Моделирование сказок как средство развития разнообразных сторон психики у детей, имеющих нарушения речи.
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Психика ребенка развивается на наглядно-образном материале и в игре. В своей работе  «Моделирование сказок» я применяла сразу по несколько методик в разработке  одной сказки и для всех сказок использовала  индивидуальные перфокарты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starye_skazki_na_novyy_lad.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение №120 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

Тема: Моделирование сказок как средство развития разнообразных сторон психики у детей, имеющих нарушения речи.

Учитель-логопед: Логинова Л.А.

         В наше время малыш, которому скоро исполнится один год, уже смотрит книжки со сказками, знаком с некоторыми мультипликационными героями сказок. Человечество встречает своего дитя сказками, учит его, развивает, дает ребенку знания из разных областей науки и  жизни. Сказки развивают все стороны психики малыша: память, внимание, поведение, ассоциативное мышление, фантазию, воображение, логику, речь  и много еще всего замечательного и хорошего! Психика ребенка развивается на наглядно-образном материале и в игре. Можно подбирать разные сказки и знакомить детей с любыми лексическими темами, добиваться любых дидактических целей, используя  методики в этих сказках: метод сказкотерапии, метод игротерапии, метод арт-терапии, метод ТРИЗ, метод алгоритма, метод применения проблемной ситуации, метод ассоциативных цепочек, метод трансформации.

В своей работе  «Моделирование сказок» я применяла сразу по несколько методик в разработке  одной сказки и для всех сказок использовала  индивидуальные перфокарты.

Для моделирования сказки «Три медведя» были взяты 2 листа цветного картона. На одном из листов картона чертим слева (в середине картона) небольшой круг (голова Маши), под ним треугольник (тело Маши), снизу от треугольника чертим стрелку вправо к елке (обозначающей лес), состоящей из 2 треугольников. А от ёлки опять чертим стрелку вправо к дому, который состоит из квадрата и треугольника над ним. Все геометрические фигуры нужно вырезать, так как этот лист будет наложен на другой  и скреплен скрепками. Затем дети прочертят все геометрические фигуры и раскрасят их.

Маша идет в лес и приходит к домику.

На втором листе картона вырезаем вверху картона слева направо  3 овала, уменьшающиеся в размерах (большой, поменьше, маленький)-это медведи. В середине картона вырезаем квадраты (большой, поменьше, маленький)-это стулья. Ниже квадратов вырезаем круги (большой, поменьше, маленький)-это тарелки. Ниже квадратов вырезаем прямоугольники (большой, поменьше, маленький)-это кровати медведей. От самой маленькой кровати идет стрелка к окну, изображенному из 4 квадратов.

В доме живут 3 медведя, у них есть 3 стула, 3 тарелки и 3 кровати.

Дети раскрашивают геометрические фигуры в перфокарте, рассказывают сказку, называют геометрические фигуры, считают их.

Используемые методики:

1.Метод моделирования (перфокарты с геометрическими фигурами).

2.Метод ассоциативных цепочек (понятия  «большой», «поменьше», «маленький» применяются к разным предметам: медведи, стулья, тарелки, кровати).

3.Метод эйдетизма-использование образов всех органов чувств.

Например: вспомни, как пахнет сыростью лес, грибы; какой приятный ветерок дует летним днем; как греет солнышко на полянке (релаксация); какая вкусная каша и т.д.

4.Метод Цицерона. Задаем много вопросов по сказке.

5.Метод крокирования (чертеж-схема «Путь Маши»).

6.Развиваем воображение, память, внимание, творческие высказывания.

7. Метод трансформации: овалы, квадраты, круги и прямоугольники обозначают какие-либо предметы.

Задание для родителей:

- придумайте, что было в начале и в конце сказки.

- кто разбудил Машу утром?

- как оделась Маша? (нарисовать Машу)

- взяла ли Маша себе еду?

- какие грибы Маша нашла?

- чем пахнет утренний лес?

- какую песенку пела Маша, когда шла по лесу?

- какой домик встретила в лесу? (нарисовать домик).

- что делали медведи после побега Маши из их дома?

- как встретили родители Машу?

Можно взять старые сказки, например сказку «Репка», и переделать ее на новый лад. Берем лист картона и вырезаем слева круг и над ним треугольник-это репка, затем слева направо вырезаем 6 треугольников, каждый треугольник меньше предыдущего. Придумывать образы по такому же плану, где следующий персонаж сказки меньше ростом, чем предыдущий. Развиваем математические представления: большой, поменьше, самый маленький.

 Это задание можно выполнять детям дома с родителями и использовать любой лексический материал. Чтобы ребенок запомнил образ, пририсовать к треугольнику небольшую деталь, по которой ребенок назовет персонажа. Таким образом, учим ребенка быть внимательным, учим умению выделять главное, систематизировать, обобщать, учим мнемоническим приемам,  т.е. умению работать с памятью (речевой, зрительной, слуховой).

1.Мешок деда Мороза тянут - Зима, Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, сосулька, снежинка (тема: «Зима»)

 Например: на треугольнике «Зима» нарисовать рот, из которого идет голубой пар, деда Мороза обозначить красным носом, Снегурочке нарисовать шапочку, Снеговику нарисовать морковку, сосулька будет голубого цвета, а на самом маленьком треугольнике просто нарисовать снежинку.

2. Сундук с кладом тянут - Кощей Бессмертный, Леший, Баба Яга, Кикимора,

 гном, эльф (тема: «Сказки»)

Если мы работаем по теме: «Сказки», то Кощей Бессмертный-черный треугольник, Леший-«лохматый» треугольник, Баба Яга-треугольник с горбатым носом, Кикимора-треугольник с мухомором, гнома обозначим колпачком, а эльфа обозначим крылышками.

3.Домик Тыквы тянут - Тыква, кабачок, редька, помидор, редиска, горошинка (тема: «Овощи») Здесь все можно раскрашивать в соответствии с цветом называемого овоща.

В сказках «Теремок» и «Три поросенка» мы знакомим детей с геометрическими формами, счетом, развиваем речь.

Делаем перфокарту сказки «Теремок», чертим почти на весь лист прямоугольник, над ним треугольник-это дом, в котором селятся звери и мы обозначаем их геометрическими фигурами. Каждую геометрическую фигуру мы раскрашиваем  в разные цвета, соответствующие окраскам зверей (мышка-круг серого цвета, лягушка-овал зеленого цвета, зайчик-прямоугольник белого цвета, лисичка-треугольник оранжевого цвета, волк-ромб черного цвета, медведь-большой квадрат коричневого цвета, его мы помещаем на крыше). Дети быстро запоминают сказку, названия героев сказки и очередность появления героев сказки.

В сказке «Три поросёнка» три домика: шалаш из соломы (раскрашиваем в желтый цвет треугольник), домик из прутьев (раскрашиваем в коричневый цвет квадрат) и дом из кирпича (раскрашиваем прямоугольник в красный цвет). Поросята будут состоять из 2 кругов: верхний круг поменьше, а ко второму кругу внизу начертить 2 маленьких треугольника вершиной вниз и еще 2 маленьких треугольника основанием к кругу слева и справа от круга-это ножки поросят. Поросята идут слева направо по росту (большой, поменьше, маленький). Волка изобразим из овалов: справа от поросят рисуем овал горизонтально-это голова волка, над ней 2 треугольника основанием к овалу-это уши волка, затем рисуем вертикальный овал-это тело волка, слева от этого овала рисуем горизонтальный овал –это верхние  лапы волка, внизу от вертикального овала (тела) рисуем еще один вертикально расположенный овал-это нижние лапы, от которого идет влево овал-это стопы волка, а справа от вертикального овала (тела) рисуем овал-это хвост волка. Рассказываем сказку. Считаем фигуры. Развиваем речь: притяжательные прилагательные («Чей хвост?», «Чьи уши?»), относительные прилагательные (деревянный дом, соломенная крыша), сочетание имен числительных с именами существительными (три поросенка, один волк, шесть кругов, девять овалов и тд).

Список литературы:

1.Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.

2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2006.

3.Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять сказки. – М.: АРКТИ, 2005.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000

5. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

6. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб. 2005

7.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Гном-Пресс, 2004.

8. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.

9. Эльконинова  Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Консультации для воспитателейСредства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи...

Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.

Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...

Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.

Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...

Организация театрализованной деятельности ДОУ как эффективное средство развития и коррекции коммуникативных способностей детей с нарушениями речи Авторы: Поклонская П.Н., Московкина Е.А.

Поклонская Полина Николаевнастарший воспитатель;Московкина Евгения Александровнамузыкальный руководитель  МБДОУ «Детский сад №67», город Барнаул  Организация театрализованной...

Использование элементов логоритмики, как средство развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушением речи

Известно, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдается недоразвитие и в двигательной сфере. Воспитанники логопедических детских садов отличаются неловкостью, бедностью мимики и пантоми...

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"...

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"...