Развитие речи детей, имеющие нарушения речи
консультация на тему

Лызлова Елена Федоровна

Стоит ли доказывать, что радость общения с окружающим миром, успех в работе, становление личности во многом зависят от того, как человек владеет родным языком, насколько развита его речь, основы которой закладываются в раннем детстве. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими,   он может точно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет  его общение с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_rodit.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА

 

  Стоит ли доказывать, что радость общения с окружающим миром, успех в работе, становление личности во многом зависят от того, как человек владеет родным языком, насколько развита его речь, основы которой закладываются в раннем детстве. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими,   он может точно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет  его общение с окружающими.

     Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (то есть с момента зарождения организма и до конца жизни) параллельно с умственным и физическим  развитием ребёнка. Усвоение родного языка происходит в строгой закономерности и характеризуется  рядом черт, общих для всех детей.

   С жалобами на непонятную речь зачастую обращаются родители 2-3 летних детей,  а родители 6-летних детей, имеющих речевые недостатки, считают, что беспокоиться ещё рано. Хотелось бы, чтобы дело обстояло наоборот.

   Родителям необходимо четко представлять каждый этап развития речи ребёнка, чтобы вовремя заметить отклонения в этом процессе.

   Принято условно выделять  4 этапа становления. При нормальном развитии, несмотря на общую закономерность, каждый ребёнок в силу своих     индивидуальных особенностей и наследственности может развиваться с незначительными отклонениями от общепринятых норм, но этот факт должен  насторожить родителей  и стать причиной обращения  за консультацией к специалисту.

  Первый этап – подготовительный – происходит подготовка к овладению речью.  У 2-месячного ребёнка появляется гуление, к началу 3-го месяца – лепет (агу-агу, ба-ба) и т.д. С 5 месяцев ребёнок  различает  звуки, видит артикуляцию губ у окружающих и пытается им подражать. С 6-месячного возраста он путём подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, ма-ма-ма). В возрасте 7-9 месяцев малыш пытается повторять за взрослыми  разнообразные звуковые сочетания, а с 10-11 месяцев появляется реакция на слова, независимо от интонации взрослых. Правильная и четкая речь окружающих играет решающую роль, так как в это время идёт накопление словарного запаса. К концу  1-го  года жизни появляются первые слова.

  Во время второго (преддошкольного) этапа у ребёнка начинается становление активной речи. Малыш ещё путает звуки, искажает их, переставляет местами, но ему в этом возрасте  и  «положено» так  говорить. К 1,5-2 годам появляется простая фраза, она очень примитивна, в ней нет согласования слов (ляля пить), а к началу 3-го года жизни у ребёнка начинает формироваться  грамматический строй речи. Словарь насчитывает уже около тысячи слов.

 Третий этап (от 3до 5)- дошкольный. У многих детей в этом возрасте еще отмечается неправильное звукопроизношение (шипящих, свистящих, сонорных звуков), развивается слуховой контроль над собственной речью – фонематический слух  и продолжает  быстро увеличиваться словарный запас, насчитывающий порядка  3-4 тысяч слов. Дети 4 лет пользуются не только простым, но и сложным предложением (Я вырасту большим мальчиком и пойду в школу). С 5 летнего возраста их высказывания напоминают короткий рассказ, а сами дети способны без дополнительных вопросов составить пересказ сказки из 40-50 предложений. К 4 годам ребёнок должен дифференцировать все звуки, а к 5 годам у него заканчивается формирование  правильного звукопроизношения и он должен говорить совсем чисто.

 Четвёртый этап – школьный. Главная его особенность – сознательное усвоение речи и одну из ведущих ролей играет письменная речь.

 Каждый из этапов плавно переходит в следующий. Но зачастую  у детей встречаются те или иные речевые дефекты, вызванные внутриутробными нарушениями, родовыми травмами, болезнями первых лет жизни, нарушениями строения артикуляционного аппарата, неправильным речевым окружением.

В этом случае ребёнку может помочь только специалист, а знание родителями  этапов речевого развития поможет им правильно оценить речь своего малыша и своевременно обратиться к логопеду.

Ребёнок, имеющий речевые проблемы, так же, как и ребёнок с хорошей речью, нуждается в родительской  помощи, в интенсивной совместной работе педагогов и родителей.

Рекомендации родителям:

- Относитесь к ребёнку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.

-  При общении с ребёнком говорите четко, правильно, не «сюсюкая».

- Следуйте рекомендациям вашего логопеда, автоматизируйте правильное произношение.

-  Вместе с ребёнком постигайте смысл слов, работайте над словом.

 

Чаще задавайте  ему загадки, придумывайте новые вместе с ним.

Укрепляйте умения оценивать предметы и явления по сходству и различию. (Чем предметы не похожи? Чем  похожи?)

Подбирайте определения и эпитеты. Собака. Какие бывают собаки? (большие, маленькие, лохматые, злые, умные, пожарные, охотничьи ит.д.)

Узнавайте  предметы по эпитетам.        (Зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная. Что это? Берёза)

Подбирайте действия к предметам.  (Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает).

Подбирайте предметы к действиям. На небе светит, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце)

Подбирайте к действию объекты. Кто и что плавает? Летает?

Подбирайте синонимы. ( Большой, огромный, громадный)

Подбирайте антонимы. (Большой – маленький)

Распространяйте и дополняйте предложения. Дети идут. ( Куда? Зачем?) Кошка взобралась на дерево. (Какое? Почему?  Зачем?  Когда? )

После прочтения (прослушивания) текста обязательно задайте вопросы, требующие проявления собственного отношения к прочитанному. (Почему? Зачем? Как ты думаешь?)

-  Развивайте связную речь.

Поощряйте составление рассказов,  пересказывание текстов, пусть ребёнок делится  своими впечатлениями. Развивайте его память. Для облегчения усвоения материала необходима установка на его запоминание. Смысловая работа над материалом способствует более прочному сохранению его в памяти . Должна быть установка на время, в течение которого этот материал должен  храниться в памяти. Необходимо правильно организовывать повторение. Психологами и физиологами был определён наиболее благоприятный режим повторений: через 20 минут, затем через 3 часа, далее через 8 часов, а затем на следующий день.

-  Развивайте мелкую моторику пальцев рук.

Существует зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребёнок чаще лепит из  глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, мастерит поделки.

- Уважайте вашего ребёнка, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены, ваши усилия не пропадут даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....

Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».

План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...

Моделирование сказок как средство развития разнообразных сторон психики у детей, имеющих нарушения речи.

Психика ребенка развивается на наглядно-образном материале и в игре. В своей работе  «Моделирование сказок» я применяла сразу по несколько методик в разработке  одной сказки и дл...

РОЛЬ КОММЕНТИРОВАННОГО РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ.

Прием комментированного рисования позволяет "оживить" нарисованную ситуацию или сам процесс рисования. Комментированное рисование очень актуально в развитии и воспитании детей с нарушением р...

Консультация для родителей «Полезные мобильные приложения для развития речи детей с нарушениями речи»

Представляю вашему вниманию консультацию для родителей по теме: «Полезные мобильные приложения для развития речи детей с нарушениями речи». В консультации указываются полезные образов...

Коррекция и развития речи детей с нарушением речи в условиях ДОУ.

Коррекция и развитие речи речи детей с нарушением зрения имеет свои особенности. Эффективно развивать речь, преодолевать проблемы речечвого развития у данной категории детей возможно в процессе специа...