Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника. (статья)
статья (подготовительная группа) по теме

Апокина Екатерина Владимировна

 

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.

(статья)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semeynogo_vospitaniya.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.

Одной из характерных особенностей современного общества является все  усугубляющееся  противоречие между желанием родителей воспитать своих детей здоровыми, полноценными и всесторонне развитыми и возможностью реализации этих задач.

Социальные и политические позиции наших дней привели к внутрисемейным противоречиям, когда члены одной семьи оказались в разных идейных лагерях, защитниками разных моральных норм.

Такое положение определяет необходимость нового подхода к роли семейного воспитания в жизни каждого человека. Следует заметить, что для полного и гармоничного развития личности ребенка, его необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

В теории и практике наиболее освещены вопросы роли семейного воспитания в процессе формирования личности ребенка (Писарев Д.,Макаренко А.С., Ушинский К.Д.,Лесгафт Л.Ф., Сухомлинский В.А.).

Однако наименее изучены вопросы воздействия семьи на эмоциональную сферу ребенка, что и определило тему нашего исследования: «Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника».

Цель исследования: выявить и научно обосновать влияние семейного общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Предмет исследования: влияние семейного общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы дошкольника.

Задачи: 1. Рассмотреть роль эмоций в жизни человека, формирование эмоциональной сферы ребенка в семье.

                2. Раскрыть условия успешного семейного воспитания.

                3. Выявить зависимости между эмоциональным развитием ребенка и общением в семье.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; диагностические методы: тестирование родителей и детей дошкольного возраста, анализ и обобщение результатов эксперимента, качественный и количественный анализ результатов экспериментальной  работы.

Останавливаясь на основных видах качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, которые выполняют различную роль а реализации  деятельности и общении человека с окружающими людьми необходимо отметить, что эмоции выступают  как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвещающей этим мотивам деятельности.

У дошкольника формирование эмоциональной сферы  не происходит стихийно, независимо от влияния и воспитательного воздействия окружающей среды. Ее надо формировать, искореняя отрицательные явления и закрепляя положительные, что проявляется в характере ребенка. Большую роль  в формировании эмоциональной сферы ребенка отводится семье, в которой он  воспитывается. Для руководства  духовным развитием своих детей, родители  должны знать их переживания и эмоциональные реакции. Благодаря наблюдениям, анализу поведения и высказываний ребенка, близкому контакту с ним и отец и мать могут знать его переживания, степень проявления его чувств, их влияние на его поступки.

Задержки в психическом развитии детей бывают вызваны крайней бедностью семейного общения: когда ребенок  лишен постоянных развивающих контактов с родителями.

Психические проблемы у ребенка могут возникать на основе сложившихся стереотипов семейных отношений.

В ходе проведенного эксперимента нам стало ясно, что проблема эмоционального воспитания в семье на сегодняшний день является острой.  Если ребенок был лишен полноценного общения с семьей, то недостаток внимания, доброты, ласки ведет к усилению агрессивности, аномалиям в социальном поведении детей. Наличие же положительных семейных отношений в семье создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального  формирования личности. Поэтому семья является естественным образцом для создания условий доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка. Хорошо зная их, родители могут целенаправленно и наиболее безболезненно управлять действиями и поступками ребенка и направлять их в русло воспитания у него отзывчивости, гуманности, щедрости, чуткости. Мы сделали такой вывод исходя из того, что в ходе эксперимента учитывались: возрастные особенности, вид темперамента, тип семьи, тип родительского авторитета.

Сегодня ни кого не удивишь тем, что скажешь: «На улице «нашли» бездомных  детей». Да, да именно бездомных, т.к. дети, не зная своих прав, оказываются на улице, причем по разным причинам. Но наиболее важная одна – непорядок в семье. Причин, вызывающих семейное неблагополучие множество. Из них можно назвать три самые яркие:

  1. Причина макросоциального характера, т.е. те кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  2. Причина психолого-педагогического свойства, связанная с  внутренним отношением и воспитанием детей в семье;
  3. Причина биологического характера. Эта группа семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологиями, здесь не рассматривается из-за их  особой специфики.

На важное место среди причин, вызывающих неблагополучие в семье, выступают социально-экономические. Одна из причин того, что дети оказываются на улице – это их избиение. Насилие над детьми в семье имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. Самой неприглядной стороной в семейных отношениях является физическая расправа над ребенком. На вопрос: «За что бьют детей в знакомых вам семьях?» - затруднились ответить 20% опрошенных, остальные определили следующие причины: «за провинность» - 26%, «Срывая раздрожительность» - 29%, «когда в доме беда» - 20%, «когда не могут справиться» - 19%, « не любят» - 5%. Это делают психически неуравновешенные люди – 14%, пьяницы – 29%.

Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства.

Мы полагаем, что полученные результаты нашего исследования являются  важными для практики семейного воспитания и формирования эмоциональной сферы дошкольника. Полученный вывод позволяет понять требования к общению ребенка в семье, определить, как можно руководить семейным общением в создании необходимых условий для благоприятного формирования эмоциональной сферы ребенка.

Незря А.С.Макаренко писал: «Семья  становится естественной первичной ячейкой общества, тем местом, где реализуются прелести человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где живут и растут дети – главная радость человека». Еще  П.П.Блонский отмечал, что «нельзя воспитывать детей, не воспитывая родителей». Видные педагоги были правы, ведь чтобы искоренить все пороки, или часть их, нужно навести «порядок» в семье, в самом себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника"

В статье отражены актуальные на сегодняшний день проблемы, связанные с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста. Даны практические рекомендации для воспитателей детских садов по созданию эм...

Статья. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.

Рекомендации по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ОНР, можно использовать с дошкольниками и младшими дошкольниками....

Роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольника

В статье рассматриваются внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей-дошкольников, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие....

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов....

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане....