Практикум для педагогов "Дидактические игры с картами ПРоппа как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
презентация по коррекционной педагогике

Зайцева Марина Алексеевна

1 СЛАЙД  Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня,мы хотим познакомить вас с технологическим приемом развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которую можно гармонично включать в совместную образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие».

2 СЛАЙД На сегодняшний день существует множество практических приемов и методов, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речевого речи у детей дошкольного возраста.

Одним из направлений для решения данной задачи является развитие художественно – речевого творчества на основе моделирования собственных литературных произведений.

3 СЛАЙД  Удивительная технология развития речевого творчества детей дошкольного возраста известна в практической педагогике - как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа, впоследствии переработанная сказочником – Джанни Родари.

4 СЛАЙД  Владимир Яковлевич Пропп - известный советский ученый-фольклорист. Одним из первых он начал анализировать структуру фольклорных текстов и выявлять их инварианты - неизменяемые части сюжета. За одну из монографий Пропп получил звание кандидата филологических наук без аттестации и экзаменов.

5 СЛАЙД  Технология фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа».

6 СЛАЙД  Владимир Пропп определил комплекс мотивов или повторяющихся элементов-функций действующих лиц (31 функция по Проппу), образует строгую схему народной сказки.

Позднее эти три десятка функций были урезаны различными учеными до 28.

7 СЛАЙД «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.

Сказочных ситуаций или функций 28.(на слайде)

8 СЛАЙД  Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов.

1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; -концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап. Проведение «подготовительных игр». - «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство. - «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку. - «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

3 этап. Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки. Сейчас на примере небольшой сказки «Кот, петух и лиса».

4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа».

5 этап. Сочинение собственной сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.

9 СЛАЙД  Игра Подбери карты к сказке. В данной игре,  мы читаем русскую народную сказку кот петух и лиса, сопровождая процесс чтения выкладыванием карт в определенной последовательности. На каждую карту мы произносим по 2-3 предложения.

10 СЛАЙД СЛАЙД  Игра называется "Примени символ к сказке"

На этом игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребенок "ходит" по игровому полю, и остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например "Появление друга-помощника", он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказкам, но их содержание дети хорошо должны знать.

Практическая часть.

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Проппа». Предлагаем на данном этапе использовать 6 карт! Для того, чтобы получить наиболее полное представление о данной методике, приглашаю к сотрудничеству 6 педагогов, которым нужно объединиться в 2 подгруппы. Каждая подгруппа примет участие в сочинении собственной сказки с использованием выбранных участниками карт. А у нас появится возможность порадоваться результатам коллективного творчества коллег.

 После завершения процесса сочинения сказок, участники зачитывают получившиеся сказочные истории, делятся впечатлениями, отмечают положительные моменты предлагаемой методики развития речи, определяют сложности, которые возникли в процессе практической деятельности.

РЕФЛЕКСИЯ

Спасибо Вам, уважаемые коллеги! Сейчас мы бы  хотели услышать ваше мнение. В руках у меня мешочек, но он пустой. Помогите мне его заполнить своими мыслями, может быть идеями, эмоциями о нашем практикуме.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры с картами Проппа как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Зайцева Марина Алексеевна, учитель-логопед

Слайд 3

Технология «Карты Проппа » Обучение творческому рассказыванию Сочинение сказок

Слайд 4

Пропп Владимир Яковлевич ( 1895-1970 гг .) с оветский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета «Ясно, что прежде, чем осветить вопрос, откуда сказка происходит, надо ответить на вопрос, что она собой представляет»

Слайд 5

«Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребенок, глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку» – Владимир Пропп

Слайд 6

Схема народной сказки

Слайд 8

Цветной формат карточек

Слайд 9

Этапы работы с картами Проппа

Слайд 10

Дидактические игры с картами Проппа

Слайд 11

Дидактические игры с картами Проппа

Слайд 12

Работа в командах

Слайд 13

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах ли- тературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные д...

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ  РАССКАЗЫВАНИЮ  ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1.Понятие связная речь в психолого-педагогической ...

" Карты Проппа - как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста" 2023г.

Консультация для родителей детей подготовительной  группы....