Главные вкладки

    МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    статья по развитию речи

    В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл naglyadnoe_modelirovanie.docx19.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

    По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

    1) Связные высказывания короткие;

    2) Отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

    3) Состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

    4) Уровень информативности высказывания очень низкий.

    Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

    Одним из способов планирования связного высказывания может служить приём наглядного моделирования. Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

    1) Самостоятельного анализа ситуации или объекта;

    2) Развития децентрации (умения менять точку отсчета);

    3) Развития замыслов-идей будущего продукта.

    В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

    Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

    В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

    1) Геометрические фигуры;

    2) Символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

    3) Планы и условные обозначения, используемые в них;

    4) Контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

    В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов- пособие «Логико-малыш».

    Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

    В качестве символов - заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

    1) Предметные картинки;

    2) Силуэтные изображения;

    3) Геометрические фигуры.

    Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

    Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

    Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

    1) Усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

    2) Формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

    3) Передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа "Репка", "Колобок" и т.п.

    Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки воспитателем. Например, воспитатель рассказывает детям сказку "Репка", а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

    Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

    Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее -то есть конец рассказа.

    На практике «рассказы», самостоятельно составленные детьми - это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

    Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

    1) Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

    2) Определение взаимосвязи между ними;

    3) Объединение фрагментов в единый сюжет.

    На этом этапе работы используются: пособие «Логико-малыш», «Лимпопо», «Оживи картинку». В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

    Особым видом связного высказывания являются рассказы­описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи - живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

    В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

    1) Выделение значимых объектов картины;

    2) Рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

    3) Определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

    4) Объединение мини-рассказов в единый сюжет.

    В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием «Оживи картину». Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; и т.п.) и мелкие изображения – «оживлялок», которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий «живых» предметов.

    Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

    Творческий рассказ предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание. Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

    1) Угадывание эпизода по демонстрации действия;

    2) Рассказывание по демонстрации действия взрослым;

    Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются: силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.). Воспитатель задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. Затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя - прерогатива самого ребенка.

    Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Воробьёва В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». – М: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с. – (Высшая школа).

    2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие / В.П. Глухов. ‒ М.: АРКТИ, 2002. – 146 с.

    3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

    4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.

    5. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

    Ильина Ирина Арнольдовна: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Малыш» комбинированного вида, дошкольное отделение ТПМПК ЩМР МО, г. Щёлково, Россия; воспитатель.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

    Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....

    Проект «Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

    Моделирование представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметови...

    Проект на тему: «Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

    АктуальностьРазвитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.(Л. С. Выготский)...

    Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью её в формировании личности. Именно в связной ...

    Сказка как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

    Создание условий для развития связной речи (диалогической и монологической) посредством русской народной сказки....