Музыкально-дидактические игры – как средство развития познавательных способностей детей. Методическая разработка.
методическая разработка (младшая группа)
Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной деятельности детей, они необходимы для формирования музыкальных способностей, помогают детям в доступной форме разобраться в соотношении звуков по высоте, длительности, развивают у детей чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают переносить знания, полученные на музыкальных занятиях в самостоятельную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 19.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-дидактические игры – как средство развития познавательных способностей детей
Методическая разработка
Составитель:
Музыкальный руководитель
ГБДОУ № 93
Красногвардейского р-на
Санкт-Петербурга
БУЛАНОВА С.Н.
Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной деятельности детей, они необходимы для формирования музыкальных способностей, помогают детям в доступной форме разобраться в соотношении звуков по высоте, длительности, развивают у детей чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают переносить знания, полученные на музыкальных занятиях в самостоятельную деятельность.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны для понимания ребенка, интересны и привлекательны, только в этом случае они станут возбудителем желания у детей петь, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах и танцевать. Игры должны быть красочно оформлены, должны соответствовать содержанию игры. Так же можно привлечь детей самостоятельно изготавливать музыкально-дидактические игры, подбирать соответствующие иллюстрации, вырезать ритмические карточки.
Развитие музыкальных способностей будет проходить более успешно, если знания, полученные на музыкальных занятиях, будут закрепляться в свободное время, переноситься в свободную музыкальную деятельность. Поэтому хочу предложить подборку игр, в которые можно играть с детьми в группе или в домашних условиях, имея некоторые пособия из бросового материала, домашнюю утварь и т.д. Для этого понадобятся такие инструменты, как ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки, металлофоны, ксилофоны. В домашних условиях роль музыкальных инструментов могут выполнять: любая кухонная утварь (небьющаяся), дети сами легко смогут придумать и выбрать, какие предметы в доме могут издавать звуки ( изготовить их достаточно просто)
Игрушки-шумелки - (коробочки или металлические баночки с крупой, семечками, горошинками)
Барабаны – использовать тазы, кастрюли, стучать по ним половниками, ложками
Представленные мною игры включают в себя все виды музыкальной деятельности, это и слушание, и пение, и распевание, и движения под музыку, танцы, игры, и игру на музыкальных инструментах
Особое внимание уделим играм, которые развивают двигательную активность и двигательную реакцию детей, так как музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение сочетать с музыкально-дидактическими играми в непринужденной игровой форме.
Дидактические игры на музыкальных занятиях можно начинать проводить с младшей группы, эти игры в основном связаны с применением образных пособий. А в старшем дошкольном возрасте основным материалом музыкально-дидактических игр являются настольно-печатные игры, инструменты, фланелеграф, и сделанные собственными руками детей совместно с педагогом или родителями
- «Птички в гнездышках сидят»
Игра для развития звуковысотного слуха
Игровой материал: Детский стульчик и стульчик для взрослого
Дети учатся различать 2 звука, разные по высоте.
Если есть металлофон, то можно проигрывать низкие и высокие нотки, или просто пропевать чик-чирик на низких звуках и высоких поочередно
Предложить ребенку пальчиками перемещаться с низкого стульчика на высокий, в соответствии со звучанием голоса или инструмента
- «Прогулка»
Игра для развития чувства ритма. Принимают участие все дети, можно дать в руки музыкальные молоточки или другие предметы (палочки)
«Мы идем на прогулку, сначала спускаемся по лесенке (медленно стучим). Вышли на улицу – светит солнышко, мы обрадовались и побежали (стучат быстро) Пошел дождик, сначала медленно, потом быстро, потом очень быстро, кто как может, а теперь дождик постепенно кончился ( постепенное ускорение и замедление) А теперь пора домой, (ритмичные удары)
- «К нам гости пришли»
Игра на различение образа и характера персонажа.
Игровой материал: Игрушки би-ба-бо или любые имеющиеся в доме игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка, кошечка)
Ширма настольная или платок, которым можно накрыть игрушку
Музыкальные инструменты – бубен, погремушка, колокольчик, барабан
Ход игры: К нам сегодня в гости пришли игрушки (показать всех, игрушки по очереди здороваются с детьми)
А теперь игрушки хотят с вами поиграть – если звенит колокольчик, то летает птичка, если звучат ложки, то это скачет лошадка, если барабан, то идет медведь и т.д. Предложить детям самим подобрать музыкальные инструменты для каждого персонажа.
- «Найди пару»
Игра на развитие сенсорных способностей, тембрового слуха
Игровой материал: по 2 баночки с наполнителем (горох, соль, семечки, рис и т.д. )
Ход игры: играть с подгруппой детей, у каждого по 1 баночке, нужно найти свою пару, внимательно слушая каждого, сопоставляя свой звук и звук у остальных детей
- «Громко, тихо запоем»
Игра на развитие динамического слуха
Игровой материал: Любая игрушка
Ход игры: Выбирается ведущий, который выходит из комнаты или прячется за ширмой. Дети с воспитателем прячут игрушку, ведущий ребенок ищет игрушку, руководствуясь громкостью звучания, издаваемых детьми (можно придумать любой гласный звук, или напевать ля-ля-ля, Звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает, по мере удаления. Если ребенок нашел игрушку, то он прячет ее в следующий раз.
- «Качели»
Игра на различение звуков по высоте.
Игровой материал: Металлофон или пианино
У каждого ребенка по два предмета (синяя и желтая ленточка, синий и желтый кружочек, синий и желтый кубик и т.д.)
Ход игры: взрослый предлагает детям покататься на качелях
Высокие ноты означают желтый цвет, низкие ноты – синий цвет
Поочередно играть то высокие, то низкие ноты (дети должны показывать желтый или синий предмет).
- «Угадай, на чем играю»
Игра на различение тембра
Игровой материал: любые шумовые или имеющиеся в наличии инструменты, платок или ширма
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель предлагает детям послушать концерт, но не простой, а шуточно-волшебный. Из за ширмы раздаются звуки того или другого инструмента, дети отгадывают на слух. За правильный ответ можно давать ребенку фишку, побеждает тот, у кого больше фишек.
- «Мыльные пузыри»
Упражнение на развитие дыхания, подготовка детей к пению цепочкой
Игровой материал – мыльные пузыри
Ход игры: Ведущий пускает мыльные пузыри, дети зрительно находят один шарик и провожают его глазами, пропевая любую гласную, равномерно распределяя дыхание, расходуя его постепенно, когда пузырь лопнет или дыхание закончится, выбирают другой пузырь и игра повторяется пока не лопнул последний пузырь
- «Веселый оркестр»
Игра на развитие фантазии, творческих способностей, слаженности в исполнении, развитие чувства ритма, динамического и тембрового слуха.
Игровой материал: Любые инструменты или бросовый материал, кухонная утварь
Ход игры: Взрослый предлагает детям поделиться на группы и придумать название своего ансамбля
Взрослый изображает дирижера, который управляет оркестром, по очереди подходит к подгруппам детей и волшебной палочкой «заставляет» играть инструменты. Заранее договориться, какие инструменты играют когда дирижер энергично машет волшебной палочкой, когда плавно, когда четко и ритмично, и т.д. Доставить детям радость от игры на инструментах. Дирижер предлагает поменяться инструментами и продолжить концерт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...
Консультация - практикум на тему "Логические игры, как средство развития познавательных способностей детей"
Педагогам и родителям предлагаются логические игры для детей 5-7 лет...
Квест-игра как средство развития познавательных способностей детей. «В поисках букв»
Технологическая карта квест-игры, которая была показана на фестивале открытых мероприятий педагогов ДОУ "Призвание воспитатель-2018"...
Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...
«Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Материал по самообразованию...
Консультация для педагогов «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Материал для воспитателей ДОУ...
Логико- математические игры, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы: логико-математических игр....