Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья (старшая группа) по теме

Косаченко Элеонора Константиновна

Данная статья рассказывает  об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения специальных педагогических методик. Для коррекционной работы мною  подобранны дидактические игры на развитие:

- Двигательной памяти

- Вербальной памяти

- Зрительной памяти

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности.

Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций. В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память. С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния мозга в целом.

Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) входят как составная часть в любую человеческую, в том числе и в речевую деятельность и обеспечивают необходимую для нее информацию.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим определяющим характер данного познавательного действия.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Непосредственно в процессе речевого общения особую роль выполняет краткосрочная оперативная память, тесно связанная с вниманием. Показатели сохранности памяти являются значимым критерием наличия или отсутствия органической мозговой недостаточности.

Сложные по своей структуре процессы памяти опираются у человека на целую систему совместно работающих аппаратов мозговой коры и нижележащих образований. Каждый из этих аппаратов вносит свой специфический вклад в организацию мнестических процессов.

Соответственно разрушение либо патологическое состояние любого из этих аппаратов неизбежно скажется на протекании процессов памяти (запоминания, сохранения, воспроизведение, забывания). Есть основания предполагать, что нарушения этих процессов будут иметь неодинаковый характер в зависимости от того, какое именно звено окажется пострадавшим.

Специалисты, занимающиеся проблемами детей с общим недоразвитие речи, отмечают следующие особенности их психической деятельности.

Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности распределения внимания. У таких детей снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой и логической памяти. Также страдает продуктивность запоминания. Они не могут долгое время помнить сложные инструкции, а также элементы и последовательность задания.

У них страдает продуктивное запоминание потому, что это дети с пониженной врабатываемостью.

У наиболее слабых детей активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Существует тесная связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития, специфические особенности мышления. Обладая в целом предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Особенностью развития памяти в дошкольном возрасте является то, что первоначально она функционирует «внутри» ощущений и восприятий, является непроизвольной.

Изучение особенностей памяти у детей с общим недоразвитием речи свидетельствует о своеобразии развития, как образной, так и вербальной памяти. Объем памяти у них несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей. Отмечаются трудности запоминания и удержания в памяти, актуализация образов, представлений.

Продуктивность запоминания наглядного материала несколько выше, чем словесного. Запоминание является распространяющимся, а не охватывающим, до конца дошкольного возраста. Для долговременного запоминания требуется большее количество повторов словесного ряда. На продуктивность запоминания значительнее влияние оказывает быстро наступающая утомляемость.

При опосредованном запоминании дети чаще всего используют тактику беспорядочного выбора (до 60%), не понимают возможностей словесного опосредования процесса запоминания, использование обобщений и группировок.

При воспроизведении информации часто отмечается упрощение структуры воспринятого объекта, его фрагментарность, схематичность, смешение и употребление сходных образов.

При изучении памяти разной модальности у детей с общим недоразвитием речи, удалось установить:

​ Наилучшим образом развита двигательная память, а хуже всего – слуховая.

​ Наблюдаются отчетливые затруднения, связанные с необходимость преобразования запоминаемого ряда, что свидетельствует о специфическом нарушении оперативной памяти в отличии от непосредственной (Л.С. Мучник, В.М. Смирнов, 1969).

​ Снижен процесс опосредованного смыслового запоминания.

​ Для детей с нарушениями речи является затруднительным долгосрочное удержание слуховой информации и воспроизведение ее.

Все психические процессы протекают, формируются, и регулируется в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека. Основными видами деятельности ребенка старшего дошкольного возраста является игровая (ведущая) и продуктивная.

Продуктивная деятельность (конструирование, рисование, лепка, аппликация) способствуют развитию образного мышления ребенка.

Игровая деятельность – ведущая деятельность дошкольника, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимость помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений со взрослыми людьми. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять. Игра, обладая широким спектром специальных игровых методических приемов, и самой атмосферой игры, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученных понятий. Следовательно, игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности детей, что дает им возможность получать и усваивать большее количество информации. Использование дидактических игр способствует лучшему усвоению программного материала по развитию памяти и речи. Поэтому особую роль в развитии памяти у детей с общим недоразвитием речи играют дидактические игры. Так как у детей с общим недоразвитием речи в основном страдает вербальная и зрительная память, для коррекционной работы нами подобранны дидактические игры на развитие:

- Двигательной памяти

- Вербальной памяти

- Зрительной памяти

Игры на развитие вербальной памяти:

Игра «Запомни слово».

Ребенку предлагается послушать несколько слов (например, кот, книга, самолет, цветок, лиса, дерево, зонт, ключ) и запомнить их, а затем повторить.

Также запоминание отдельных слов можно включить в ход занятия, например по труду: починка детских игрушек. При подготовке к этому несложному виду работы, а также в процессе ее осуществляется потребность в простейших инструментах и различных материалах, которых нет в группе, но которые хранятся у воспитателя. Одному из детей предлагается получить у воспитателя необходимые для работы вещи (10 предметов).

Запоминание слов осуществляется в сюжетной игре («Путешествие»). По ходу игры у детей возникает необходимость в тех или иных предметах, которых в этот момент у них нет. Эти предметы отчетливо называются одному из играющих детей (каждый раз другому). Названия вещей ребенок должен вспомнить, придя за ними к воспитательнице, находящейся в другом помещение. (Каждый раз называется 10 предметов.)

Детям прочитывается рассказ (К.Д.Ушинского «В зоопарке») и предлагается послушать его. По окончании слушания предлагается воспроизвести названия птиц и животных, о которых говорится в рассказе.

Затем задание усложняется, предлагается запомнить пары слов.

Например: дождь – зонт, самолет – облако, чашка – блюдце, карандаш – тетрадь, кошка – молоко, дом – окно, лес – грибы, птица – гнездо.

После чего читаются первые слова, а ребенок должен повторить второе слово из этой пары.

Следующий этап этого задания – это запоминание фраз. Читается несколько фраз. Ребенка предупреждают, что их нужно запомнить, а потом просят воспроизвести каждую из них. Количество фраз 2 – 3, в каждой по 4 – 5 слов.

Игра «Вспомни сказку».

Ребенку читаются слова, встречающиеся в одной сказке и просят по этим словам вспомнить название сказки.

Старик, старуха, колобок, волк, заяц, медведь, лиса.

Посадил, выросла, стал тянуть, тянет-потянет.

Дед, баба, курочка, яичко, бил-бил не разбил.

Упражнение . «Я положил в мешок».

Играют с группой детей. Ведущий начинает и говорит: «Я положил в мешок яблоки.» Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь. И так далее. Играют до тех пор, пока дети могут воспроизводить словесный ряд.

После этого можно для игры придумывать небольшие тексты. Ведущий придумывает первое предложение. Следующий игрок повторяет это предложение и добавляет свое, и так далее.

Игры на развитие зрительной памяти:

Игра «Опиши по памяти».

Детям короткое время показывается кукла, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфли, носочки, стоит она или сидит и так далее.

Игра «Найди картинку».

Ребенку на короткое время показывается картинка, а затем из набора похожих картинок предлагается выбрать ту, которую ему показывали.

Игра «Запомни картинку».

Ребенку в течение 2 – 3 секунд показывается детям лист бумаги с изображенными на нем в произвольном порядке фигурами, после чего его просят по памяти воспроизвести фигуры.

Такое же задание можно проводить с изображениями букв и цифр, геометрических фигур.

Игра «Что изменилось?».

Перед ребенком ставится несколько игрушек и дают посмотреть на них несколько секунд. Затем просят его отвернуться и меняют местами несколько игрушек. Повернувшись ребенок говорит, что изменилось.

Игра «Я фотоаппарат».

Ребенку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и так далее.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все, что происходит за окном. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Игры на развитие двигательной памяти:

Игра « Добавь движение».

Цель: Развивать двигательную память.

Ход игры:

Игра проводится с подгруппой детей 5-7 человек. Один ребенок показывает любое двигательное действие. Второй ребенок повторяет показанное движение и добавляет какое – либо свое. Третий ребенок повторяет два предыдущих движения и показывает третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три движения, а потом показать свое движение и т.д.

Если игрок допускает ошибку, то игра начинается заново с другими движениями. Или игроки, допустившие ошибку, выбывают из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Игра «Скопируй позы».

Цель: развивать двигательную память, ловкость.

Ход игры:

Два участника игры стоят лицом друг к другу, один из них в течении 3-4 секунд принимает определенную позу, затем возвращается в исходное положение. Второй участник должен повторить позу, затем они меняются ролями. Далее в игре принимают участие две пары детей, потом играют трое, четверо на четверо и т.д.

Выигрывают те игроки, которые выполнили задание успешнее. Остальные участники могут выполнять функцию жюри.

Игра «Запомни движения».

Цель: развивать зрительную и моторную память, координацию движений.

Ход игры:

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их самостоятельность, но в обратном порядке. Например:

- Присесть, встать, поднять, опустить руки.

- Отставить правую ногу в право, приставить, отставить левую ногу в лево, приставить.

- Присесть, встать, повернуть голову вправо, повернуть голову в лево.

Упражнение «Повторяй за мной»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку).

Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок, зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.

Упражнение «Запрещенное движение»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь.

Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Играть можно и в паре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом ...

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В настоящее время дети с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Данный материал содержит авторскую научно-обоснованную и опробированную методику по развитию речеслховой памяти в системе логопедического воздействия по устранению ОНР. Работа по развитию речеслуховой...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Трудности в восприятии собственного тела: ведущей руки, части лица, тела. И пространственные понятия осваивают в ходе специального обучения. Накопление практического опыта по освоению пространственног...

Применение технологии мультипликации в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

Процесс создания мультфильмов несет в себе большой развивающий потенциал, позволяет ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его способностями и интересами, активно познаватьокружающий мир, р...