О важности дидактических игр в развития номинативного словаря, а также речевого внимания и памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии (старшая группа)

Ирина Олеговна Маркова

Согласно статистике, среди дошкольников старшего возраста с каждым годом все больше встречаются дети данной категории. Это проблема как для самих детей, так и для их родителей. Наличие у ребенка ОНР приводит к трудностям в коммуникации с окружающими, а в дальнейшем может негативно сказаться на успеваемости ребенка в школе.  В связи с особенностями детей с ОНР возникает необходимость комплексного логопедической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «О важности дидактических игр в развития номинативного словаря, а также речевого внимания и памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Общее недоразвитие речи (далее ОНР) – это сложное речевое расстройство, при котором у ребенка с сохранным слухом и интеллектом нарушены все компоненты речи.

Согласно статистике, среди дошкольников старшего возраста с каждым годом все больше встречаются дети данной категории. Это проблема как для самих детей, так и для их родителей. Наличие у ребенка ОНР приводит к трудностям в коммуникации с окружающими, а в дальнейшем может негативно сказаться на успеваемости ребенка в школе.

В связи с особенностями детей с ОНР возникает необходимость комплексного логопедической работы по трем основным направлениям:

  • развитие неречевых функций (внимание, память, мышление);
  • овладение пониманием речи;
  • активизация речевой деятельности.

При коррекции общего недоразвития речи, как правило, особое внимание уделяется развитию номинативного словаря (лексикона) дошкольника, так как именно номинативная лексика является основой речи человека и используется для называния предметов, их признаков и явлений окружающей действительности. Поэтому в первую очередь необходимо обогатить словарь дошкольника словами-предметами (существительные), словами-действиями (глаголы), словами-признаками (прилагательные) и словами-качествами (наречия). Параллельно с этим должна вестись работа по развитию когнитивных функций, так как при ОНР особенно страдают речевая память и внимание.

Основную работу по преодолению ОНР у дошкольника берут на себя учитель-логопед, воспитатель и психолог ДОУ, но роль родителей при этом не менее важна. Только при всестороннем комплексном взаимодействии сотрудников ДОУ с родителями ребенок сможет получить необходимую помощь. Правильно организованные домашние занятия оказывают огромный положительный эффект на его речевое развитие.

Наибольших успехов в работе с данной категорией детей можно добиться только при условии опоры на ведущую деятельность дошкольного возраста, которой является игра. Именно игра способствует обучению и воспитанию детей. Существуют различные виды игр: подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т.д.

Наиболее полезными и доступными для домашних занятий с ребенком будут дидактические игры. Главная особенность таких игр определена их названием – это игры обучающие. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий. Дидактическая задача побуждает ребенка быть внимательным, запоминать и сравнивать. То есть дидактическая игра помогает ему приобрести знания, причем в легкой непринужденной форме.

Представленные далее упражнения способствуют не только развитию номинативного словаря ребенка, но и развивают речевую память и внимание, что является очень важным для ребенка с общим недоразвитием речи.

Тренировка речевой памяти:

  1. Игра «Что пропало?»

 Разложите перед ребенком в определенном порядке картинки с изображениями различных предметов (например, продуктов питания, игрушек, животных, бытовых приборов) или сами предметы. Предложите ему назвать, что они видит на картинках.

Если ребенок затрудняется самостоятельно назвать предметы – можно подсказать ему их названия. Очень важно, чтобы изображенные на картинках предметы были знакомы ребенку. Если он никогда не видел радио магнитофон или плохо представляет себе, как выглядит «слон», то лучше не стоит использовать в игре данные изображения. Лучше предварительно позаботится о том, чтобы дошкольник познакомился с новыми для него предметами и словами.

Далее нужно попросить ребенка закрыть глаза и в это время убрать одно из изображений, а остальные переместить в другом порядке. Ребенок должен назвать оставшиеся изображения и сказать какое изображение пропало.

Данное упражнение можно повторить несколько раз, если дошкольник легко справляется с поиском пропавшей картинки – можно усложнить задание: спрятать две-три картинки или увеличить количество изображений.

 Данное упражнение не только развивает у дошкольника с общим недоразвитием речи зрительное внимание, но расширяет объём речевой памяти и активизирует ранее усвоенные слова.

  1. Игра «Расскажи, что помнишь»

Суть игры заключается в том, что ребенок должен рассказать о каком-то хорошо знакомом ему или значимом событии (например, о дне рождении или праздновании нового года). По ходу рассказа ребенка взрослый может задавать наводящие вопросы по типу: «Какого цвета была новогодняя ёлка?» или «Что подарили тебе на день рождения?», «Какая погода была в этот день?». Также можно попросить ребенка пофантазировать, главное, чтобы рассказ был интересен самому ребенку, и он вспоминал и отражал в своей речи как можно больше деталей.

Польза таких упражнений заключается в стимулировании памяти ребенка и развитии связной речи. При пересказе или придумывании таких устных мини-сочинений дошкольник вспоминает знакомые предметы и слова, развивает фантазию и творческое мышление.

Тренировка речевого внимания:

  1. Игра «Небылицы»

Данная игра предлагает дошкольнику внимательно прослушать небольшие рассказы про хорошо известных ему бытовые ситуации и исправить ошибки, которые допустил рассказчик:

  • Восьмого марта все ребята поздравляют своих пап с Днем защитника отчества.
  • Летом ребята очень любят кататься на санках и играть в снежки.
  • Алиса купила в магазине много спелых фруктов: груши, огурцы, яблоки и помидоры.

От ребенка требуется объяснить почему данный вариант неправильный и что именно нужно исправить. Если ребенок затрудняется в ответе, можно помочь ему обратив внимание на нужное место в предложении. Очень важно брать знакомые дошкольнику сюжеты из жизни и слова.

Можно также самостоятельно придумать подобные «небылицы», например, «Зимой в лесу распускаются ромашки» или «Кошки очень любят кушать сено».

  1. Игра «Шуточные задачки»

Данное упражнение полезно тем, что не только способствует развитию речевого внимания, но также развивает логическое мышление и простейшие математические представления.

Ребенку предлагается прослушать задачки и исправить ошибки:

  • На березе весной распустились цветы, а летом на ней выросло три яблока. Потом на ней выросло еще две груши. Сколько всего фруктов выросло на березе?
  • У Пети, Вани и Тани есть санки. У Маши и Коли санок нет. Наступило лето. Сколько ребят смогут прокатиться на санках?
  • В Африке жило шесть пингвинов. С приходом весны половина из них улетело на юг. Сколько пингвинов осталось в Африке?

В представленные выше игры можно играть с ребенком дома или во время прогулки. Родители могут сами придумывать подобные упражнения и тем самым не только весело и интересно проводить время с ребенком, но самостоятельно способствовать развитию у дошкольника таких важных компонентов речи как номинативный словарь, речевое внимание и память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом ...

Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Данный материал содержит авторскую научно-обоснованную и опробированную методику по развитию речеслховой памяти в системе логопедического воздействия по устранению ОНР. Работа по развитию речеслуховой...

"Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе".

quot;Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе".У детей в возрасте 5-6 лет, непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведе...

Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье кратко представлено исследование слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР....