Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.
статья (подготовительная группа)

Конспект содержит материалы  опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svireli.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игра на свирели как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.

       Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В Древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается.

      Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Формировать музыкальные способности можно в разных видах музыкальной деятельности. Считаем, что обучение детей игре на свирели является отличным способом развития музыкальных способностей детей.

     Свирель – простой, легкий и, что немаловажно дешевый инструмент для музицирования, а игра на свирели   хорошим фундаментом для  дальнейших занятий детей по обучению игре на фортепиано, баяне, аккордеоне или скрипки.

     Трудно представить себе коллективное обучение детей игре на каком-либо инструменте, а обучение игре на свирели предполагает это.

     Во время игры на свирели связки находятся в рабочем состоянии, и ребенок слышит то, что воспроизводит, что улучшает качество звуковысотного слуха.

     Работу по обучению детей игре на свирели можно разделить  на несколько этапов, а именно:

  1. Развитие мелкой моторики рук.
  2. Развитие ритмического слуха.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Знакомство с историей создания свирели.
  5. Первые уроки игры на свирели.
  6. Работа над качеством звука.

     1.У детей с речевыми нарушениями,  отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. Занятия над мелкой моторикой способствуют не только коррекции речи, но так же и развитию высших, корковых функций (памяти, внимания, пространственного восприятия, воображения, наблюдательности).

      Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук. Игра на свирели помогает справиться с этим недостатком, т.к. сама природа игры на свирели способствует развитию техники пальцев.

     Выполняя пальчиками различные упражнения, играя на свирели, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая, в свою очередь, способствует развитию речи, подготавливает ребенка  к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

  2.При работе с детьми логопедических групп, важно делать особый акцент  на развитие ритмического слуха, ведь в детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольник говорит примитивно, используя короткие  отрывочные высказывания. Упражнения на развитие чувства ритма играют безусловно положительную роль по становлению речи ребенка.

          3.Игра на свирели предполагает хорошее физиологическое дыхание. Работа со свирелью, как и пение способствует вентиляции легких. Это и дыхательная гимнастика, а известно, что в Японии, где большое внимание уделяют тренировке дыхания, реже, чем в других странах встречается инфаркт Миокарда. Под воздействием игры на духовом инструменте облегчается отхождение мокроты, происходят позитивные изменения в структуре дыхания больных, сокращается восстановительный период после пневмонии, облегчается страдания больных астмой.  

      По типу вдоха различают верхнереберное (ключичное), нижнереберно-диафрагмальное (груднобрюшное) и диафрагмальное (брюшное) дыхание.

Дети в основном используют ключичное дыхание. Но при игре на свирели оно неприемлемо, так как ведет к напряжению мышц шеи. Наиболее целесообразным для игры на свирели является грудобрюшное и брюшное дыхание. Задержка дыхания необходима для дальнейшего звукоизвлечения.

Выдох происходит за счет работы мышц брюшного пресса и мышц, опускающих ребра. Выдох должен быть спокойным, без толчков, но достаточно активным для создания ощущения опоры. Детям необходимо объяснить, что для игры на свирели вдох нужно делать более глубоким по сравнению с обычным дыханием. Плечи не должны подниматься, Надо набрать столько воздуха, чтобы хватило на исполнение всей музыкальной фразы.

       При обучении детей правильному дыханию использую дыхательные упражнения без  звука и дыхательные упражнения со звуком. Вот некоторые примеры:

  1. «Вдох и выдох». Дети кладут ладошки на живот.  Педагог поднимает  руку вверх и говорит: «Вдох». Дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «Выдох» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы.
  2. «Мороз». Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них  воздух, как будто стараются согреть руки.
  3. «Цветочек». Дети берут в руку искусственный цветок, делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе произносят: «Ах, как вкусно пахнет».
  4. «Пароход», «Автомобиль». (У-у-у, Би-и-и)
  5. «Пчела». Сжать руки в кулачки, слегка прихлопывать себя по грудной клетке и при выдохе произносить «З-з-з». В это время происходит вибрация звука.
  6. «Снежный человек». Сжать руки в кулачки, отвести за спину и слегка прихлопывая себя по бокам на выдохе произносить «У-у-у».
  7. Детская игра «Пузырь».
  8. «Воздушный шар». Дети произносят стихотворение, выполняя соответствующие движения тексту:

Надуваем шарик быстро, он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел, стал он маленький такой.

В. Цвынтарный.

     9. «Ежик». Делать быстрые, энергичные вдохи и выдохи носом.

    10. «Собачка».Открыть рот, высунуть язык вперед и быстро дышать.

     11. Произнесение на одном дыхании скороговорок.  Например: «Шла    Саша по шоссе и сосала сушку».

      Можно порекомендовать дыхательные упражнения по методике дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

     Путем планомерных тренировок, объем дыхания значительно увеличивается.

4. Чтобы играть на каком-либо инструменте, необходимо знать его историческое происхождение. Знакомство детей со свирелью начинается с прекрасного рассказа , мифа Древней Греции о рождении флейты: «Пан, бог лесов и полей, покровитель пастухов, воспылал любовью к прекрасной нимфе СИРИНКС. Спасаясь от преследования, Сиринкс обратилась о помощи к речному богу, и тот превратил ее в тростник. Не желая расставаться с любимой, Пан срезал несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную флейту».

     Далее можно проиграть задушевную мелодию на свирели. Дети с удовольствием слушают мягкий, теплый, бархатистый тембр свирели, а значит, уже смогут различать ее звук и среди других музыкальных инструментов.

     Детям надо объяснить, что свирель нельзя ронять, бросать, стучать ею. Пластмасса относительно хрупкий материал и ее можно расколоть. Кроме того при ударе теряются звуковые качества.

     При условии соблюдения элементарных правил, свирель может служить не один год. Она может  даже пригодиться в школе, в которых очень популярен этот инструмент.  

     Детям необходимо рассказать, что свирель не любит, когда в нее сильно дуют – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого глубокого дыхания и она ответит вам так же ласково. Ребятам можно сказать: «Давайте попробуем мягко  подуть в свирельку, вот так, как мы греем руки, когда они замерзнут, так погреем и свирельку».

5. Очень ответственны первые уроки игры на свирели. Необходимо объяснить детям, что свирель нужно взять правой рукой как карандаш. Можно попробовать нарисовать солнышко, дерево.

 «Жил был утенок». - Показать указательным и большим пальцами левой руки клювик утенка.  

«Однажды прилетел он на болото и сел там на кочку». -  Большим пальцем придерживать свирель снизу, а указательным закрыть первое отверстие. «Это раз».

Далее необходимо проиграть «на раз» песенки «Андрей-воробей», «Я иду с цветами» и другие, сочиненные на одном звуке.

«Утенок непоседа, он все время прыгает». –Поднимать и опускать палец на отверстие, получается тремоло.

«Утенок жил на болоте не один, а с братцем». - Соединить средний палец и большой.

«Братец тоже прилетел на болото и сел на соседнюю кочку» - Средний палец левой руки положить на второе отверстие. «Это два».

Теперь нужно проиграть песенки, выученные ранее на секунду, например «Уж как шла лиса по травке».

«Третий братец ленивый. Он проснулся, потянулся и тоже полетел и сел на третью кочку. Это «три».

Так постепенно в игру на свирели вводятся пальчики и  правой руки.

6. Звучание инструмента зависит так же от исполнительских навыков ребенка, который должен знать и понимать, что на одном и том же инструменте у разных людей может получиться разный звук. Все будет зависеть от желания и находчивости исполнителя.

Вот некоторые возможные недостатки исполнения:

- звуковые дефекты

- технические промахи

- ритмическая неточность

- Отсутствие умения слышать в коллективе голос своего инструмента

- неумение расчленять элементы музыкальной формы

- бессодержательность исполнения.

Нужно найти у ребенка причину некачественного исполнения и работать над ее устранением.

          Благодаря занятиям на свирели у детей значительно развивается воображение, музыкальная память,  слух,  объем непроизвольного внимания. На уровне слухового анализа развивается первоначальные понятия элементарной музыки, восприятие характера музыки, отдельных средств музыкальной выразительности (лад, размер, ритм), строение мелодии (мотив, фраза, предложение), понятие о мелодии и аккомпанементе/