Главные вкладки

    «Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
    статья по музыке на тему

    Свистунова Ольга Алексеевна

    Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzykalno_-_didakticheskaya_igra.docx28.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района города

    Санкт- Петербурга.

    «Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

                                 

                                                                            Музыкальный руководитель

                                                                            высшей категории

                                         Свистунова О.А,

    Санкт- Петербург 2017 год

    Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

     Игра – основной вид  деятельности  детей дошкольного возраста.

     Известный психолог 20 века Д. Б. Эльконин писал: «…игра влияет на формирование всех основных процессов: от самых элементарных,  до самых сложных».

     По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

     Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит музыкально-дидактическим играм.

    Большой  вклад  в  дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е. И. Удальцевой, Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, Е. И. Радиной и др.   Однако, как отмечалось,  А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.

    В конце шестидесятых годов группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) приступила к разработке проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи, выделена учебно-игровая структура.

    Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально - сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально - дидактических игр для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха. Ею намечены три типа дидактических игр - подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.

     Музыкально -  дидактическая игра - это игра, целью которой является

    развитие музыкальных  способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.

    Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

    Таким образом, по мнению З. Роот, дидактическая игра имеет две цели:

    - одна из них - обучающая,  которую  преследует взрослый,  

    - другая -  игровая, ради которой действует ребенок.

    Обучающие задачи музыкально-дидактических игр:

    - формировать у детей музыкальные способности,

    - в доступной игровой форме помочь детям  разобраться в соотношении звуков по высоте,

    - развить  чувство ритма, тембровый и динамический слух,

    - побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

    - Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.

    - В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

     Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально - сенсорных

    способностей на настольные, подвижные, хороводные.

     Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

     Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий

    - для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки,

    - элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности. 

    Играя, ребёнок учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

    Музыкально-дидактические игры  развивают музыкально-сенсорное восприятие

    1. Развитие звуковысотного слуха

    2. Развитие динамического слуха

    3. Формирование тембрового восприятия

    4. Совершенствование чувства ритма

    5. Развитие ладового чувства

    Музыкально-дидактические игры используются для овладения детьми различными видами музыкальной деятельности:

    -пением

    -музыкально - ритмическими движениями

    - игрой на детских музыкальных инструментах

    Использование музыкально - дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности:

    Использование музыкально - дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества.

    Песни звучат во многих режимных моментах  ДОУ. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребёнок напевает свою  мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

    - Различать высокие и низкие звуки: «Где мои детки?» «Птица и птенчики»

    - Различать направление движения мелодии вверх и вниз: «Музыкальные лесенки»

    - Пропевание мажорного и минорного трезвучия: «Здравствуйте, ребята»

          - Импровизировать мелодию на заданный текст: «Музыкальное лото»

    - Музыкальные вопросы и ответы: «Что ты хочешь, кошечка?»

          - Сочинение мелодий контрастного характера

    Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.

    Использование музыкально-дидактических игр во время слушания  музыки, способствует лучшему восприятию, его осмыслению и запоминанию.

    Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать»,  «двигаться». Музыкально - дидактическая игра: «Чудесный мешочек»,  где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости. Для детей более старшего возраста, используются игры:  «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец -марш»,  «Найди нужную картинку», «Сложи песенку».

    Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.

    На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.

    Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей используются игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять – отдыхать», «Кукла шагает и бегает», «Научи матрёшек танцевать».

    Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Использование музыкально-дидактических пособий и игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды пособий и игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.

    Игры  «Учитесь танцевать», «Кто как идёт?», «Назови танец», «Придумай пляску», и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания.

    Музыкально - дидактическая игра в самостоятельной деятельности детей.

    В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления, играют в игры по типу лото.

    Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способствуют применению полученных знаний в жизни.

    Рекомендации по оформлению музыкально - дидактических игр.

    1.  Название игры, цель, игровой материал.

    2. Демонстрационный материал:

        Пособия в виде игрушек, иллюстраций, картинок, раздаточного материала, куба, обучающей музыкальной мультимедийной презентации.

    Музыкально-дидактические игры должны быть:

    просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены.

    В нашем дошкольном учреждении уделяется большое значение музыкально- дидактической игре, начиная с раннего возраста: на музыкальных занятиях, на занятиях хоровой студии, на занятиях в детско- родительском клубе, в самостоятельной деятельности детей.

    Применение и использование информационно – коммуникационных технологий в работе с дошкольниками,   позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний по музыкальному восприятию, развить слуховое внимание детей, творческие способности, повысить  качество образования дошкольников. Мною составлены обучающие мультимедийные презентации «Песня, танец и марш», «Музыкальное окошко», включающее три занятия, «Цирковые артисты» на узнавание знакомой музыки. Сшито игровое пособие «Матрёшка» в виде панно с увлекательными заданиями, развивающие слуховое внимание дошкольников. Мною изготовлено около 40 музыкально- дидактических игр для детей разного дошкольного возраста.

    Как показала практика, систематическое применение музыкально- дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

    Список используемой литературы:

    1. Венгер Л. А. и др. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». - М.: Просвещение.

    2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических  институтов. - М.: Просвещение.

    3. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение.

    4. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет. садов. - М.: Просвещение, 1986.

    5. Радынова О. П. и др. «Музыкальное воспитание дошкольников»: Учебник для студентов высших  и средних педагогических учебных  заведений - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

    Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

    Проект «Сюжетно - ролевая игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

    Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» представляет собой исследовательскую работу по изучению эффективности использования в образ...

    Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

      В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

    Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

    В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

    МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Статья Шапкина И.И. (ноябрь 2018)

    в статье рассматриваются методы и приемы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

    Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

    Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...