Организация театрализованной деятельности в ДОУ как средства развития речи и эмоциональной сферы дошкольников
статья по развитию речи по теме

опыт работы по организации  театрализованной деятельности в ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_teatralizovannoy_deyatelnosti_v_dou.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Организация театрализованной деятельности в ДОУ

как средства  развития  речи и эмоциональной сферы дошкольников

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их считать, писать, читать, но каждый год в детский сад приходят разные дети с отклонениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Они меньше удивляются и восхищаются,  все реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны: куклы Барби, компьютеры, игровые приставки.

Вместе с тем, наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. «Творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я». Творчество – это совершенствование человеком самого себя, прежде всего, в духовной сфере.

Перед нами встали проблемы:

- Как же разбудить в детях интерес к миру к самим себе?

- Как заставить их душу трудиться?

-Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?

- Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

Размышляя над этими вопросами, мы подумали о театре.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр.

Театрализация  - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Для работы с детьми нами была выбрана театрализованная деятельность. В рамках данной деятельности были выделены следующие направления работы:

  1. Развитие эмоциональной сферы детей.
  2. Приобщение к азам театрализованной деятельности.

Этапы работы по организации театрализованной деятельности:

1. Работу начали с изучения и анализа литературы по этому вопросу. Интересной и увлекательной оказалась книга И. Д. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий», где автор предоставляет много практического материала для занятий с детьми, начиная со  второй младшей группы и заканчивая занятиями с детьми подготовительной группы. Помогли также книги следующих авторов: Ч.А. Антининой «Театральная деятельность в детском саду» 2003г., Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников» 2004г., В.Г. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду» 2007г., И.Л. Белопольской «Азбука настроения»  и другие. В этих книгах предложены различные упражнения на развитие мимики, пластики, элементы логоритмики, артикуляционной гимнастики, а также сценарии театральных игр, кукольных спектаклей, игр - драматизаций для детей разного возраста

Просмотрели журналы «Дошкольное воспитание» за 2002 – 2003 года, где педагоги дошкольных учреждений других городов делились своим опытом по  внедрению театрализованной деятельности в педагогический процесс.

        2. Провели диагностическое обследование детей.  Прежде чем приступить к практическим занятиям наблюдали за детьми, за игрой друг друга, за тем как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они могут двигаться под музыку, как могут развивать сюжет в играх с игрушками. Затем, используя диагностический материал, разработанный И.Сорокиной, провели диагностику.

        3. На основе диагностики составила перспективный план работы с детьми.

        4. Создали соответствующую предметно-развивающую среду. При ее  оформлении опиралась на следующие принципы:

  1. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности.
  2. Принцип активности, стимулирующего разнообразную деятельность  ребенка фактора. В данном случае стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели, способа действия.
  3. Принцип новизны, позволяющей преодолевать стереотипность и однообразие среды.

5. Работу начали с детьми 3 лет. Занятия проводили 1-2 раза в неделю во второй половине дня. На занятиях присутствовали все дети.

А) На первых этапах знакомили детей с театральными куклами, учили следить за развитием действий в кукольном спектакле. Показали сказки: «Курочка Ряба» (куклы на конусе), «Репка» (настольные резиновые куклы), «Колобок» (куклы би-ба-бо), «Теремок» (плоскостной театр). Затем просто предлагали детям поиграть с игрушками (мягкими, резиновыми) обращая внимание как можно с ними действовать, например, потанцевать, спеть колыбельную песню. Для этого часто использовали музыку разного характера, учили детей двигаться под нее.

Б) После использовали игровые упражнения на выработку мимики, жестов: «Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте», «Маленький комар», «Толстый бегемот» и упражнения на развитие пантомимы: «Идет медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку» и др. Благодаря этим упражнениям, дети становились более уверенными в своих движениях, выразительнее становились мимика, жесты. Использовали упражнения, направленные на развитие речи. С маленькими детьми хорошо использовать такой прием как совмещение  действий с проговариванием слов. Дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. При помощи этих слов детям легче показать разнообразные движения персонажей, например, «Гномы», «Самолеты загудели», «Помогите», «Сенокос», выполнять эти игровые упражнения детям легко и интересно.

Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи были подобраны тексты на активизацию словаря. Очень нравились малышам, когда на занятие приходили куклы театра би-ба-бо (Петрушка, Принцесса, дед, бабка). Дети с удовольствием вступали с ними в беседу, отгадывали загадки, описывали предметы, которые они предлагали рассмотреть. На занятиях учили потешки, прибаутки, короткие стихи и обыгрывали их, используя жесты, движения, мимику.

В) Обучение детей технике управления куклами. Для этого  вносили на занятие настольные куклы, чтобы дети могли их хорошо рассмотреть, потрогать их. Показали, как нужно управлять ими, чтобы они «ожили». Используя знакомые тексты, дети старались овладеть навыками управления куклами.

Далее задача усложнилась: дети учились вести диалог друг с другом, одновременно управляя своими кукольными персонажами. Такие этюдные тренинги как: «Что ты ищешь лисичка?», «Киска», «Мышка, мышка, что не спишь?», «Щенок и кот» помогали добиваться синхронности речи и движения. Детям с более развитой речью предлагали придумать свои небольшие диалоги для своих кукол. Старались поддержать в детях желание импровизировать, придумывать что-то новое, свое. Ведь разыгрывание сочиненных диалогов, а далее сценок, сказок духовно раскрепощают малыша, дают ему возможность поверить в свои силы.

Исходя из особенностей психического развития детей младшего дошкольного возраста театрализованные игры, которые проводили на следующих этапах, строились на материале знакомых сказок. Например, «Встреча в лесу» игра построена на основе сказки «Колобок», «В гости к бабушке» на основе сказки «Репка».

В середине учебного года провели повторную диагностику. Исходя из ее результата, откорректировали свою дальнейшую работу. Включали в занятия еще один вид театра для дошкольников – это театр варежек.   Привлекли родителей к созданию кукол для этого театра. Так появились в нашем театральном уголке: мишка, лев, лиса, зайка, волк, клоун и т.д. Дети в свободное время с удовольствием играли с ними, обыгрывали знакомые песенки, потешки или просто придумывали свои несложные диалоги.

В конце года на театральных занятиях дети уже учились показывать с помощью настольных кукол сказки «Теремок», «Репка», «Колобок». Когда дети неплохо овладели приемами вождения кукол, могли использовать несложные интонации в речи при показе сценок, мы предложили им показать выученные сказки детям I младшей группы.

Начатую работу продолжили и в следующем году.

Продолжали работать над совершенствованием образных исполнительских умений у детей. Для развития актерского мастерства использовали этюдные тренинги: «Лиса по лесу ходила», «Егорка», «Никита – волокита» и др.; давали больше заданий по развитию интонационной выразительности речи; предлагали спеть песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица козы, то от  лица волка; произнести фразы «Оторвали мишке лапу», «Побежал еж по дорожке», «Это моя бабушка», - так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу вся фраза. Или попросить игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить с каким отношением или, в каком состоянии он ее попросил: вежливо, нетерпеливо, умоляя, с обидой и т.д.

На занятиях со старшими детьми уже больше уделяли внимание дикции детей, каждое занятие начинали с несложной артикуляционной гимнастики, проговаривали чистоговорки, скороговорки. Проводили с детьми занятия, на которых дети выполняли игровые задания в образах животных или сказочных персонажей. Например, показать как бы катались на коньках: медведь, лягушонок, баба-Яга или русалка… Такие задания помогали детям лучше овладевать своим телом, осознать пластические возможности движений.

Для дальнейшего развития актерского мастерства  использовали дидактические игры из «Азбуки настроения». Вначале закрепили с детьми знания об основных эмоциях (веселье, грусть, страх); учили их различать и изображать с помощью выразительных средств. Затем дети узнали об эмоциях: гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение. Эти эмоции выразить сложнее, поэтому любое самостоятельное  проявление этих чувств отмечалось, не оставалось незамеченным.

Дети старшего возраста с удовольствием участвовали в театральных играх. При выборе игр руководствовались индивидуальными особенностями детей, их возможностями. Особое внимание уделяли анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах и явлениях, их назначении,  сравнительным характеристикам героев. Проведение театральной игры «Три поросенка отдыхают» стало стимулом  развития творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Завершающим мероприятием стал праздник. Подготовку к празднику, в которую была включена театральная игра «В гости к осени» начали с подготовки атрибутов, костюмов для каждого персонажа: для овощей, грибов, дождя. Затем учили слова, отрабатывали интонациями, жесты, движения.

 На зимних каникулах показали детям средней и младших групп подготовленную игру-драматизацию «У зайчишек Новый год».

В работе с настольными куклами дети продолжали совершенствовать навыки, полученные ранее. Используя тексты знакомых песенок, потешек, стихотворений, дети разыгрывали сценки и диалоги, добиваясь синхронности речи и движений кукол. При этом напоминали детям о том, как важно не забывать об интонации озвучиваемого персонажа, чтобы передать его характер, настроение.

В работе со старшими детьми использовали верховых кукол, кукол театра би-ба-бо. Эти куклы сложнее для управления, поэтому приходилось уделять внимание развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры, упражнения на снятие напряжения с кистей рук, с мышц спины («встряхнули воду с пальцев», «мороженое растаяло», «надувная кукла») помогали детям легче овладеть приемами вождения кукол на ширме. Дети, которые были не очень уверенные в своих силах, стеснительные с удовольствием играли с куклами би-ба-бо, так как были «спрятаны» от зрителей ширмой.

Обучая детей действовать с куклой, обращали внимание на важное правило: кукла должна быть повернута к зрителям лицом, лишь иногда боком. Когда дети научили своих кукол двигаться вдоль ширмы, не пропадать, резко опускаясь вниз, начали работу по подготовке к представлению сказок «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка». Готовили вместе с родителями декорации: домики, деревья. Когда показали эти сказки детям младших групп, маленькие артисты радовались общему успеху.

 Таким образом, можно отметить, что проведенная работа подтвердила целесообразность выбора театрализованной деятельности.

1.Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения).

2. Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.

3. Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других и сопереживать.

3. Занятия с театральными куклами развили детскую фантазию, воображение.

4. Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость.

5. У детей появился интерес к искусству театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Презентация работы на тему«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

презентация работы на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью театрализованной деятельности

Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума.Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы ...

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»...

Роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольника

В статье рассматриваются внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей-дошкольников, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие....