Главные вкладки

    Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
    статья (старшая группа) на тему

    Анищенко Тамара Викторовна

    Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Театрализованные игры, как средство развития связной речи

    у детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью её в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

    Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.

     Ею занимались такие авторы как, Н.С.Карпинская, А.С. Выготский [3], А.Н.Леонтьев[4], и другие исследователи.    Особенно хочется отметить работу Л.А Венгера [1 ;с.77-79]. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе, в которой автор раскрывает значение сюжетно-ролевой игры для умственного развития ребенка, роль игры для овладения новыми формами мышления необходимыми при обучении в школе.

    Основной вид деятельности дошкольника - это игра и общение.  

     «Дошкольное образования в этих условиях призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что  дает ему возможность успешно овладевать разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний.

     Средствами  развития ребенка для реализации этой важной цели являются педагогические технологии, которые в обязательном порядке должны включать в себя такие показатели как: развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника; развития способности самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющим быть успешным в разных видах деятельности;  развитие творческого воображения как направления интеллектуального и  личностного  развития  ребенка; развитие коммуникативности – способности общаться со взрослыми и сверстниками.» – Д.И. Воробьева [2 ; с. 5].

    Тема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста  в наши дни является актуальной,  поэтому овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.  

    ***

    Часто мы общаемся с ребенком, не замечая, как он говорит, нам важнее, что сказал малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Очень часто при общении взрослый не только спрашивает, но и отвечает за ребенка. Даже когда ребенок о чем-то рассказывает, вспоминает какие-то события, речь его состоит, в основном, из коротких предложений. Он не заботится об «удобстве» слушателей.

    Однако школа с ее классно-урочной системой и действующими программами предъявит к речи ребенка совсем другие требования. Формировать, а затем и тренировать навыки связной речи необходимо еще в дошкольном возрасте ребенка, занимаясь этим специально. Даже незначительные недостатки в развитии речи могут привести в дальнейшем к трудностям в обучении.

     Театрализованные игры влияют на формирование словарного запаса и развитие связной речи у детей. Добровольность участия в играх создает эмоциональный комфорт. Заинтересовавшись происходящим, ребенок приходит к желанию активно действовать, говорить, играть. Овладение родной речью прямо связано с развитием личности ребенка, его активности, инициативности, свободы поведения. В связи с этими личностными проявлениями формируется коммуникативная компетенция: осваивается фонетическая, лексическая, грамматическая стороны родного языка, развивается и совершенствуется связная речь, формируется элементарная текстовая деятельность.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

    Над выразительностью речи, с помощью ТРИз.

    Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.

    Цель: научить детей понимать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.

    Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.

    Базовый алгоритм

    На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором  происходят события:

    Выбирается положительный герой (Элли) и отрицательный герой (Бастинда).

    Обозначаются свойства и действия этих героев.

    ПР: Элли всем помогала, а Бастинда была злой и коварной.

    Объявляется Волшебство. ПР: Волшебные туфельки.

    Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным  предметом для реализации своих целей.

    ПР: Бастинде нужны были Волшебные  туфельки

    чтобы  стать самой могущественной  волшебницей, а Элли чтобы помочь своим друзьям.

    Конфликт разрешается средствами самих героев.

    Методические рекомендации

    Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках.

    ПР: Элли, Бастинда Волшебные туфельки («Волшебник Изумрудного города»). С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках.

    • Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.
    • При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций  использовались  предложения А.А. Нестеренко.

    Мотивы

    Цель действий

    Тайна

    Узнать, найти спрятанное, установить истину

    Общение

    Восстановить справедливость, договориться, доказать, объяснить, разрешить спор

    Помощь

    Помочь, спасти, защитить, освободить, вылечить

    Красота и польза

    Привести в порядок, построить, вырастить, сохранить, починить

    Самоутверждение

    Дойти, добраться, куда-то попасть, победить, одолеть, освободиться, получить удовольствие

    Список Литература

    1. Л.А. Венгер., Психология: [Текст] Л.А. Венгер, Л.А.Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 336с
    2. Д.И. Воробьева, Гармония развития [Текст] / Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд., – С.Пб: Детство-Пресс,2006. – 144с
    3.  А. С. Выготский, Воображение и творчество в детском возрасте [текст] – 3-е изд., М.: Просвещение, 1991. – 93с
    4. А.Н. Леонтьев Психологические основы дошкольной игры [текст] /Избранные психологические произведения 1 том – М.,1983. –323с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему: «Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

    АктуальностьРазвитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.(Л. С. Выготский)...

    Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста

    laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»А. С. МакаренкоСегодня развитие связной речи у старши...

    Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью её в формировании личности. Именно в связной ...

    Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)

    Для лучшего развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, целесообразно проводить с ними театрализованные игры. В данной методической разработке представлены виды игр, а также даны реко...

    Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    В 2019-2020 учебном году я проводила  работу по теме «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников с ОВЗ» Эта тема выбрана мною не случайно. ...

    Презентация "Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

    В презентации представлены  речевые игры, которые помогут перевести слова из пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь. Описываются условия, которые необходимы для успешного реч...