Статья «Классическая музыка как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шайхеева Татьяна Викторовна

В статье представлен опыт работы музыкального руководителя по слушанию музыкальных произведений, предложены авторские игры, новые методические приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mbdou_2_shayheeva_t.v.docx25.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Классическая музыка как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

Шайхеева Т.В.

МБДОУ «ДС №2 г. Челябинска»

Г. Челябинск

Аннотация. В статье рассматривается тема о слушании классической музыки на музыкальных занятиях в детском саду, о формировании личности дошкольника посредством приобщения к музыкальной культуре. Предложены методы и приемы восприятия музыкальных произведений в игровой форме, которые позволяют развивать творческие способности и эмоционально-образное мышление. Также в статье раскрыты этапы и принципы технологии процесса по восприятию музыкальных шедевров.

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная моя задача - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах. Для того, чтобы дошкольники могли воспринять музыкальную классику, у них должны быть сформированы интерес к музыке и умение ее слушать. 

На основе своего опыта работы могу сказать, что у музыкального руководителя есть возможность развивать детей в художественно-эстетическом направлении на произведениях классического наследия, но создавая при этом условия организации музыкально-игрового взаимодействия педагога с детьми. Именно при создании игровой ситуации и определенном педагогическом руководстве процессом восприятия музыки дошкольники способны эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства и адекватно воспринимать их художественное содержание.

    Среда детского сада – это то место, где для процесса развития творческих способностей детей созданы все условия. В центре педагогического процесса всегда имеются настоящие музыкальные инструменты: фортепиано, русские народные музыкальные инструменты. В детском саду информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

В решении выше поставленной проблемы, перед собой я поставила следующие задачи:

  1. Формировать культуру слушания музыки
  2. Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки.
  3. Развивать эстетические чувства детей, сопоставляя их с разными видами искусств (живопись, поэзия, музыка).
  4. Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.
  5. Побуждать к проявлению своего отношения к музыкальным произведениям.
  6. Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, особенностями их звучания.

Планирование образовательного процесса позволяет слушание классической музыки осуществлять через:

  • музыкальное творчество
  • слушание музыкальных произведений
  • художественно творчество под музыку
  • игра на детских музыкальных инструментах
  • музыкально-дидактические игры
  • музыкально - ритмическую деятельность

Главная моя цель, увлечь ребенка, заинтересовать, чтобы ему захотелось снова услышать знакомые произведения и послушать новые. Меня очень радует, когда на музыкальных занятиях дети говорят: «Можно послушать эту музыку еще раз!». Значит есть результат моей работы и потребность в слушании музыкальных шедевров.

Музыкально-дидактические игры помогают ребенку закреплять знания и развивать творческие способности. На музыкальных занятиях с детьми 2 младшей и средней группы использую музыкально-дидактические игры «Весело-грустно», «Солнышко и тучка» на развитие эмоциональной отзывчивости и умения определять характер музыкального произведения. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации.

 В старшем дошкольном возрасте усложняются задачи по слушанию музыки и соответственно музыкально-дидактические игры. «Волшебный веер» направлена на развитие творчества, закрепления жанров музыки, «Музыкальная палитра» на развитие эмоционально-образного мышления, умения определять цвет музыки красками на палитре. Музыкально-дидактическая игра «Угадай жанр музыки» направлена на углубление знаний по теме, умение сопоставлять картинку и музыкальное произведение.

Восприятие музыки можно разделить на 4 этапа:

1. Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие;

2. Повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;

3. Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;

4. Создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.

Всем известно, что классическая музыка успокаивает, лечит, расслабляет. С детьми с ОВЗ слушание музыки – это необходимый компонент образовательной деятельности, который позволяет особенным детям послушать, прислушаться, воспринять, подумать. Умение фантазировать под музыку нам помогают бусы. С бусами мы рисуем картинки, играем, танцуем и мир для таких детей становится ярче. Любое выполнение задания поощряю, ведь ребенок прикладывает усилия, активно начинает познавать.

При выборе методических приемов, работая над импровизацией танцевальных движений под музыку, использую упражнение «Танцующие руки», создаю детям атмосферу творчества, в которой ребенок может раскрыть себя и забыть о собственной неумелости.

Для развития тембрового слуха, творческого воображения задаю детям вопросы «Каким музыкальным инструментом можно озвучить прослушанное музыкальное произведение?», «Почему ты так думаешь?», ребенок должен обосновать свой ответ. Радует, что ответы детей правильные, творческие и разнообразные. Это помогает детям озвучивать классическую музыку в оркестре, выбирать нужные музыкальные инструменты для игры в оркестре.

Под действием музыки воспитывается сердечность, чувствительность, благородство, достижение красоты. Развитый музыкальный слух помогает общению с другими людьми. Только правильно услышав интонации речи другого человека, различные её нюансы, можно правильно оценить душевное состояние партнёра по общению, его хорошие или плохие намерения. Музыка влияет на духовную жизнь ребёнка и помогает распространять добро и красоту. 

На каких же принципах строится технология процесса восприятия музыки дошкольниками?

Принципы и технологии восприятия музыки:

• Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений

• Принцип возрастных особенностей ребенка - учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе

• Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности

• Принцип субъект-субъективного взаимодействия - учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.

• Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и не комфортности.

• Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду.

• Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие

• Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей

• Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания

• Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д.

• Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности дошкольников.

Чтобы общение с музыкой было радостным и незабываемым, подбираю музыкальный репертуар, чтобы музыка привлекла детей и вызвала у них эмоциональный отклик. При этом учитываю разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности. Индивидуальная работа через игру, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности.

Музыкальные произведения из «Детского альбома» П.И.Чайковского дети начинают слушать с младшего возраста. Такие разнохарактерные музыкальные произведения, как  «Новая кукла», «Болезнь куклы» впечатляют их эмоционально, «Игра в лошадки» дает понять, как звучит музыка по темпу. А деревянные ложки помогают детям понять динамику звучания: лошадка далеко – ложки звучат тихо, лошадка близко – ложки играют громко.

Дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, музыку представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т. д. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты, важно слушать с детьми произведения русских композиторов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, композиторов XX века - С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова.

Радынова Ольга Петровна, автор парциальной программы музыкального развития «Музыкальные шедевры» очень четко выделила темы по слушанию музыки. Мною создана фонотека слушания классических музыкальных произведений, собраны портреты композиторов, иллюстративный материал по слушанию музыки, презентации, видеофрагменты.

Любимы детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» Э. Грига, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова).

Слушая музыку о природе, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» Э. Грига, «Подснежник» П.И.Чайковского, «Осенняя песня» и многие другие.

Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Кукушка», «Песня жаворонка» из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года».

Очень важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. Так, например, слушая музыку «Смелый наездник» Р. Шумана, дети с удовольствием изображают в музыкально-ритмических движениях музыкальный образ. Или в музыке Д. Б. Кабалевского «Три подружки» дети эмоционально показывают Резвушку, Плаксу и Злюку.

Для большего развития образного мышления и полноценного восприятия музыки я предлагаю детям поделиться с родителями своими впечатлениями и нарисовать иллюстрацию по прослушанной пьесе. Поэтому музыка становится средством для совместного творческого общения ребенка с родителями.

Таким образом, постепенно, работая в системе, ребенок накапливает в детском саду музыкальный и эмоциональный опыт, у него формируется музыкальная культура.

Слушая и анализируя классическую музыку, у детей действительно стали лучше развиваться музыкальные и творческие способности. Дети стали лучше понимать содержания произведений, стали описывать музыкальные произведения, используя словарь эмоций. Стали лучше двигаться, танцевать, импровизировать под классическую музыку, стали прислушиваться к деталям музыки и фантазировать.

Закончить мне хочется словами великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору»

Список литература:

  1.             Дети слушают музыку» Тарасова К.В., Рубан Т.Г., М., 2001г.
  2.             «Музыкальные шедевры»  Авторская программа и методические рекомендации, О.П. Радынова- М.,2000г.
  3.              «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников» Учебник для педагогических вузов. Радынова  О.П., Комиссарова Л.Н. -М., 2011г.
  4.             «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Б.Зацепина, Москва, 2005 г.
  5.             Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей детских садов.  Она раскрывает основные направления  моей  работы по формированию навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольно...

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста ( приложения к статье)

Здесь представлены  диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с народным  декоративно - прикладным искусством на занятиях  изобразительной деятельности , перспективное планиров...

статья " Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста "

     Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики....

"Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста "

В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельно...

Пластилинография как средство развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста средствами пластилинографии....

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...

"Слушание музыки - как средство развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста".

В данной презентации предложены методы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста....