Организация театрализованной деятельности ДОУ как эффективное средство развития и коррекции коммуникативных способностей детей с нарушениями речи Авторы: Поклонская П.Н., Московкина Е.А.
статья по теме

 

Поклонская Полина Николаевна

старший воспитатель;

Московкина Евгения Александровна

музыкальный руководитель

 

 

МБДОУ «Детский сад №67», город Барнаул

 

 

Организация театрализованной деятельности ДОУ

как эффективное средство развития и коррекции коммуникативных способностей детей с нарушениями  речи

 

 

«В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь».

Антипина Е. Н

 

 В психологических исследованиях, посвященных развитию речи и мышления, дается характеристика разных сторон речи ребенка (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин). С.Л. Рубинштейн, исходя из коммуникативной функции речи, выявил периоды становления ситуативной и контекстной речи. А. Р. Лурия подчеркивал роль диалогической речи как первоначальной формы речевого высказывания. Д. Б. Эльконин отмечал значение речи ребенка для налаживания сотрудничества с взрослым. Он же говорил о том, что надо вызвать активность ребенка, иначе речь будет отставать в своем развитии именно на стадии ситуативной речи (Ушакова, 2001).

Нарушения речевого развития детей, рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи  отрицательно сказываются на формировании всех психических процессов дошкольника.

Основные особенности детей с ОНР (общее недоразвитие речи) можно свести к следующим:

-Помимо общего речевого недоразвития речи, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.)

-Отмечается недоразвитие психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение  в деятельность, недостаточная заинтересованность)

-Наблюдается трудности формирования развития личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающим миром, мотивации, волевых процессов)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нару­шение, охватывающее как фенетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

В классической литературе выделено три уровня, харак­теризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия об­щеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического не­доразвития (Р. Е. Левина).

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в дет­ском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника. (Ф.Ч. ПРОГРАММА)

По мнению Л.С.Выготского,[1] проблемы в развитии речи детей  препятствуют  общению их с окружающими, установлению широких социальных связей, когда нарушается «нормальное врастание ребёнка в культуру». Поэтому мы считаем, что организация коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии должна  строиться на основе становления их как субъектов общения.

Для успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности. На наш взгляд, уникальными возможностями обладает театрализованная деятельность, которая основана на общении действующих лиц между собой, со зрителем, а игра артистов состоит почти исключительно из диалогов. В детском саду эта деятельность включает в себя следующие разделы: игры в кукольный театр; игры драматизации; игры-представления.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Игра помогает раскрыть заветную дверь в мир детского сознания.

  В исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. доказано, что в игре формируется личность ребёнка, реализуются её потенциальные возможности и первые  творческие проявления. В театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов эмоционально – личностной сферы. Игра может изменить отношение ребёнка к себе, повысить его жизненный тонус, разнообразить способы общения со сверстниками.

 Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления, а заданные образы помогают ребёнку составить свою картину мира и выработать опыт эмоционального поведения в конкретной коммуникативной ситуации. [2]

Основные мотивы, побуждающие ребёнка к коммуникации, связаны с тремя главными потребностями: в новых впечатлениях, активной деятельности, признании и поддержке. Выступление на сцене в качестве исполнителя роли, признание и поддержка зрителей значительно повышают собственную самооценку дошкольника, помогают развитию уверенности, самостоятельности, укрепляют веру в собственные силы.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия. Как писал Б.М. Теплов, чтобы  «…веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»...()

Так же театрализованная деятельность помогает передать свои чувства публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств, в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовывать свои коммуникативные потребности: экспрессивно - мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительная вокализация, выразительные движения тела), предметно – действенные (предметные движения и позы, используемые для целей общения).

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма коммуникативной речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», т.е. выверенные хронологически, логически, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций. В процессе их разучивания дети приобретают коммуникативный опыт, который затем могут использовать в реальных ситуациях. Театрализованная деятельность стимулирует развитие реальных мотивов, преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого. Внутренние мотивы обязательно включают мотивацию успешности, продвижения вперёд.

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс нашего коррекционного детского сада. В группах созданы специальные мини – центры, где имеются куклы для настольного, пальчикового, теневого и др. видов театра; шапочки –маски различных персонажей;  ширма для кукольного и теневого театров. Театрализованные игры используются практически во всех видах деятельности дошкольников как учебной,  так и игровой.

Для достижения большего эффекта в развитии коммуникативных навыков нами был организован театральный кружок « Сказка». Его цель – развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Создание кружка помогает решить следующие задачи:

1.Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, памяти и др.); речи (диалог, монолог);творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2. Формирование умений и навыков детей во владении куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, пальчиковым и др.); разыгрывании стихов, сказок, рассказов, мини-сценок.

3.Обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии).

Кружковая работа проводится 1 раз в две недели со всеми детьми, посещающими группу. Продолжительность занятия 30-35 минут.

 При составлении плана работы кружка мы особое внимание уделили наполняемости занятий заданиями, которые наиболее эффективно способствуют коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

Это упражнения и этюды, темы для которых близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча, Благодарность, Радость, Разговор по телефону, Поздравление и пожелание и т.д.) Они направлены на развитие мимики и пантомимики. Если этюды разыгрываются по сказкам, то вначале мы помогаем детям определить  характер героя и сформулировать его речевую характеристику. Это связано с тем, что дети с ОНР испытывают затруднения в описательной характеристике, а  каждый персонаж обладает собственной манерой, говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

У детей с ОНР часто наблюдается перенапряжение отдельных или всех групп мышц, либо наоборот расслабленность движений. Поэтому наряду с упражнениями, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры с чередованием напряжения и расслабления различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лёжа на полу (Деревянная и тряпичная кукла, робот и т. д.). Также сюда включается пальчиковая гимнастика,   способствующая развитию мелкой моторике рук.

Следующий блок- это речевые игры и упражнения, которые делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие (со словом). Поскольку у дошкольников ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, то на занятии в зависимости от поставленной задачи, акцент делается на один из этих видов упражнений. В коррекционной работе с детьми ОНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир и познавательный интерес. Поэтому в театрализованных играх дошкольников так велика роль стиха. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Особенно детям нравятся диалогические стихи. Говоря от имени определённого лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. А на следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини – спектакль и разыграть его в форме этюдов.

В целом всю организацию кружка можно разделить на 3 этапа. На начальном этапе все  упражнения и этюды разыгрываются с помощью персонажей кукольного театра, т. к. от лица куклы детям легче выразить и передать собственные переживания, вступить в диалог. На 2 этапе вводится игра-драматизация. Распределяя роли в игре-драматизации, всегда приходится учитывать речевые возможности каждого ребёнка в определённый период логопедической работы. Очень важно дать ребёнку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность,  перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

На итоговом этапе организуется игра- представление. Участие родителей в  спектаклях, в изготовлении атрибутов и костюмов  позволяет им лучше понять внутренний мир своего ребёнка, улучшить взаимопонимание. Дети, видя поддержку и заинтересованность близких родственников, становятся более раскрепощенными и уверенными в себе.

При совместной театрализованной деятельности у детей повышаются инициативность в общении, желание обсуждать темы спектакля, так как полученные впечатления очень сильные и яркие. Наблюдается повышение коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение – сообщение); усвоение способов невербального общения; развитие связной диалогической речи.

Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников являются эффективным средством развития и коррекции коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997.
  2. Жулина Е.В.  Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи //Логопед. 2008. № 5.
  3. Петрова Т.И. Сергеева Е.Л. Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М.. 2000.
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ. М., 2008.
  5. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет.- М.: Мозаика- Синтез, 2007.- 128с.
  6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_10.10.14.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Поклонская Полина Николаевна

старший воспитатель;

Московкина Евгения Александровна

музыкальный руководитель

 

МБДОУ «Детский сад №67», город Барнаул

Организация театрализованной деятельности ДОУ

как эффективное средство развития и коррекции коммуникативных способностей детей с нарушениями  речи

 

«В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь».

Антипина Е. Н

 В психологических исследованиях, посвященных развитию речи и мышления, дается характеристика разных сторон речи ребенка (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин). С.Л. Рубинштейн, исходя из коммуникативной функции речи, выявил периоды становления ситуативной и контекстной речи. А. Р. Лурия подчеркивал роль диалогической речи как первоначальной формы речевого высказывания. Д. Б. Эльконин отмечал значение речи ребенка для налаживания сотрудничества с взрослым. Он же говорил о том, что надо вызвать активность ребенка, иначе речь будет отставать в своем развитии именно на стадии ситуативной речи (Ушакова, 2001).

Нарушения речевого развития детей, рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи  отрицательно сказываются на формировании всех психических процессов дошкольника.

Основные особенности детей с ОНР (общее недоразвитие речи) можно свести к следующим:

-Помимо общего речевого недоразвития речи, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.)

-Отмечается недоразвитие психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение  в деятельность, недостаточная заинтересованность)

-Наблюдается трудности формирования развития личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающим миром, мотивации, волевых процессов)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фенетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника. (Ф.Ч. ПРОГРАММА)

По мнению Л.С.Выготского,[1] проблемы в развитии речи детей  препятствуют  общению их с окружающими, установлению широких социальных связей, когда нарушается «нормальное врастание ребёнка в культуру». Поэтому мы считаем, что организация коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии должна  строиться на основе становления их как субъектов общения.

Для успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности. На наш взгляд, уникальными возможностями обладает театрализованная деятельность, которая основана на общении действующих лиц между собой, со зрителем, а игра артистов состоит почти исключительно из диалогов. В детском саду эта деятельность включает в себя следующие разделы: игры в кукольный театр; игры драматизации; игры-представления.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Игра помогает раскрыть заветную дверь в мир детского сознания.

  В исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. доказано, что в игре формируется личность ребёнка, реализуются её потенциальные возможности и первые  творческие проявления. В театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов эмоционально – личностной сферы. Игра может изменить отношение ребёнка к себе, повысить его жизненный тонус, разнообразить способы общения со сверстниками.

 Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления, а заданные образы помогают ребёнку составить свою картину мира и выработать опыт эмоционального поведения в конкретной коммуникативной ситуации. [2]

Основные мотивы, побуждающие ребёнка к коммуникации, связаны с тремя главными потребностями: в новых впечатлениях, активной деятельности, признании и поддержке. Выступление на сцене в качестве исполнителя роли, признание и поддержка зрителей значительно повышают собственную самооценку дошкольника, помогают развитию уверенности, самостоятельности, укрепляют веру в собственные силы.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия. Как писал Б.М. Теплов, чтобы  «…веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»...()

Так же театрализованная деятельность помогает передать свои чувства публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств, в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовывать свои коммуникативные потребности: экспрессивно - мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительная вокализация, выразительные движения тела), предметно – действенные (предметные движения и позы, используемые для целей общения).

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма коммуникативной речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», т.е. выверенные хронологически, логически, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций. В процессе их разучивания дети приобретают коммуникативный опыт, который затем могут использовать в реальных ситуациях. Театрализованная деятельность стимулирует развитие реальных мотивов, преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого. Внутренние мотивы обязательно включают мотивацию успешности, продвижения вперёд.

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс нашего коррекционного детского сада. В группах созданы специальные мини – центры, где имеются куклы для настольного, пальчикового, теневого и др. видов театра; шапочки –маски различных персонажей;  ширма для кукольного и теневого театров. Театрализованные игры используются практически во всех видах деятельности дошкольников как учебной,  так и игровой.

Для достижения большего эффекта в развитии коммуникативных навыков нами был организован театральный кружок « Сказка». Его цель – развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Создание кружка помогает решить следующие задачи:

1.Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, памяти и др.); речи (диалог, монолог);творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2. Формирование умений и навыков детей во владении куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, пальчиковым и др.); разыгрывании стихов, сказок, рассказов, мини-сценок.

3.Обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии).

Кружковая работа проводится 1 раз в две недели со всеми детьми, посещающими группу. Продолжительность занятия 30-35 минут.

 При составлении плана работы кружка мы особое внимание уделили наполняемости занятий заданиями, которые наиболее эффективно способствуют коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

Это упражнения и этюды, темы для которых близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча, Благодарность, Радость, Разговор по телефону, Поздравление и пожелание и т.д.) Они направлены на развитие мимики и пантомимики. Если этюды разыгрываются по сказкам, то вначале мы помогаем детям определить  характер героя и сформулировать его речевую характеристику. Это связано с тем, что дети с ОНР испытывают затруднения в описательной характеристике, а  каждый персонаж обладает собственной манерой, говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

У детей с ОНР часто наблюдается перенапряжение отдельных или всех групп мышц, либо наоборот расслабленность движений. Поэтому наряду с упражнениями, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры с чередованием напряжения и расслабления различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лёжа на полу (Деревянная и тряпичная кукла, робот и т. д.). Также сюда включается пальчиковая гимнастика,   способствующая развитию мелкой моторике рук.

Следующий блок- это речевые игры и упражнения, которые делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие (со словом). Поскольку у дошкольников ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, то на занятии в зависимости от поставленной задачи, акцент делается на один из этих видов упражнений. В коррекционной работе с детьми ОНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир и познавательный интерес. Поэтому в театрализованных играх дошкольников так велика роль стиха. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Особенно детям нравятся диалогические стихи. Говоря от имени определённого лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. А на следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини – спектакль и разыграть его в форме этюдов.

В целом всю организацию кружка можно разделить на 3 этапа. На начальном этапе все  упражнения и этюды разыгрываются с помощью персонажей кукольного театра, т. к. от лица куклы детям легче выразить и передать собственные переживания, вступить в диалог. На 2 этапе вводится игра-драматизация. Распределяя роли в игре-драматизации, всегда приходится учитывать речевые возможности каждого ребёнка в определённый период логопедической работы. Очень важно дать ребёнку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность,  перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

На итоговом этапе организуется игра- представление. Участие родителей в  спектаклях, в изготовлении атрибутов и костюмов  позволяет им лучше понять внутренний мир своего ребёнка, улучшить взаимопонимание. Дети, видя поддержку и заинтересованность близких родственников, становятся более раскрепощенными и уверенными в себе.

При совместной театрализованной деятельности у детей повышаются инициативность в общении, желание обсуждать темы спектакля, так как полученные впечатления очень сильные и яркие. Наблюдается повышение коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение – сообщение); усвоение способов невербального общения; развитие связной диалогической речи.

Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников являются эффективным средством развития и коррекции коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997.
  2. Жулина Е.В.  Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи //Логопед. 2008. № 5.
  3. Петрова Т.И. Сергеева Е.Л. Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М.. 2000.
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ. М., 2008.
  5. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет.- М.: Мозаика- Синтез, 2007.- 128с.
  6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Синквейн, как средство развития творческих и коммуникативных способностей детей с речевыми нарушениями"

Презентация "Синквейн, как средство развития творческих и коммуникативных способностей детей с речевыми нарушениями"...

Проект "Создание мультипликационных фильмов как средство развития речи и коммуникативных способностей детей"

Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. В процессе создания мультфильма пе...

«Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

laquo;Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС...

«Сказка – как средство развития речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

   В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, дети мало общаются в семье и со сверстниками. Это связано с плохой экологией, наследс...

Презентация «Создание мультипликационных фильмов как средство развития речи и коммуникативных способностей детей»

Создание условий для реализации творческих способностей, речевого и коммуникативного развития детей в процессе создания мультипликационных фильмов методом покадровой съемки с применением цифровых техн...