслов-идей будущего продукта.

         В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

           В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

-    геометрические фигуры;

-символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

- планы и условные обозначения, используемые в них;

- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.  

   В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам. В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  1. предметные картинки;
  2. силуэтные изображения;
  3. геометрические фигуры.

      Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. 
Применение метода наглядного моделирования связного высказывания,  который повышает интерес детей к данному виду деятельности, позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников. Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Научное философское обоснование

     Исследование влияния обучения на умственное развитие ребенка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогики. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от её содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.

Преемственность

     Методическое пособие учитывает уровень развития детей с младшей группы. Существует связь между возрастными группами. В каждой возрастной группе идет усложнение материала.

     Методы, приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности:

  1. пересказ;
  2. рассказ по сюжетной картине;
  3. рассказ – описание;
  4. сравнительное описание предметов;
  5. фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;
  6. творческая сказка по силуэтным изображениям.

Формы работы

  • занятия, часть занятия;
  • чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры;
  • наблюдения;
  • упражнения лексико-грамматические, эмпатические;
  • технические средства обучения (аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения);
  • элементы драматизации;
  • дидактические игры.

 

Перспективный план 

Месяц

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Изучение методической литературы.

Подбор и изучение литературы по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Изготовление атрибутов к играм-драматизациям

Подбор материала для детей

Октябрь

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Показать презентацию.

Цель: сформировать  у детей представления о русской избе

Разыгрывание сказки «Репка» с помощью воспитателя

Модель: вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.

Первый этап: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.

ноябрь

Разыгрывание сказки «Репка» самостоятельно.

Второй этап: по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке.

Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?» – отвечали: «медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, то есть дети начали следовать логике сказке.

«Ёлочка»

Изготовление открыток к празднику

Цель:расширять представление детей об окружающем мире зимой.

декабрь

Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух».

Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.)

На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки.

январь

Разыгрывания сказки Л. Толстого «Три медведя».

 

 

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.)

Сочетание оба вида моделирования.

Модель: три круга: большой, средний и маленький.

Февраль

Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух».

 

Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.)

На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки.

«Расскажи сказку» по серии картинок.

 

 Воспринимать образное содержание сказки;

-выделять в тексте образные выражения.

- закреплять знание жанровых особенностей сказки.

март

«Волк и семеро козлят»

 

 

 

 

 

 

Сделать открытку к 8 Марта

Научить дошкольников не просто играть с предметами – заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет им анализировать основные события и связи между ними. В этом случае дети будут делать не то, что им хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы произвольных действий.

 

 

Сделать открытку для бабушки.

 

«Колобок»

Побуждать детей к творческой самореализации.

апрель

«Заюшкина избушка»

 

Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки.

Викторина

Вспомнить обыгранные нами сказки. Развивать умение высказать свое мнение. Активизировать память, речь. Вызвать положительные эмоции. 

май

Самоанализ плана по самообразованию

 


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

МЕРОПРИЯТИЕ

ЦЕЛЬ

Октябрь

Родительское собрание во второй младшей группе.

Заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе;

Ноябрь

Консультация для родителей по теме: Что такое моделирование?

Познакомить родителей с программой, задачами развития и воспитания детей, а также с методом моделирования;

Декабрь

Консультация на тему: «Азбука словесности»

внести основы педагогических занятий в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывать его традиции, особенности и микроклимат.

Январь

Консультация на тему: «Ребенок и книга»

Рассказать о том, что детям необходимо читать книги

Февраль

Памятка: «Развитие связной речи детей через использование приема моделирование»

Продолжаем развивать у детей воображение;

Март

Родительская встреча по теме: «Играя – развиваем»;

Дать родителям знания о применении метода наглядного моделирования в ДОУ

Апрель

Отчет о проделанной работе

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2021 гг Воспитатель: Галковская Г.М.

Слайд 2

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. То есть это не набор слов, сформированных в речевых центрах, это последовательность мыслей по данной (предложенной) теме, которая будет понятна собеседнику. Главная функция связной речи – социальная. Для ребенка важно: устанавливать коммуникативные связи; грамматически правильно пользоваться русским языком, словарным составом; научиться регулировать и контролировать поведение.

Слайд 3

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности: - Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто. - В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной, фрагментарной. В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.

Слайд 4

Что же такое моделирование? «Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели. «Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя. "Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Слайд 5

В чем особенность и значение моделирования? Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Слайд 6

Сущность метода моделирования В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Слайд 7

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Предметно-схематичные: Планы и условные обозначения, используемые в них; Блок- рамка; Предметные: 1. Геометрические фигуры; 2. Символические изображения предметов; 3. Опорные картинки; Графические модели: 1 . Графики ; 2. Формулы; 3. Схемы .

Слайд 8

Требования к модели: - Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; - Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней; - Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены; - Облегчать познание. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах

Слайд 9

Этапы работы с моделью: 1. Использование готового символа или модели. 2. Составление модели педагога совместно с детьми. 3. Самостоятельное составление моделей. В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания: - пересказ; - составление рассказов по картине; - описательный рассказ; - творческий рассказ.

Слайд 10

Закономерности формирования моделирования у дошкольников: - Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни. - Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д - Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. С помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.



Предварительный просмотр:

План работы с родителями на учебный год 2020 – 2021 г

Месяц

МЕРОПРИЯТИЕ

ЦЕЛЬ

Октябрь

Родительское собрание в средней группе.

Заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе;

Ноябрь

Консультация для родителей «Метод наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников»

Познакомить родителей с программой, задачами развития и воспитания детей, а также с методом моделирования;

Декабрь

Развитие связной речи детей через использование приёма моделирования

внести основы педагогических занятий в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывать его традиции, особенности и микроклимат.

Январь

Консультация на тему: «Важно ли читать детям сказки?»

Рассказать о том, что детям необходимо читать книги

Февраль

Памятка: «Развитие связной речи детей через использование приема моделирование»

Продолжаем развивать у детей воображение;

Март

Родительская встреча

Подведение работы за весь учебный год

Апрель

Отчет о проделанной работе


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2022 г.г . Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко» Воспитатель: Галковская Г. М. Яр – Сале 2022

Слайд 2

Моделирование Двигательное Наглядное Цель: использовать метод наглядного моделирования в процессе формирования и развития связной речи дошкольников.

Слайд 3

Учебный год 2019 - 2021

Слайд 4

2021- 2022 учебный год



Предварительный просмотр:

«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.

Например:

Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:

мнемотехника

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

C:\Users\ALTab\Desktop\таблица.jpg

Изображение, которое нарисовано в  Мнемоквадрате,  обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы - это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь,  и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

Какая польза от мнемотаблиц для детей.

Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.

Применяя эту технику в жизни, ребенок:

  • Развивает память
  • Воображение
  • Интеллект
  • Развивает образное мышление
  • Внимательность
  • Фантазию
  • Учится выстраивать логические цепочки
  • Развивает речь и увеличивает словарный запас
  • Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить  ребенка с мнемоквадратом.

В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.

Что нужно для занятий.

Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.

То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.

мнемотаблица нарисованная от руки

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами  ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый,  помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.

Детям старше можно давать черно – белые таблицы.

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.

1) Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3) В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

стих по мнемотаблице

Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха

Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос.

Как заниматься по таблицам

Алгоритм для того, чтобы выучить стих:

  1. Выразительно прочитать стих
  2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
  3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что-то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
  4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
  5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких - то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.

Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.

Источник информации: https://promany.ru/mnemotexnika#vibormnemotab 

В этом разделе я хочу рассказать про одну из моих любимых методик для развития памяти и речи. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. Как я использую в своей работе эту интересную методику – мнемотаблицу.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Проект по теме:

«Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2021 – 2023 гг

для детей дошкольного возраста 5 - 7 лет

Разработала воспитатель

Галковская Галина Михайловна

с. Яр-Сале,

2022 год

Вид проекта: творческий.

Тип проекта по форме: коллективный.

Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: интегрированные занятия.

Проблема проекта: как можно повысить качество речи через применения метода наглядного моделирования?

«Ребёнок мыслит образами»

К. Д. Ушинский

Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, таким образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей. Использование наглядного моделирования вызывает интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение материала, дети видят главное, систематизируют знания.

В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

Желание изучить данную технологию подробнее переросло в объемный тематический модуль по самообразованию.

Цель: работы над темой стало повышение уровня развития связной речи детей посредством использования метода наглядного моделирования.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности;

- Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на определенные модели - заместители.

- Формировать умение соотносить знакомые образы с символами.

Развивающие:

- Развивать монологическую и диалогическую речь.

- Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники;

- Развивать психические процессы: память, внимание, воображение, логическое и ассоциативное мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать положительные взаимоотношения в детском коллективе, учить проявлять внимание друг к другу.

Методы и приемы, используемые для реализации работы:

  • словесные;
  • практические подгрупповые занятия;
  • игровые;
  • наглядные;

Предполагаемый результаты: 

У детей появится желание пересказывать тексты, разучивать стихотворения; разовьется ассоциативное мышление и улучшится память детей.

Этапы работы по проекту.

  1. Подготовительный этап:
  • формулировка проблемы;
  • вхождение в игровую ситуацию;
  • провести мониторинг;
  1. Практический этап.
  • решение задач проекта;
  • практическая деятельность по решению проблемы;
  1. Заключительный этап.
  • мониторинг речевых умений;
  • отчет по самообразованию;

1 этап организационный

  1. Провести мониторинг развития речевых навыков у детей на начало учебного года;
  2. Составить перспективный план работы на учебный год.

2 этап основной

Старшей группы

Месяц

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Изучение методической литературы.

Провести мониторинг развития речевых навыков у детей на начало учебного года.

Беседа «Символы вокруг нас»

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и интернет ресурсов,

Мнемотаблица «Времена года - Осень».

1. О чём это стихотворение? (об осени)

2. Где летал ветер? (ветер по лесу летал.)

3. Что считал ветер? (ветер листья всё считал.)

4. Какие листья считал ветер? (дубовый, кленовый, рябиновый, березовый, осиновый.)

5. Куда бросил ветер осиновый листок? (ветер бросил на тропинку.) по предложенному плану-схеме

Цель: Выучить стихотворение по плану-мнемотаблице об осени (можно использовать в уголке природы).

Октябрь

Составление  описательного рассказа о предметах  по предложенному плану-схеме

Цель: Формировать у детей умение составлять рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия. Воспитывать у детей бережное отношение к предметам ближайшего окружения.

«Дикие животные».

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. Под кустами

ёж колючий нагребает листьев кучу.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу. Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нём по предложенному плану-схеме

Цель: Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

ноябрь

Составление связного рассказа на тему:«Мы живем в России» по предложенному плану-схеме

На основе знаний, полученных на занятиях, учить детей составлять связные рассказы на заданную тему, закреплять умения детей отвечать на вопросы, поддерживать беседу; продолжать учить детей передавать содержание произведения без пропусков, подробно и выразительно. Обогащать словарь детей, закрепить умение употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными. Воспитывать внимание, культуру общения, чувство гордости за свою страну.

Стихотворение к Дню Матери

Мама, мама, мамочка,
Лучшая моя!
Мы с тобою, мамочка,
Дружная семья!
Буду тебя слушаться,
Чтобы ты всегда
Знала, что ребенок
Лучший у тебя!

По предложенному плану-схеме

Цель: Способствовать развитию умения выразительно исполнять стихотворения: пользоваться естественными интонациями.

декабрь

Дед Мороз прислал нам елку... 
Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
и блестят на ней иголки,
А на веточках - снежок! В. Петрова

По предложенному плану-схеме

Цель:  рассказать стихотворение, опираясь на придуманные образы

Составление описательного рассказа на тему: «Зима» по предложенному плану-схеме

Цель: Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений. Формировать умения подбирать определения к заданным  словам, совершенствовать синтаксические навыки. Добиваться четкого произношения слов м фраз, включая звуки ц и ч; приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией.

Воспитывать интерес к образной речи.

январь

«В гости к нам пришласнежинка».

По предложенному плану-схеме

Цель: Выучить стихотворение. формировать умение детей составлять описательный рассказ о зиме с опорой на графическую схему;

Февраль

Составление рассказа из опыта «Семья». По предложенному плану-схеме

Цель: Воспитывать любовь и уважение к своим близким, родным людям; упражнять детей в умении самостоятельно составлять рассказ о семье, употребляя в речи имена и отчества родных, развивать познавательный интерес детей к членам семьи;

«Хлеб».

Вот он хлебушек душистый, вот он круглый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл. В нём здоровье, сила наша. В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло! По предложенному плану-схеме

Цель: Уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом

Дополнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Закреплять знания о последовательности этапов выращивания хлеба

Познакомить с профессией хлебороба

Учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим

Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать вопросы и ответы товарищей

март

А. Барто «Весна идёт»

Утром было солнечно и совсем тепло.
Озеро широкое по двору текло.

В полдень подморозило, вновь зима пришла,
Затянулось озеро корочкой стекла.

Расколол я тонкое, звонкое стекло,
Озеро широкое снова потекло.
Говорят прохожие:
- Вот весна идёт!-

А это я работаю,
Разбиваю лёд
. По предложенному плану-схеме

Цель: Закрепить знания детей о времени года – весна, весенних месяцах; развивать умения дошкольников выразительно читать стихи .

Пересказ рассказа

Н. Калининой «Про снежный колобок» с использованием мнемосхемы

Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно. Учить подбирать подходящие по смыслу определения. Закрепить умение употреблять трудные форы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, носок, тапочек и т.д.).

апрель

«Планета земля и космос».

 Цель: Обогащать словарь детей на основе углубления представлений по теме «Космос»; закреплять правильное и отчетливое произнесение согласных [С], [Р]; формировать умение составлять предложения по графической схеме;  развивать внимание, воображение, мышление, коммуникативные качества;  воспитывать уважение к людям героических профессий.

Пересказ сказки «Мужик и медведь»

(текст в сокращении)

По предложенному плану-схеме

Цель: Развивать умение  понимать образное содержание и идею сказки. Учить замечать и исправлять ошибки в согласовании существительных с местоимениями «мой», «моя», «мои». (Моя помидор,…) Закрепить знания о пользе овощей для человека. 4.Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. Подводить к эмоциональной, эстетической оценке своих работ.

май

Самоанализ плана по самообразованию

Вывод по самообразованию.

Перспективный план работы с родителями

Сентябрь

Опрос родителей на тему: «Развиваем речь детей»

Выяснить  отношение родителей к проблеме   речевого развития детей.

Октябрь

Консультация: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей.

Ноябрь

Выставка методической литературы:

«Развиваем речь детей»

Познакомить родителей с многообразием методической литературы по данной  проблеме. Повышать педагогические знания.

Декабрь

Рекомендации для родителей

«Домашняя игротека»

Познакомить родителей  с играми и их использованием в домашних  условиях.

Январь

Памятка  «Как научить ребенка быстро запоминать стихотворения»

Раскрыть  приемы заучивания стихов с  использованием

мнемосхем

Февраль

Буклет

«Домашний книжный уголок»

 Предложить рекомендации по организации и подбору книг в домашний книжный уголок

Март

Организация фотовыставки для родителей «Играя  - учимся, играя -познаём!»

Расширять сотрудничество семьи  детского сада в вопросах речевого развития детей.

Апрель

Консультация

«Составление связных рассказов с использованием мнемосхем»

Повышать родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей через практические рекомендации.

Май

«Ёж» смастерить совместно с детьми  

Способствовать формированию у родителей навыков изготовления поделок из бумаги и бросового материала.

Презентация проекта

«Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Мониторинг

Познакомить родителей с результатами проекта.

3 этап заключительный

     В старшей группе для повышения результативности решила применить метод наглядного моделирования на интегрированных занятиях – это геометрические фигуры из картона, опорные картинки, дидактические и настольные игры, мнемосхемы.

     По результатам мониторинга отмечается повышение уровня речевого  развития  детей старшего дошкольного возраста. А как результат работы, наблюдаю, как дети умеют организовать игру самостоятельно.

     А также проводились: индивидуальная работа с детьми, воспитанники и родители принимают участие в конкурсах различного уровня. А также стоит отметить, что проводились совместные игры по развитию связной речи во время дистанционной работы.

    Работа с родителями по теме самообразования построено следующим образом - это тематические беседы, консультации, разработана картотека игр «Я и моя семья».

Метод наглядного моделирования представляет собой фактор, значительно облегчающий процесс становления связной речи. Используемые в работе символы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа;

- фантазировать;

Таким образом, применение технологии наглядного моделирования отлично подходит для развития речи детей дошкольного возраста.

Приложение

Рекомендации для родителей.

Домашняя игротека.

     . Чем же занять ребенка дома? Предлагаю вам поиграть в развивающие игры.

  1. «Уменьшаем и увеличиваем»
    Взрослый даёт задание «Я буду называть слово, а ты уменьши его», например:

Стол-столик, ваза – вазочка, машина-машинка и т.д.
Следите, чтобы ребёнок вместо уменьшительного животного не называл его детёнышей. Так, корова-коровка, а не телёнок.

Предложите малышу поменяться ролями. А затем поиграйте в эту игру – наоборот. Вы будете называть уменьшительное слово, а ребенок первоначальное слово.
Можно таким же образом, использовать увеличительные суффиксы, например, корова-коровище, заяц-зайчище.

2.  «Угадай по описанию». 

Вы предлагаете описание слова малышу, а он его должен назвать. Предложите малышу самому подробно описать какой-нибудь предмет, а вы попробуете его отгадать.

3.  «Опиши одним словом». Задание схоже с предыдущим, но назвать нужно будет не существительное, а прилагательное. Приведите несколько примеров, чтобы ребёнок понял задание.
Котлета из рыбы? (рыбная)
Ежик в лесу? (колючий)
Щётка для обуви? (обувная)

4. «Кому что нужно?». Родитель называет профессию или животное, а ребёнок должен подобрать слова, что может ему понадобиться.
Повар – кастрюля, половник,
Белка – орехи, грибы.
Можно предложить такой вариант задания. Ребенок должен сказать предназначение предмета, который вы загадаете: для чего он нужен человеку или животному. Например, кастрюля, чтобы готовить: градусник – менять температуру и т.д.

5.  «Как можно узнать…»

 Чтобы развивать речь, память и мышление ребенка, предложите ему такой опрос:
Как можно узнать сварилась ли каша? (попробовать)
….. работает ли телевизор? (включить)
…. что больше шнурок или пояс? (померять линейкой).

6. «Часть – целое». Предложите малышу угадать часть предмета или конструкции. Например,
Руль – машина, автобус…
Крыша – …
Страница – …
Хвост – …
Дупло – …
Можно поиграть, переходя от общего к частному. Вы говорите предмет, а ребёнок его части.
Машина – руль, колесо, …
Дом – …
Дерево –
Книга – …
Пальто – …

7.  «Четвертый лишний». Эта игра известна многим. Взрослый предлагаете четыре слова, а ребёнок выбирает «лишнее», не подходящее по признакам в заданный ряд. Для детей помладше можно использовать картинки, подключая зрительную память, поскольку не всякий ребёнок сможет на слух определить неподходящее слово. Начинать лучше с упрощенных заданий.

Вариант 1. Взрослый называет ребёнку слова, относящиеся к определённой тематике. Например, на кухне находятся – стол, кастрюля, кровать, печь. Малыш сразу может определить, что именно находится на кухне и даёт правильный ответ. Признаки, по которым вы будете объединять слова должны быть разнообразны. Это могут быть животные по среде обитания, просто прилагательные, например, холодный, горячий, тяжёлый и прохладный.

Вариант 2. Назовите не четыре слова, а три, но уже без определённого признака. Пусть ребёнок попробует догадаться.

8. «Скажи по-другому» (синонимы) и наоборот (антонимы). Объясните ребёнку, что существуют слова, обозначающие одно и то же.
грустный-печальный,
Злиться-сердиться,
Противник-враг.
Вы будете называть слово, а ребенок – синоним.
А есть слова противоположные по значению. Так, например,
Больной-здоровый,
Друг-враг,
Печаль-радость.
Теперь задача сводится к подбору антонимов для загаданных вами слов. Поменяйтесь ролями.

9.  «Продолжаем предложение». Сюжет может носить как вымышленный, так и реальный характер. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает предложение.
Рыцарь вскочил на коня и …
Сегодня по дороге в детский сад мы …

Консультация для воспитателей на тему:

"Организация книжного уголка в группах разного возраста".

        Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной». Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребёнка – память сердца. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, эстетическим…

        Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

        Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

        В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

        Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.

        В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

        В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Срок замены книг 2 – 2,5 недели.

        В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Так же здесь должны находиться  небольшие альбомы для рассматривания (темы: «Игрушки», «Игры и занятия», «Домашние животные» и т.д.)

        Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг  на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):

- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

- В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

- Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

- На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

- Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки,

        Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

        Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам.

        В старших и подготовительных группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).

        В средних, старших и подготовительных группах в книжных уголках должны быть портреты известных детских писателей, поэтов.

        Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния, эстетики. Если обнаруживается потрёпанная или порванная книга, воспитатель младших и средних групп сам ремонтирует её, желательно в присутствии малышей.  А в средних, старших группах он активно привлекает детей к починке книг. В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.

        В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

        Книжный уголок не должен быть недоступной зоной для детей. Дети должны активно пользоваться и знать ту литературу, которая в нём помещена.

        Помним, что книги – это наши друзья! Только от взрослого зависит то, как ребёнок будет обращаться с книгой. Берегите книги и воспитывайте благоговейное отношение к книге с самого раннего детства!

Большинство ребят не могут логически обосновать свои утверждения и выводы. Чтобы повысить уровень развития речи у детей можно использовать основную систему методов и приёмов:

- художественное слово;

- образец рассказа воспитателя;

- вопросы к детям по прочитанному произведению;

- речевые дидактические и словесные игры;

- упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.

     Учитывая, что в данное время дети перегружены данной информацией необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересен занимательным и развивающим.

    Для повышения результативности эффективности можно применять мнемосхемы. Суть мнемосхем в следующем. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается схематично. Глядя на картинку ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Использование приемов мнемотаблиц для дошкольников в настоящие время становится более актуальным тк она помогает развивать мышление зрительное и слуховую память, внимание и воображение. Для изготовления мнемотаблиц не требуется высоких художественных способностей.

При заучивании стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым и эмоциональным.

  • Благодаря использованию мнемотехники у детей:
  • Появляется желание учить стихи;
  • Расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • Расширяется активный и пассивный словарный запас;
  • Появляется интерес к заучиванию стихов;
  • Появляется умение свободно держаться пере аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Моделирование- как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, выражения своих мыслей, чувств, желаний. При помощи речи ребёнок познаёт мир. В стенах детского сада закладывается основа коммуникат...

Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...

«Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

laquo;Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»....

Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

-Сообщение к презентации "Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.-Буклет на тему " Наглядное моделирование"...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...

Метод игрового рисования, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи де...