Главные вкладки

    Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок
    статья по развитию речи

    Ковалева Инна Васильевна

    В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при моделировании собственных сказок.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

    И.В. Ковалева

    МАДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида, СП детский сад № 160

    e-mail.ru: 160@detstvo-nt.ru

    «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

    ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,

    но свяжите двадцать таких слов  с картинками,

    он их усвоит на лету»

    (К.Д. Ушинский)

    Проблемы развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности. Она определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.  Имеющиеся речевые нарушения затрудняют общение ребенка с окружающими» [2,156].

     На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.

    В практическом пособии по развитию у детей связной речи, Джанни Родари «Грамматика фантазии» представлена методика итальянского сказочника Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием «карт Проппа»[3, 102].

    Джанни Родари, говорит о том, что преимущество «проповских карт» очевидны: каждая из них – целый срез сказочного мира; для детей, хоть сколько-нибудь приобщенных к сказкам, к сказочной лексике, к сказочным темам, в одной карте звучит полифонический хор волшебных голосов. Кроме того, каждая «функция» Проппа изобилует перекличками с собственным миром ребенка, помогает ребенку разобраться и в самом себе.                          

    Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: [3,100]

    • Ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений;
    • Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;    
    • Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;
    • Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;
    • Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного слушателя, а считается энергетическим центром творческой деятельности.

    Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок  и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

    Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп  обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку.

    Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть  определенное событие сказки.

    Сказочных ситуаций или функций 20: [3,106]

    1. Жили-были. Введение в сказочное пространство. Этой фразой начинаются почти все сказки.
    2. Запрет – наказ герою («не отворяй двери», не пей водицы»).
    3. Нарушение запрета – герои сказок не слушаются и нарушают запреты (открывают двери, пьют из лужи и прочее).
    4. Вредительство – намеренное или по незнанию (конь пшеницу ночами топчет; невестки сожгли шкуру лягушачью; сорвали яблочко молодильное в саду).
    5. Отъезд героя - чаще всего это происходит, когда герой нарушает запрет (парень отправляется на поиски девушки, отец увозит дочь в лес по приказу мачехи).
    6. Задача - особое обстоятельство («задумали братья жениться», «уехали родители и наказали Аленушке следить за Иванушкой», «солнце зашло за тучи». Точнее, что-то случилось, что поменяло привычный ход вещей.
    7. Встреча с дарителем, помощником – появление друга-помощника (Серый волк, коровка Буренка, фея). Появление такого друга помогает решить проблемы героя – найти, указать дорогу.
    8. Волшебные дары или волшебное средство  - появление волшебного предмета (ковер-самолет, сапоги-скороходы, чудодейственные яблоки). С помощью них герой достигает цели, возвращается к жизни.
    9. Появление героя – героя произведения или героя спасителя («вдруг, откуда то летит маленький комарик…»; сделал папа Карлу куклу, слепил дед с бабкой Снегурочку).
    10. Вредитель или антигерой – появление антигероя или вредителя.
    11. Борьба – схватка между героями и антигероем (врагом).
    12. Победа – достижение победы (враг погибает, злые чары рушатся, герой побеждает в состязании) – враг повержен.
    13. Возвращение домой – с  хорошим или плохим настроением. (Принц вернулся домой так и не найдя настоящую принцессу, Емеля пришел с ведрами, которые шли сами).
    14. И жили они долго и счастливо – счастливый финал (пир на весь мир или свадьба).
    15. Ложный герой – появление ложного героя (тот, кто выдает себя за героя, присваивая его победы себе).
    16. Трудные испытания – испытание героя (Баба-Яга просит выполнить задание, за выполнение его одаривает волшебным предметом).
    17. Ликвидация беды – спасение от преследования (герой прячется в печку, превращается в дерево, бросает гребень, и за ним вырастает дремучий лес).
    18. Узнавание героя – все обнаруживают подмену, изгоняют ложного героя и чествует настоящего.
    19. Наказание ложного героя, врага – (заключение в темной, ссылка в далекие края, обязанность ухаживать оставшуюся жизнь, носить шкуру медведя).
    20. Свадьба или счастливый конец – счастливый финал (пир на весь мир или свадьба).

    Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа, практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов:

    На первом этапе происходит  знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения – сказкой.  Объясняем общую структуру сказки:

    • Присказка, зачин (приглашение в сказку); настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель – подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать.
    • Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами;
    • Концовка сказки как и «присказка» ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности (возвращение слушателя в реальную действительность).

    На втором этапе проводятся «Подготовительные игры».

    • «Чудеса в решете» - выявление  различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
    • «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную    смысловую нагрузку.
    • «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре придумывается волшебнуая вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт  и т.д.

    На третьем этапе происходит знакомство с обозначениями карт Проппа (взрослый читает сказку и сопровождает ее выкладыванием карт). Для начала используется 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.

    На четвертом этапе детям предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.

    На пятом этапе происходит сочинение собственной сказки.На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.

    Метод В.Я. Проппа или  «методика построения  сказочных историй» очень интересна.  Ее можно использовать  не только как единую технологию по моделированию собственных неповторимых сказочных историй в старшем дошкольном возрасте, но и как средство для пересказа сказок в более раннем возрасте.

    Использование карт Проппа способствует развитию у детей дошкольного возраста  одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. И самое главное, что это развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказке.

    Список литературы:

    1. Белобрыкина. О. «Речь и общение» - Ярославль: « Академия развития», 1998г – 240с.
    2. Большева Т.Б.  «Учимся по сказке», Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт Петербург, 2005г. – 112с.
    3. Грамматика фантазии / Джанни Родари; пер. с итал. Ю.А. Добровольской - 4-е изд. – М.: Самокат, 2017. – 272с.
    4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

    «Моделирование сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

    «Моделирование сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»   Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослым...

    Моделирование- как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

    Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, выражения своих мыслей, чувств, желаний. При помощи речи ребёнок познаёт мир. В стенах детского сада закладывается основа коммуникат...

    Индивидуальный план по теме самообразования "Технология развития критического мышления как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    Данный план  раскрывает особенности организации педагогической деятельности  по применению методов и приемов инновационной технологии развития критического мышления как средства речевого раз...

    Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

    Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...

    «Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

    laquo;Моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»....

    Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

    -Сообщение к презентации "Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.-Буклет на тему " Наглядное моделирование"...