«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
тест

Ганеева Гульфия Миннеагзамовна

«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль игры в воспитании дружеских отношений детей дошкольного возраста»

Подготовила: Ганеева Г. М.

Воспитатель

По мнению одного из великих педагогов - психологов Л.С.Выготского: « Игра — это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой действительности, которая отвечает запросам и влечениям самого ребенка». Поскольку, всем нам известно, что самый распространенный вид деятельности дошкольника - это игра, то важно помнить, что она должна основываться на дружбе и доверительных отношениях.

Поскольку жизнь любого человека неотделима от общения с окружающими людьми, то рожденный малыш не станет человеком и личностью в полном смысле, если будет расти и воспитываться вдали от социума. Не важно, сколько лет человеку, жить без общения невозможно, ведь человек - существо социальное.

Общаясь, люди делятся опытом, эмоциями, впечатлениями, представлениями, что является неотъемлемой частью человеческой культуры, выражение которой они проявляют в игровой форме.

В процессе игровых действий дети испытывают более сложные чувства коллективной ответственности  и дружбы, важный момент здесь занимает согласование своих действий со своими коллегами по игре, а так же с правилами и сценарием самой игры и решения товарищей.

Поскольку взаимодействие друг с другом, симпатия, дружба и привязанность придают ему уверенность в себе, активность и моральные силы. Чувства сопереживания и радости за успехи гораздо более развито у друзей, а дружба сама по себе издревле является важной нравственной ценностью.

Еще в 30-е годы Л.С. Выготский говорил, что люди рождаются социальными существами, а стремление к общению является часть нашего генетического кода. Из этого учеными был сделан удивительный вывод - новорожденный изначально знает, что он человек, а люди для него друзья. А это в свою очередь значит, что нет необходимости учить детей общению, нужно лишь развить эту врожденную потребность.

Но дружеские отношения между детьми дошкольного возраста - явление своеобразное. Дружба может возникнуть за секунду, но так же быстро себя исчерпать. Порой ребенок даже не может ответить, как зовут его нового друга. Но это вовсе не плохо - способность находить знакомых очень полезна, но перейдут ли такие отношения во что-то более долговечное, зависит не только от детей, но и от взрослых. Ведь дружбе, как и многому другому, столь непонятному, но влекущему детские умы, тоже надо учить. Как заводить знакомства, как выбирать друзей, как учиться понимать и уважать их. На сегодняшний день большинство детей в детских садах достаточно адекватно общаются между собой, умеют договариваться и делиться, интересуются и отвечают на вопросы другие, рассказывают и исполняют свои идеи.

Способность грамотно общаться зависит большей своей частью от взаимодействия с родными и другими взрослыми, но не последнюю роль играют и личные особенности ребенка.

Теплые дружеские отношения в коллективе сверстников являются фундаментом для комплексного развития личности нового человека. Дружба среди детей повышает их активность и инициативность, ускоряет личностный рост.

Установление навыков дружеского взаимодействия старших дошкольников является достаточно сложным процессом. В этот период, дети выбирают себе партнеров по общению, опираясь на собственные интересы и потребности. Они желают общаться, но не всегда понимают каким образом это сделать. Воспитание дружеских отношений начинается с развития эмоциональной сферы дошкольника и формирования навыков коммуникативного взаимодействия. Для этих целей применяются разнообразные игры.

Не так та легко научить ребёнка дружелюбной игре, чтобы без ссор и драки. Для этого необходимо немало времени, но оно того стоит.

В играх опорой для детей часто служат увиденные отношения между людьми в семье, детском саду, на улице. Так, на примере игр, можно судить и об отношениях в семье: если, играя в дочки-матери, одна девочка добра, ласкова и внимательна к своей воспитаннице, а другая груба, резка и нетерпелива, это говорит о многом, ведь дети, как зеркала, отражают поведение своих родителей.

В юном возрасте дружба по большей части прорабатывается именно в ролевых играх, где важной частью взаимодействия является коллективные действия, о которых нужно договариваться между собой. Одним из самых эффективных способов обучения уважительному отношению между сверстниками, которое предшествует настоящей дружбе, является проработка коммуникативных навыков в сложных ситуациях. Например: «Отнял игрушку», «Не уступает место на качелях», «Нечаянно толкнул товарища» и подобные, знакомые детям в их повседневной жизни. Дети отвечают на вопрос, как они будут реагировать в той или иной ситуации, а воспитатель корректирует полученные ответы. Такая игра позволяет развить и сформировать положительное отношение к сверстникам и раскрыть коммуникативные навыки детей.

Так же установлению крепких дружеских отношений способствую коллективные игры. На основе общих увлечений, а так же интеллектуальных способностей, зачастую рождается дружба небольшими группами. Парные же отношения, как правило, характеризуются взаимной симпатией.

Маленькие дети дружат в игре, но, становясь старше, становятся более избирательными в подборе друзей и товарищей.

Можно заметить, что большинство детей любят играть со строительным материалом. Использование такого материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.

Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.

В процессе игровой деятельности у детей закладывается более широкий диапазон чувств и отношений, но далеко не всегда это проходит гладко. Вспыхивающие конфликты и делемы зачастую не только мешают учебному процессу, но и ставят блоки в общении между детьми. Порой дети попросту отказываются общаться с ребенком, который не разделил их мнения на ту или иную тему. Именно поэтому, мы - воспитатели, должны всегда зорко следить за обстановкой между детьми уметь вовремя мягко сглаживать все конфликтные ситуации и недопонимания.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что изначально дети вступают в контакт друг с другом для игры или при коллективной деятельности, а побуждают его к этому определенные качества партнера, необходимые для тех или иных игровых действий. Но интересы и объемы познания растут, и так создается необходимость делиться с кем-то своими эмоциями и открытиями, и в сверстнике он находит уже и слушателя, и источник новых знаний. Постоянным мотивом общения на протяжении всего дошкольного детства является желание получить оценку от сверстников, сравнивать себя с окружающими детьми. Оценка происходит во время демонстрации личных навыков, качеств и знаний, и поддерживается необходимостью подтвердить собственную ценность.

Игра служит не только для лучшего запоминания и закрепления знаний, но и несет в себе особый смысл, являясь одновременно одной из форм познания и обучения. Так же в каждой грамотной игре есть определенный посыл - научить детей основам морали и нравственности, рассказать, что такое добро и зло и научить различать их, выражать свои мысли и взгляды на различные ситуации, что в свою очередь, по кусочкам складывается в социально значимого, адекватного человека с моральными нормами и устоями.

Список используемой литературы:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 2016
  2. Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. 2019, №6.        
  3. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 2018. .        
  4. Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. - М.: Просвещение, 2019.        
  5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 2015.        
  6. Запорожец А.В., Лисина М. Развитие общения у дошкольников. - М.: Педагогика, 2014.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Сенсорное развитие является базой для полноценного развития ребенка, как в умственном, так и в физическом плане. Дидактические игры и упражнения играют огромную роль в эффективности обучения и сенсорн...

Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста в ДОУ

Для формирования сенсорного развития у детей раннего возраста хорошо использовать дидактические игры.роль дидактической игры очень велика, она помогает узнать, как устроен окружающий мир, и расширить ...

Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Развитие сенсорных представлений детей раннего возраста является одной из наиболее важных проблем дошкольного образования. Ее значимость определяется тем, что усвоение ребенком представлений о внешних...