«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
статья по окружающему миру
Сенсорное развитие является базой для полноценного развития ребенка, как в умственном, так и в физическом плане. Дидактические игры и упражнения играют огромную роль в эффективности обучения и сенсорного воспитания и остаются одним из самых эффективных средств. Отличительная особенность таких игр - тесная связи между игровой и обучающей деятельностью. Дидактическая игра является не только формой воздействия на детей, но так же подходит и для самостоятельной занятости, что в свою очередь закрепляет полученные знания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
Подготовила: Ганеева Г. М.
воспитатель
Дошкольное детство - краткий, но чрезвычайно важный промежуток формирования и укрепления всех систем детского организма. А преобладающий род занятости в этом возрасте, конечно же, игра.
Сенсорное развитие является базой для полноценного развития ребенка, как в умственном, так и в физическом плане. Как мы знаем, существует пять сенсорных систем, посредством которых происходит процесс познания мира ребенком: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Следовательно, сенсорное воспитание играет огромную роль в развитии детей дошкольного возраста
От того, насколько малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Помимо всего прочего оно необходимо для успешного обучения. Познание окружающего мира и осознание себя как его части начинается с восприятия предметов. Дошкольное время для детей является периодом особо активного развития сенсорики, от степени развитости которого зависит успешное умственное, этическое и физическое становление ребенка в будущем. Под сенсорным развитием понимается процесс постижения опыта, который отвечает за представления и понимание вещей в пространстве, а так же их свойств.
В первые годы жизни у детей формируются и укрепляются сенсорные способности, за счет которых большее развитие получают зрительные и слуховые аппараты ребенка, а его восприятие меняется до предметного окружающего мира. Но комплексное развитие сенсорные способности могут получить только в процессе обучения, направленного на формирование базовых представлений о форме, цвете, размере и признаках различных вещей, а так же определения их в окружающем мире. Хорошо развитые восприятия являются главным фундаментом для дальнейшего обучения и развития мозговой активности.
Правда ли, что дидактические игры оказывают положительное влияние на сенсорные способности детей и в чем же их секрет?
Дидактические игры и упражнения играют огромную роль в эффективности обучения и сенсорного воспитания и остаются одним из самых эффективных средств.
Отличительная особенность таких игр - тесная связи между игровой и обучающей деятельностью. Дидактическая игра является не только формой воздействия на детей, но так же подходит и для самостоятельной занятости, что в свою очередь закрепляет полученные знания.
Опираясь на труды известных педагогов – психологов, таких как Я.А. Коменский и Л.С. Выгодский, можно сделать вывод о том, что большая часть детей не проявляет активности на занятиях, не углубляется в тему, не интересуются подробностями, не применяет знания на практике в повседневной жизни. У детей практически не отмечается интереса и тяги к новым знаниям, они пассивно относятся к обучению, не хотят развиваться и думать. А ведь успешное развитие ребенка возможно только в случае, когда он по собственному желанию втягивается в какой-либо вид деятельности.
В таком случае выручают именно дидактические игры. Поскольку в них процесс игровой деятельности тесно переплетается с обучением, границы смазываются и, не зацикливаясь, дети лучше усваивают знания и машинально познают окружающий мир. В таких играх цели не ставятся прямо, в упор, а маскируются за игровыми действиями. В такой форме познания у педагога нет необходимости учить и принуждать детей к этому, здесь подключается стремление детского ума к игре, которое, в свою очередь, несет в себе познавательный аспект.
Дидактические игры направлены на развитие физических, эстетических и умственных аспектов детей. Игра делает учебный материал более доступным, интересным, делая процесс его усвоения легким и радостным, что, в свою очередь, является благоприятным условием для закрепления полученных знаний и усиления мыслительных процессов у детей.
Увлекаясь игрой, и даже сталкиваясь с заданиями, над которыми нужно подумать, ребенок не осознает это, как процесс обучения. В этом и заключен важнейший психологический секрет: игра - дело добровольное.
Нельзя заставить ребенка играть, но можно заинтересовать его тем или иным видом деятельности. А через нее различными путями происходит укрепление сенсорных процессов, общения, абстрактного видения и других.
Благодаря дидактическим играм даже на ранних стадиях дети более самостоятельны, способны реализовываться и совершенствовать свои умения.
По мере взросления детей и повышения уровня их развития важно сменять направления дидактических игр для расширения и поддержания интереса к игре, и обучению соответственно.
Задачи дидактических игр для их решения требуют от детей внимательности, умственного усилия, необходимости понять правила той или иной игры и следовать им. Такие игры помогают детям закреплять представления и полученные знания, расширяют круг ощущений и восприятий, предоставляют возможность нахождения нескольких способов решения мыслительных и практических задач. Именно в этом и заключается их развивающая роль. Условия игры предполагают для поведения детей особые рамки - коллективную работу, терпение, честность, умение уступать другим и быть требовательным к результатам. Важным моментом так же является грамотное руководство дидактическими играми, тщательно продуманное содержание, задачи и цели, четкое место в общем образовательном процессе, пересечение с иным формами воспитания. Главное направление игр - развитие и поощрение активности детей, их личной инициативности, умения находит различные выходы из ситуаций, общение с другими детьми и желание помогать товарищам в трудностях.
Успех дидактических игр так же зависит и от разнообразия упражнений и действий. Желание достигнуть цели в игре и выиграть заставляет детский мозг работать активнее, наблюдать и тщательно изучать предметы, проводить сравнение, характеризовать по различным признакам (форма, цвет, величина) и собирать в группы по тому или иному признаку. Правилами от детей требуется коллективные или последовательные действия, что в комплексе с обучением создает у ребят гармоничные дружеские отношения и дисциплину. При руководстве игровой деятельностью воспитателю нужно стараться изменять и методы воздействия на детей. есть три основных направления: воспитатель-участник, воспитатель-ведущий и самостоятельная игровая деятельность. Принимая участие в игре наравне с детьми, появляется возможность вести игру в правильном направлении совершенно незаметно для детей, поддерживать интерес и разделять эмоции. Выступая в роли ведущего, инструментом воспитателя является некая история, сценарий игры, который путеводной нитью будет направлять участников к цели, поддерживать игровое настроение и побуждать деятельность через эмоции, шутки и внутри игровые сюрпризы. Самостоятельная игровая деятельность служит для закрепления знаний и умений, развития фантазии и поиска новых решений и является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.
Во время игры дети должны иметь возможность максимально исследовать предложенные им предметы: потрогать, переставить, перевернуть, постучать, разобрать и собрать снова, что позволяет наполнить сенсорный опыт для дальнейшего совершенствования. Но так как после полного изучения интерес со временем угасает, важно усложнять задачи, переводя детей на более высокую ступень развития.
В детстве игра преобладает над любой другой деятельностью ребенка, поэтому она и является базой, на которой строится вся деятельность дошкольника. Отличие дидактических игр от любой другой учебной деятельности заключается в том, что обучение проходи более мягко, а материал усваивается быстрее и легче, так как дети с интересом втягиваются в игровую деятельность, не действуют по принуждению педагога. Любая дидактическая игра ставит главной целью насытить опыт ребенка, развить его сенсорные, умственные, физические способности, научиться распознавать цвета, форму, размеры, сравнивать, отличать, собирать в группы. Игровой процесс позволяет ребенку расслабиться, почувствовать себя на своей территории, что способствует активации непроизвольного внимания и запоминания.
Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что дидактические игры действительно являются отличным средством развития сенсорных способностей у детей. Такие игры делают любой материал познавательным, увлекательным, что создает приятную атмосферу и оставляет чувство удовлетворенности в сочетании с новыми знаниями.
Список используемой литературы:
- Аванесова В. Н. Дидактические игры для дошкольников. - М.,
Просвещение, 2016. - Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2017.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., Просвещение.2020.
- Журналы: Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду.
- Козлова С.А., Куликова Т,А. Дошкольная педагогика. – М., 2017.
- Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – М., 2019.
- Никитин, Б.П. Развивающие игры. - М., 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"
Данный проект направлен на развитие сенсорных способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...
Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
laquo;Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»...

Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста в ДОУ
Для формирования сенсорного развития у детей раннего возраста хорошо использовать дидактические игры.роль дидактической игры очень велика, она помогает узнать, как устроен окружающий мир, и расширить ...

Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Развитие сенсорных представлений детей раннего возраста является одной из наиболее важных проблем дошкольного образования. Ее значимость определяется тем, что усвоение ребенком представлений о внешних...
