Главные вкладки

    Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста ( приложения к статье)
    методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

    Арькова Ольга Юрьевна

    Здесь представлены  диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с народным  декоративно - прикладным искусством на занятиях  изобразительной деятельности , перспективное планирование работы  по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой в старшей группе ДОУ, один из вариантов игры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  КАРТА

    по  ознакомлению дошкольников с народным  декоративно – прикладным искусством

    на  занятиях  изобразительной  деятельности.

    фамилия, имя ребенка

    знание

     русского

     народно –

    прикладно

    го

    промысла

    знание

    содержа-

    ния

    сказок,

    былин,

     легенд

    умение

    узнавать

    героев в

    произведе

    -ниях

    изобразитель-

    ного

    искусства

    умение

    выделять

    детали

     узора

    умение

    составлять компози-

    цию

    умение

    разме-

    щать детали узора

    знание

    народ-

    ных

    игр

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

    ИСПОЛЬЗУЕТ В СВОЕЙ РЕЧИ ПОТЕШКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, ОБРАЗНЫЕ  ВЫРАЖЕНИЯ.

    ЗНАЕТ НАРОДНЫЕ  ПРИМЕТЫ, УМЕЕТ  СООТНОСИТЬ УВИДЕННОЕ В ПРИРОДЕ С НАРОДНЫМИ  ПРИМЕТАМИ И ДЕЛАЕТ  СООТВЕТСТВУЮЩИЕ  ВЫВОДЫ.

    ЗНАЕТ  СКАЗОЧНЫХ  ГЕРОЕВ, УМЕЕТ  УЗНАВАТЬ ИХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

    ПРОИНЕМАЕТ  АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ПРАЗДНИКАХ, ЗНАЕТ  НАЗВАНИЯ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ.

    УМЕЕТ  ИГРАТЬ В ПОДВИЖНЫЕ  НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

    ИМЕЕТ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАРОДНЫХ  ПРОМЫСЛАХ.

    УМЕЕТ  ОТЛИЧИТЬ АРХИТЕКТУРНОЕ  СООРУЖЕНИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ СОВРЕМЕННЫХ  ПОСТРОЕК.

    СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

    ЗНАЕТ  ПОТЕШКИ, ЗАГАДКИ, СЧИТАЛКИ, ИСПОЛЬЗУЕТ  ИХ В РЕЧИ.

    ЗНАЕТ  НАРОДНЫЕ  ПРИМЕТЫ, ЗАМЕЧАЕТ ИХ В ПОВСЕДНЕВНОЙ  ЖИЗНИ

    ЗНАЕТ НЕКОТОРЫЕ  НАРОДНЫЕ  ПРАЗДНИКИ, ПРИНЕМАЕТ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ИХ ПРОВЕДЕНИИ.

    ЗНАЕТ РУССКИЕ  НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЕМЕЕТ ОБЪЯСНИТЬ ПРАВИЛА  НЕКОТОРЫХ ИЗ НИХ.

    РАЗЛИЧАЕТ 2-4 ВИДА ДЕКОРАТИВНОЙ  РОСПИСИ  

    НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

    ЗНАЕТ ПОТЕШКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ, СЧИТАЛКИ И ИНОГДА ИСПОЛЬЗУЕТ ИХ В РЕЧИ.

    ЗНАЕТ НАЗВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРАЗДНИКОВ, НО  ПРИНИМАЕТ ПАССИВНОЕ УЧАСТИЕ В НИХ.

    ЗНАЕТ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УМЕЕТ ОБЪЯСНИТЬ ПРАВИЛА К НИМ.

    РАЗЛИЧАЕТ 1-2 ВИДА  ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ.



    Предварительный просмотр:

    Название  игры: « Маленький  художник»

    Вид : настольно – печатная, художественно –речевая

    Возраст  детей: для  детей  старшей группы   детского  сада

    Дидактические  и  игровые  задачи:

    1. Закрепить  знания  детей  об  элементах  дымковской  росписи.

    2. Воспитание  желания  использовать  традиции  русского  народа  в  самостоятельной  художественной деятельности.

    3. Развивать  знания  об  особенностях росписи  игрушек, колорите, основных элементов  узора.

    4. Пробудить  детей самостоятельно  обдумать  композицию  узоров, подобрать  сочетание  красок, соответствующее  стилю  « Дымка»  

    5.  Развивать  творческое  мышление  детей, воображение и фантазию.

    Материал:

    - карточка - основа  узора;

    - карточки  с  элементами  росписи «Дымки» и других видов узоров;

     - фишки;

    - элементы  костюмов русских  ремесленников;

    - фонограмма: русская  народная  музыка

    Ход  игры:

    1. сюжет  игры:

    Воспитатель  и  дети  попадают  в  мастерскую  народного  умельца. Мастер  предлагает  помочь  составить  узор для народной игрушки.

     

    2. распределение  ролей

    В  игре  предусмотрены  1  главная  роль (мастер - умелец ) , 1 роль  - ведущего( Хозяйки), и, в  зависимости от  количества  детей - подмастерьев. Оптимальное  число  участников – подмастерьев 2 – 4 человека. Необходимо  помнить, что  каждый  ребенок  хочет  играть  главную  роль – роль  ведущего, «умельца», поэтому  в  процессе  игры роли  могут  и  меняться.

     Дидактическая игра  предусматривает  наличие предварительного этапа, где отрабатываются необходимые базовые знания и  умения  /элементах росписи, их особенности/.

    3. игровое  правило

    Ведущий  предлагает  у 

    частникам  выбрать  и показать карточку с элементом росписи, который использован в этой игрушке.

     Первый участник выбирает карточку. Если он подобрал правильно, то получает фишку. Если неправильно - право хода  переходит  к  следующему  участнику.

    4.игровые  действия  воспитателя и детей

    В  горнице  сидит  Хозяйка ( воспитатель). Дети  заходят  и  встают  рядом.

    Хозяйка : Что  я  вижу! Что  за  диво!

                      Сколько  радости  вокруг!

                      Правда, дети , тут  красиво?

                      Аж  захватывает  дух!

                       Здравствуйте, гости  дорогие. Я  рада  встретиться  с  вами  в  моей  горнице. Посмотрите  как  красиво  у  меня  здесь. Собралась  я  на  ярмарку, да  вот  беда  у  меня  случилась. Разбилась  игрушка  у  меня, самая  красивая. Не  смогли  бы  вы  помочь  моей  беде?

    Это  игрушка   не  простая, а волшебно – расписная:

    Белоснежны, как  березки, кружочки, клеточки, полоски –

    Простой, казалось  бы, узор, но  отвести  не  в  силах  взор.

    Что  же  это  за  игрушка?

    Дети:  это  дымковская  игрушка!

    Хозяйка:  Правильно, ребята. Вот  именно  дымковская  игрушка  у  меня  и  разбилась.

    А  знаете  ли  Вы, какие  узоры  используются  при  росписи  дымковской  игрушки?

    Дети: (перечисляют  элементы  узора, вспоминают  основные  цвета  красок)

     Хозяйка: Есть  ли  среди  Вас  умелец  мастер, который  поможет  мне  создать  новую  дымковскую  игрушку?

    (выбирается  Мастер – умелец , который становится  ведущим  игры. Он  будет  составлять  основной  узор  из  предлагаемых  элементов)

    Посмотрите,  вот  для  вас, подмастерьев, приготовлено  рабочее  место  со  всем  необходимым  материалом.

    ( Мастер - умелец предлагает  участникам  выбрать  и показать карточку с элементом дымковской   росписи, которая использована в  узоре  этой игрушки. Первый участник выбирает карточку. Если он подобрал правильно, то мастер – умелец  вручает подмастерье фишку. Если неправильно - право хода  переходит  к  следующему  участнику.

     В конце игры подсчитываются фишки.  Выигрывает тот, у  кого  оказалось фишек  больше. Хозяйка  следит,  чтобы  во  время  игры  элементы  узора  назывались  правильно. В  конце  игры  после  подведения  подсчета  фишек  вручаются  мини – призы  победителю  и  всем  участникам  игры.

    Описание  результата  игры:

    Главное, чтобы  дети  почувствовали  себя  настоящими  творцами, они  смогли  бы  различать  стили  наиболее  известных  видов  декоративной  живописи.

    Смогли  бы  усвоить  характерные  элементы, колорит, композицию.

    Воспитатель  должен  следить  за  тем, чтобы  каждый  ребенок  не  остался  без  внимания  и  смог  бы  показать  свои  знания, умения и навыки.

    Варианты  игры:

    «  ВЕСЕЛОЕ ЛОТО»

    Данная  игра может  использоваться  как  вариант  игры  лото.

    Дети  по  очереди  составляют  цепочку  из  элементов  узоров,

    «ОШИБКА ХУДОЖНИКА»

    Данная  игра  используется  с  целью  закрепления  знаний  у  детей  об  элементах  дымковской росписи  народных  игрушек, обучению  зрительно – мыслительному  анализу  изображенного, развития  наблюдательности. На  карточках  встречаются  элементы, в  изображении  которых  есть  ошибки ( элементы  других  видов  росписи) . Задание  детям: найти  и назвать  ошибку.

    Не рекомендуется  проводить  игру:

    1. Если  дети  не  знакомы  с  росписью « Дымка», с  элементами  этого  узора, их  особенностями.

    2. Лучше  всего, если  на  начальном  этапе  игры  воспитатель  будет  сам  участвовать  в  игре, постепенно  вовлекая  в  нее  детей.

    Далее  педагог  становиться  участником  игры  и  предлагает  детям  проявлять  инициативу.

    Когда  правила  игры  детьми  будут  хорошо  усвоены, педагог  предлагает  детям  самостоятельно  разыграть  сюжет.




    Предварительный просмотр:

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  РАБОТЫ  ПО  ОЗНАКОМЛЕНИЮ  ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ В СТАРШЕЙ   ГРУППЕ

    месяц

    МУЗЕЙ

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

    ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ИГРЫ

    Сентябрь

    Проведение педагогической диагностики развития творческих способностей на  занятиях изобразительной деятельности. Заполнение протоколов по диагностике

    Цель: выявление пробелов в работе над этим разделом, планирование индивидуальной работы с детьми.

    Чтение и пересказывание сказки К.Паустовского

    « Дремучий  медведь», рассказывание сказки»Мужик и медведь». Формирование  эмоциональной отзывчивости, сопереживание настроению героев художественного произведения

    Создание орнаментов и узоров растительного  характера, используя  ритм, симметрию в композиционном  построении

    Изготовление картины для  оформления  группы.

    Народная  подвижная  игра «Филин и пташки», «Карусель»

    Октябрь

    Познакомить  детей с понятием народная игрушка. Разнообразить представления детей о народной игрушке. Выявить какую роль несет в себе игрушка, познакомить с игрушками разных  промыслов.

    Знакомство с народным  фольклором: загадками, небылицами, перевертышами, скороговорками, потешками, частушками.

    придумывание детьми небылиц, потешек,

    перевертышей.

    Аппликация  обрывная – заготовки на зиму: фрукты, овощи. Передача различных форм силуэтным и мозаичнымспособами с помощью криволинейных разрезов. Изготовление фигурок из природного материала и пластилина.

    Развитие  умения самостоятельно разыгрывать сценки по знакомым сказкам, потешкам, небылицам.

    Подвижная игра «Ловишки», «Пятнашки»

    Ноябрь

    Дымковская  игрушка, сформировать знания об особенностях росписи игрушки, колорите. Учить  находить дымковские игрушки, выделять их из всего многообразия игрушек

    Чтение и пересказ русской  народной сказки «Сивка – бурка».Осознание средств выразительности( многозначность слова, сравнение), осознание комического в произведении.

    Разучивание стихов о Дымкове, русских  потешек.

    Рисование дымковской игрушки, с использованием нетрадиционной  техники: оттиск пробкой, оттиск  смятой бумагой.развитие воображения , творческой фантазии в украшении дымковской игрушки.

    Орнамент в полосе, круге, квадрате.

    Сюжетно – ролевая игра «Семья. К нам  пришли гости»

    Подвижная игра «Перетяни канат», «Ловишки с мячом», «Карусель»

    Декабрь

    Рассмотреть характерные  особенности росписи дымковских игрушек. Обратить  внимание на тесную связь народных традиций,музыки и устного народного творчества

    Развивать умение составлять рассказоб игрушке и рассказ по картине

    Совершенствовать навыки и умения детей в лепке более сложных по форме и строению предметов комбинированным, скульптурным способами, употребляя в работе стеки, штампы.

    Рисование дымкорской игрушки с использованием пальчика.

    Вырезание гирлянд, фигурных открыток.

    Изготовление кукол – скаток.

    Сюжетно – ролевые игры «К нам  пришли гости»

    Подвижные игры  «Санный  праздник» «Карусель»

    «Ловишки – отдай ленту»

    Январь

    Знакомство с произведениями деревянных дел  мастеров. Расширить представления детей о русском народном искусстве.

    Развивать у детей  навыки творческого рассказывания по  картине или рассказа о предмете. Закреплять в памяти детей названия старинной русской посуды.

    Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества( русская народная музыка, фольклор)

    Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван- царевич и серый волк»

    Рисование методом монотипией предметной.

    Изготовление  масок для ряженых

    Катание семьей на ледяной горке. Катание на санках поездом. Метание снежков. Горелки.

    Февраль

    Знакомство с хохломой, ее растительно – травным орнаментом.

    Рассматривание элементов хохломского узора

    Заучивание стихов о хохломе

    Рисование ранее изученными техниками ,изготовление масок, элементов декораций.

    Изготовление кукол – свертков.

    Лоскутная аппликация:коврик

    Подвижная

    Игра «катание с горы», «Изготовление снежной крепости»

    Март

    Городецкий  промысел.

    Рассказ о истории  промысла

    Чтение глав из сказки П.Ершова «Конек- Горбунок».

    Заучивание стихов о городце.

    Составление рассказа по  сюжетной картинке из Городецких мотивов

    Использование оттиска смятой бумаги при рисовании Городецких узоров.

    Изготовление бумажных кукол

    Подвижная игра «Ленточная карусель»

    «пятнашки – зайки»

    Апрель

    Керамика. Гжель.

    Сочинение сказки о «гжельской  розе», разучивание стихов о Гжели

    Создание  русского народного костюма на бумажной плоской кукле

    Подвижная игра «Качели»,

    «Горелки»,

    «красная горка – хороводы»

    Май

    Картины из круп на клею

    Подвижная игра: ручеек, запуск воздушного змея.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста

    Данная статья предназначена для воспитателей детских садов.  Она раскрывает основные направления  моей  работы по формированию навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольно...

    СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Творчество рассматривается учеными как человеческая деятель­ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельно­сти, что ...

    Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

    Целью данной технологии является развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования в оркестре....

    Презентация: "Педагогическая технология организации детского оркестра как средство развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"

    Презентация: "Педагогическая технология организации детского оркестра как средство развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"...

    Развитие художественно-творческих способностей дошкольного возраста

    Цель обучения изобразительной деятельности в детском саду:1. Развитие художественно-творческих способностей дошкольниковв продуктивных видах деятельности.2. Воспитание художественного вкуса и чувства ...

    «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

    Выступление на тему : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...