Роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольника
статья

В статье рассматриваются внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей-дошкольников, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_0.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредствам театрализованной деятельности.

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.

Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Ребенку нужно научиться жить правильно, жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивым, способным к сопереживанию, готовым помочь и не остаться равнодушным. А необходимо ли развивать, воспитывать эмоции и чувства сегодня? Актуальна ли эта проблема в наше время. Познакомившись со статьями в научных журналах, видно, что это  злободневная тема наших дней. Развитие эмоций является важным фактором адаптации в социальном окружении. Фактически способность ребенка к сопереживанию и сочувствию, к сорадости и состраданию является предпосылкой формирования у него наиболее сложных человеческих чувств – уважения и любви к другим людям. Эти эмоциональные проявления, свидетельствуют о развитии у ребенка потребности в эмоциональном контакте с другими людьми (К. Обуховский), о потребности в другом человеке (Л. И.Божович). Кроме того, согласно результатам эмпирического исследования О.И.Власовой, «эмоционально одаренные» личности легко уживаются в коллективе, часто приобретают статус лидера, способствуют улучшению социально-психологического климата общности.

Чувства и эмоции у ребенка развиваются не сами собой, их развитие решающим образом зависит от окружающих условий, от процесса воспитания. Для маленького человечка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. В процессе роста ребенка происходит изменение и в его эмоциональной сфере, но эту сферу необходимо развивать. В последние годы становиться все больше и больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают другие нарушения, которые проявляются в негативном поведении. Ведь при кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.

Помочь в этом ребенку необходимо взрослым. Для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста наиболее эффективной является театрализованная деятельность, которая близка и понятна как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.  Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником  развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Она является важнейшим средством развития эмпатии – условия необходимого для организации совместной деятельности детей. Основа эмпатии – умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. (В.А.Петровский, Л.П.Стрелкова и др.). 

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. (Л.В.Артемова, Л.С.Выготский, Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович, Д.Б.Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Используемая литература

1. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности – М., Педагогическое общество России, 2007. - 144 с.

2. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Издательство: Аркти Год: 2003 Страниц: 48

3. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. - М.: Академия, 2003.- 176 с

4. Давыдова С.М. Театрализованная деятельность как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Выпуск № 5 / 2013

Статью подготовила  музыкальный руководитель Рузяк Н.А.