Статья. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии

Рекомендации по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ОНР, можно использовать с дошкольниками и младшими дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Развитие эмоциональной сферы  дошкольников    

                                   с общим недоразвитием речи.      

Вопросы низкого уровня эмоционального развития дошкольников негативно сказываются на коммуникативном развитии ребенка и возможностях совершенствования их речевого развития. Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.

    Педагогически организованное расширение эмоционального опыта детей важно осуществлять, учитывая выделенные в психологии механизмы воздействия на эмоциональную сферу личности дошкольников. К ним относятся краткие эмоциональные реакции, эмоциональная дифференциация, эмоциональная идентификация и эмоциональное обособление (А. В. Запорожец, И. П. Воропаева, В. С. Мухина, Л. П. Стрелкова и др.).

Результаты констатирующего этапа исследования подтвердили необходимость развития эмоциональной идентификации и навыкам понимания социальных эмоций.

1. Развитие эмоциональной идентификации.

Для развития эмоциональной идентификации рекомендуется проводить игры и упражнения, направленные на воздействие на сенсорную сферу детей. Это так называемые эмоционально-сенсорные игр, которые побуждают детей к эмоциональным реакциям, путем воздействия на сенсорные процессы. Посредством использования таких игр и упражнений дети активизируют моторные механизмы эмоционального отклика, в соответствии с чем опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу. Они не предполагают большой подготовки к их проведению и весьма привлекательны для дошкольников, поскольку связаны с воздействием на сенсорику (наиболее близкое детям и часто использующееся средство познания окружающего). Эти игры в младшем дошкольном возрасте служат начальным этапом эмоционального развития, а в среднем и старшем дошкольном возрасте представляют большие возможности для совершенствования эмоциональных реакций.

Можно порекомендовать использование следующих эмоционально-сенсорных игр:

  • игры-знакомства (проводятся как правило, на кругу и преимущественно на первых этапах работы с группой или появлении новых членов коллектива): «Снежный ком», «Повтори имя», «Имя, жест, поза», «Спой свое имя, а мы подпоем» и т.п.
  • игры на внимание (развивающие внимание в нестандартной, «провоцирующей» ситуации коллективной игры или сольного участия в ней): «У оленя дом большой», «Хватай» , «И я», «Повтори и не ошибись», «Садовник», «Собери слово (по командам)», «Третий лишний», «Охота на ботинки» и т.д.
  • эмоционально-разогревающие игры (позволяющие снять напряжение, отойти от шаблона отношений и деятельности, раскрепостить играющих): «Гляделки», «Охота на льва», «Заходи сбоку!», «Испорченный телефон», игры с завязанными глазами («Найди друга», «Накорми пару бананом»), предметами (прищепки, воздушные шары) и т.д.
  • пальчиковые игры (позволяющие не только развить мелкую моторику и снять некоторые психологические проблемы, но и решить некоторые обучающие задачи – например, при подготовке руки к игре на музыкальном инструменте, на начальном этапе работы с театральной куклой и т.д.)

Организуя эмоционально-сенсорные игры, педагог должен учитывать:

  • специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния – радости, грусти, страха, удивления и т.д.;
  • последовательность в усложнении игр, способов их организации, т.е. разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;
  • последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю: жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз.

Примеры некоторых сенсорных игр представлены в Приложении 4.

 Для того, чтобы научить детей идентифицировать собственные эмоции и эмоции других людей, можно предложить рисовать лица и их эмоции. В работе воспитателя, логопеда, а также родителями, в условиях семьи, могут использоваться пустые шаблоны лиц, рис.1:

mRGauUoqQuk

Рис 1. Примеры шаблонов лиц для развития эмоциональной сферы дошкольников с ОНР

Посредством таких шаблонов:

  • дети могут рисовать эмоции, копируя их с других или со своего отражения в зеркале, 
  • срисовывать лица из журналов, 
  • рисовать портреты семьи,
  • создать книгу эмоций и пополнять ее все новыми картами,
  • сделать на шаблонах смайлики для разных случаев и использовать во всевозможных коммуникативных играх,
  • экспериментировать с художественными средствами, рисовать разными материалами, пробовать разные техники – аппликацию, лепку и пр.

Материалы (краски, глина и т.д.) сообщают дошкольникам с ОНР визуальную и тактильную стимуляцию, что соответствует их основным способам восприятия мира и получения информации. Средства искусства и создание художественных объектов включают в себя элементы цвета, структуры, линии, формы и композиции. При создании объектов творчества естественным образом проявляются визуальные, моторные и кинестетические реакции. Посредством нажатия при рисовании линии, а так же благодаря выбору цвета, композиции и темы своей работы дошкольники с ОНР могут выразить чувства и конструктивным образом дать выход внутреннему напряжению.

Сенсорные игры и упражнения способствуют также развитию мелкой моторики детей с ОНР, в связи с этим рекомендуется использовать:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослых);
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
  • рисование карандашом (фломастером, кистью);
  • застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Важную роль играет артпедагогика и арт-терапия. . Важно, что для арт-занятий не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-террапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того, она позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей с ОНР, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-террапию в ходе непосредственно образовательной деятельности, педагоги стремятся, чтобы ребенок с речевыми проблемами был активным участником обучающего процесса, а не пассивным слушателем .

Так, например, в самом начале занятий в детском саду можно использовать релаксирующие упражнения, которые помогут детям расслабиться, снять напряжение, усталость и раздражение, получить необходимый настрой на восприятие материала, на выполнение той или иной учебной и творческой деятельности. Все техники релаксации основаны на контрасте: напряжение и расслабление. Как известно, наибольшему расслаблению способствует нормализация дыхания, поэтому и начинать, и заканчивать вводную часть необходимо дыхательными упражнениями .

Для достижения большего эффекта в развитии эмоциональности дошкольников можно дыхательные упражнения сопровождать позитивными образами. Например: «Представьте себе, что вы на лесной опушке, залитой солнцем! Вы вдыхаете этот лесной аромат, а всё плохое выдыхаете!». Можно придумать массу позитивных образов соответственно возрасту детей, интересам и т.д. Также можно использовать танцевальные упражнения. Самым главным моментом в процессе выполнения артпедагогических упражнений является то, что воспитатель постоянно сопровождает движения детей какими-то позитивными образами, которые направлены на формирование у детей определённого настроя на восприятие темы занятия, на выполнение творческого задания и т.д. Эти позитивные образы могут возникать либо как импровизации в ходе выполнения упражнений, либо быть заранее подготовленными воспитателем, но они должны носить характер рамок, в которых детям предоставляется возможность свободно фантазировать и наполнять их содержанием. Возможно в результате, к моменту выполнения творческого задания, у детей сформируется свой индивидуальный художественный образ, который он перенесёт на творческую работу.

В процессе выполнения упражнений или игр детям предлагается понаблюдать за собой, близкими, друзьями. С помощью творчества попробовать отобразить:  эмоциональные состояния других людей; пофантазировать и нарисовать мир, в котором дети хотели бы жить; нарисовать сказочное «время года»; найти новые свойства воды, песка, пластилина, глины; выполнение заданий на прогнозирование развития событий (завершить рассказ по данному началу, придумать начало событий) в работе с сюжетной картинкой.

2. Развитие навыков понимания социальных эмоций.

Для развития навыков понимания социальных эмоций важно, прежде всего, проводить работу, по преодолению негативных эмоциональных состояний, эмоционального дискомфорта дошкольников с речевыми нарушениями.

Для того, чтобы ребенок мог почувствовать как меняются его эмоции, после коррекции эмоционального дискомфорта можно порекомендовать создание «Уголка психологической разгрузки»:

  • «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
  • «уголок эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением – в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости – эффективной и своевременной.

Развитию представлений об эмоциях помогают яркие, субъективно окрашенные образы, которые остаются в памяти, входят в эмоциональную жизнь ребенка, становятся личностными регуляторами поведения и отношения к социальной жизни, необходимой подготовкой к проявлению эмпатии. Педагогическое управление этой стороной эмоционального развития детей осуществляется в единстве с развитием познавательных процессов личности – восприятия, мышления, памяти и содержит следующие направления:

  • осознание детьми факта возникновения эмоций;
  • понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи);
  • осмысление внешних признаков выражения положительных и отрицательных эмоций, границ их адекватного проявления;
  • обогащение детей «проективным материалом» (термин В. В. Зеньковского), что открывает ребенку нравственный смысл представлений об эмоциях и побуждает к самостоятельным этическим размышлениям.

В такой работе необходима существенная педагогическая и психологическая работа с ребенком и семьей, направленная восстановление эмоционально-личностных связей, гармонизацию межличностных отношений. В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на детей с нарушениями речи в процессе воспитания и обучения. Одним из эффективных приемов совершенствования эмоционального развития дошкольников с ОНР является использование в коррекционно-формирующей работе изобразительной деятельности. Средствами изобразительной деятельности можно обратить внимание дошкольников с ОНР к смыслу произведений искусства, побеседовать какие чувства вызывают у людей картины известных мастеров и почему для художника важно дарить другим людям положительные эмоции.

Дошкольники в ОНР могут рассматривать полотно известного художника и испытывать гамму чувств: восхищаться яркостью картины, насыщенности сюжета, реалистичностью изображения. Но, к сожалению, большинство детей с общим недоразвитием речи не имеет возможности выразить свои чувства, найти нужные слова, чтобы описать свое восхищение, выразить эмоции. Рассматривание репродукций картин требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Для того, чтобы эмоциональные чувства приняли словесную оболочку, в процессе изобразительной деятельности дошкольников у педагогов есть возможность развивать воображение, а также работать над речью. Для этого, на занятиях полезно использовать словесные игры и упражнения.

А.И. Сизова рекомендует следующие игры:

а) для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»

б) для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.

д) детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «скажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?» .

Н.П. Сакулина отмечает, что одним из важных педагогических условий формирования эстетических чувств дошкольников с ОНР в процессе изобразительной деятельности является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы .

Немаловажную роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ОНР играют межличностные отношения со сверстниками в группе.  Именно поэтому практикуется работа в парах, тройках, коллективном творческом труде. Основные условия:

1. Первые занятия имеют важную цель познакомить детей поближе, обратить внимание на положительные черты детей, признаваемых остальными «игнорируемыми» или «отверженными».

2. Организация совместной работы лидеров и замкнутых, стеснительных детей. Поручение «лидерам» помогать, поддерживать, «курировать» застенчивых детей, наблюдать за их эмоциональным состоянием.

3. Следует внимательно наблюдать за адаптацией детей, которых не принимают в группе; дать им возможность представлять результат коллективного труда. Педагог должен побуждать других детей к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи, приучать детей к эмпатии. На занятиях важно учить дошкольников вступать в диалог от имени действующих лиц (героев рисунка или поделки), побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию рисунка, помогать детям договариваться в игре. Игнорируемого ребенка следует включать в коллективное творчество осторожно, не разрушая замысел остальных детей.

Дошкольники с лидерскими качествами смогут стать «кураторами» застенчевых детей, будут способствовать их мотивации к взаимодействию, проявлению своих эмоций и чувств. Ролевые коллективные игры развивают свободное общение между детьми, а также способствуют развитию всех компонентов устной речи.

В целях привлечения внимание детей к чувствам и эмоциям других детей можно сделать яркие картинки, отражающие эмоции и поручить детям выбрать такие картинки для своих друзей, основываясь на их эмоциях. Примеры таких картинок представлены на рис.2:

mmoCNYjbYcY szmZ1kKDJ1A lET0pFJa6rw

Рис.2. Пример картинок для изображения чужих эмоций

4. Необходимо сочетание индивидуальной деятельности с групповой и коллективной, что позволит сделать процесс формирования навыков межличностных отношений более планомерным и управляемым. Дети будут иметь возможность разделить радость от участия в коллективном труде, почувствовать свою значимость в системе общей работы. Эффективным в системе формирования положительных эмоций у дошкольников с ОНР в процессе коллективной деятельности являлось обучение детей презентации полученных результатов коллективного труда.

Дети, совместно с педагогами могут посетить зимний сад, ледовую арену, кинотеатр, театр, несколько музеев города, художественную выставку. В процессе посещения культурных мест педагоги могут провести «посиделки», где воспитанники обсудят просмотренную постановку или фильм, поделятся своими эмоциями от посещения музея.

После посещения интересных мест или после общения с другими людьми, детям можно предложить интересную «раскраску», рис.3:

5CgAgSala1U 5FE355P17OU

Рис.3 Пример раскраски для изучения эмоций

Детям предлагается вспомнить людей, с которыми они взаимодействовали или за которыми наблюдали, выбрать подходящие лица в раскраске и разукрасить их в соответствии с ключом. Ключ педагог дает самостоятельно для разного выражения лица. После рисования ребенок может рассказать что «чувствует» каждый герой и обосновать свой ответ.

В процессе работы с дошкольниками педагоги, воспитатели, педагог-дефектолог, психолог и другие сотрудники должны стараться ярко и понятно выражать свои эмоции. Дошкольники, наблюдая за взрослыми, учатся эмоциональному реагированию на разные жизненные ситуации. В повседневном общении взрослые должны вести себя вежливо, применять свои коммуникативные навыки, обучать этому дошкольников.

Важно уделять эмоциональному развитию детей с ОНР важное внимание на всех занятиях, которые проводятся в детском саду, а также проводить тематические занятия.

Предполагается, что реализация представленных направлений позволит совершенствовать представления детей старшего дошкольного возраста об эмоциях, активизирует понимание детей чувств и эмоций других детей, будет способствовать познавательному и речевому развитию.

Таким образом, проведенный теоретический обзор научной и методической литературы, а также проведенное практическое исследование показали, что уровень развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня не достигает возрастной нормы. В связи с полученными данными были разработаны основные направления формирования и развития эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР. Посредством формирования коммуникативных навыков, привлечению внимания к своим и чужим эмоциям и чувствам, проведения игр и упражнений, в освоении норм и правил поведения будет совершенствоваться и эмоциональная сфера ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи.

Статья содержит направления и формы работы для достижения эмоционального благополучия дошкольника с общим недоразвитием речи в условиях группы компенсирующей направленности....

Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...

Реферат "Развитие речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи через реализацию проектного метода"

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем реферата 29 листов. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется объект. пре...

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В настоящее время дети с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е...

Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Материал адресован учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям...

Особенности развития мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В современной практике развития и обучения детей дошкольного возраста широко используются тетради с печатной основой (рабочие тетради), которые на наш взгляд ограничивают деятельность дошкольников: об...

Проект «Развитие эмоциональной сферы ребенка с общим недоразвитием речи через музыкально-художественную деятельность»

Создание проекта по развитию эмоциональной сферы детей с ОНР через музыкально-художественную деятельность позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит актив...