Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок
презентация по развитию речи

Гараева Елена Александровна

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proppa.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карты Проппа , как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок Подготовила: учитель-логопед Е.А.Гараева

Слайд 2

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету» (К.Д. Ушинский)

Слайд 3

Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО: — формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев ; — карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь; — карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Слайд 8

1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

Слайд 9

2 этап. Проведение «подготовительных игр». « Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия); «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги- скороходы, аленький цветочек, меч- кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников. «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»); «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.); «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры — осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение» «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

Слайд 10

3 этап . Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа » (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки. 4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа ». 5 этап . Сочинение собственной сказки.

Слайд 11

1.Карта -Жили - были. Жила - была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой. 2.Карта - Герой покидает дом. Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла. 3.Карта - Запрет. Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай ,- наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно". 4 . Карта - Нарушение запрета. Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни. 5 . Карта - Враг начинает действовать. Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку. 6 . Карта - Появляется Ложный Герой. Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

Слайд 12

7 . Карта - Разоблачение Ложного Героя. Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)...Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку. 8 . Карта - Появление друга - помощника.. Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник 9. Карта -Враг оказывается поверженным. Охотник вбежал в дом и убил волка. 10 . Карта - Счастливый конец. Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом. 11 . Карта - Мораль. А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

Слайд 13

Джанни Родари отмечает: «...преимущество карт Проппа очевидна, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей».

Слайд 14

Спасибо за внимание !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моделирование сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

«Моделирование сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»   Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослым...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Мастер- класс. Тема: "Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста."

Мастер- класс. Тема: "Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста."...

Мастер-класс для педагогов «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

laquo;Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его во...

Практикум для педагогов "Дидактические игры с картами ПРоппа как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

1 СЛАЙД  Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня,мы хотим познакомить вас с технологическим приемом развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которую можно гармонично включать...

" Карты Проппа - как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста" 2023г.

Консультация для родителей детей подготовительной  группы....