Моделирование- как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
консультация

Карпунина Ольга Алексеевна

Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, выражения своих мыслей, чувств, желаний. При помощи речи ребёнок познаёт мир. В стенах детского сада закладывается основа коммуникативных умений и навыков ребенка, формируется правильное мышление, восприятие окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование-как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, выражения своих мыслей, чувств, желаний. При помощи речи ребёнок познаёт мир. В стенах детского сада закладывается основа коммуникативных умений и навыков ребенка, формируется правильное мышление, восприятие окружающего мира.  В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Человеческая речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется.

При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры.

В настоящее время всё больше и больше детей приходят в дошкольное учреждение с речевыми нарушениями, говорят односложными предложениями, не умеют строить диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми, с трудом высказывают свои мысли и желания, в речи детей много сленговых слов. Из всего вышесказанного  можно сделать вывод, что когда ребёнок подходит к школьному порогу, остается множество нерешенных проблем по речевому развитию.

Исходя из вышесказанного, отмечу несколько актуальных проблем на сегодняшний день у дошкольников:

• недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

• бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.

Хочется отметить, что в мире современных технологий значительное место в досуге дошкольника занимают экранные средства (просмотр телевизора, компьютерные игры), все это снижает речевую активность детей, утрачивает навыки общения, отрицательно влияет на формирование связной речи и навыков общения. К сожалению, очень занятые родители не замечают этого и оставляют ситуацию в сложившимся русле. Дома ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, крайне редко слушает сказки из уст мамы и папы, а всё больше от электронных игрушек и экрана, а уж если говорить о развивающих речевых играх по освоению родной речи, так это вообще редкость.

Поэтому я считаю, для решения проблем по обучению  связной речи детей 4-5 лет необходимым использовать приёмы мнемотехники, это помогает ребёнку быть более общительным, расширяется словарный запас, учится связно говорить связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы все чаще прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т. д. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. К сожалению, на сегодняшний день образная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей .

Также внедрение мной наглядных моделей в образовательный процесс позволило более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей детям легче преодолевать различные затруднения, переживая при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах. 
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности. внимания дошкольного возраста – явление очень редкое.

   Основываясь на вышеизложенном, хочется сделать вывод, что метод моделирования  решает очень многие задачи развития речи детей. Я планирую не останавливаться на достигнутом, продолжить свою работу в этом направлении, поставив себе ориентир: воспитать будущее поколение, успешным, таким, которое легко может самореализоваться в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моделирование сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

«Моделирование сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»   Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослым...

Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...

Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг

laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...

«Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

laquo;Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»....

Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

-Сообщение к презентации "Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.-Буклет на тему " Наглядное моделирование"...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...