Применение технологии мультипликации в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Процесс создания мультфильмов несет в себе большой развивающий потенциал, позволяет ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его способностями и интересами, активно познавать
окружающий мир, реализовывать свои замыслы. С уверенностью сказать, что мультипликационная деятельность способствует комплексному развитию детей дошкольного возраста. В данной статье представлен опыт применения технологии мультипликации для развития всех компонентов речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_multiplikatsii_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии мультипликации в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи 

Создание мультфильма – это групповой творческий процесс, в котором происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить. Дети высказывают свое мнение, учатся договариваться, добиваться как личного, так и общего результата.
За время создания мультфильма ребенок познает азы мультипликации, побывает в роли художника, декоратора, сценариста, режиссера, актера, оператора, что обеспечивает возможность свободного выбора деятельности.
При создании декораций и героев мультипликационного фильма у
дошкольника развивается восприятие пропорций, особенностей объемной и
плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета,
ритма, движения. Кроме того, осваивая свойства и возможности различных
материалов, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего
они лепят, мастерят, рисуют.
Для создания мультфильма необходимо собрать и изучить очень много
информации, что побуждает детей к ее поиску и делает весь процесс
настоящим приключением с познанием нового. В результате у дошкольников
формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель,
искать и находить решение проблем, выбирать средства и реализовывать
свой замысел.
Таким образом, процесс создания мультфильмов несет в себе большой
развивающий потенциал, позволяет ребенку выбрать вид деятельности в
соответствии с его способностями и интересами, активно познавать
окружающий мир, реализовывать свои замыслы. Поэтому можно с
уверенностью сказать, что мультипликационная деятельность способствует
развитию детей дошкольного возраста.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи:

– речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
– познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);
– художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);
– социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
– физического развитие (развитие мелкой моторики рук)
В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Коррекция речи детей с тяжёлыми нарушениями – это кропотливый и сложный процесс. Эту работу усугубляет сочетание нарушений: к речевым расстройствам добавляются расстройства эмоционально-волевой сферы (гиперактивность, дефицит внимания, агрессивность, немотивированная обидчивость, упрямство). Поэтому стимулировать речевую активность у таких детей бывает очень трудно, это создаёт препятствие для коррекции звуковой культуры речи. Требуется дополнительное  универсальное средство, которое бы явилось хорошим стимулом для речевой активности ребёнка и  имело бы в себе возможность параллельно развивать все компоненты звуковой культуры речи ребёнка с общим недоразвитием речи (ОНР) и, тем самым, подготовить его к школьному обучению. Одним из таких средств является технология создания мультфильмов.

Посредством традиционных и нетрадиционных приёмов и методов, используемых при создании мультфильма, совершенствуется мелкая и ручная моторика ребёнка, что немаловажно для речевого развития. Для того чтобы создать иллюзию естественности движений героев в готовом мультфильме,  дети передвигали (вырезанные из бумаги) персонажей буквально на миллиметры. Для детей с нарушениями моторной сферы, это колоссальный труд. Движения их импульсивны, резки. И, конечно, такая  кропотливая работа, которая и взрослому подчас трудна, развивала у ребёнка, не только, ручную умелость, но и эмоционально-волевые качества (терпение, усидчивость, желание довести начатое дело до конца), потому что огромный  интерес к деятельности заставлял  детей  работать на результат – создание мультфильма.

Развивающие возможности мультипликации, применяемой в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР, настолько широки, что  охватывают не только образовательные области речевого направления. Детская мультипликация раскрывает творческий потенциал воспитанников. Активизирует мыслительные процессы и познавательный интерес, а также эстетические. Создание мультфильмов является огромным стимулом для детей в преодолении неправильного звукопроизношения, развития просодической стороны речи, что является неоценимой помощью в коррекционной работе учителя логопеда.

В озвучивании  тоже участвуют сами дети.  Они с большим интересом, тренируются в произношении поставленных звуков, в выразительном чтении стихотворений, в темпо-ритмической стороне речи, в вырабатывании четкого и ясного произношения каждого звука, а также слова и фразы в целом, то есть хорошей дикции, в умении регулировать громкость голоса и т.д. Прослушав свою звукозапись при озвучивании героев, дети вдохновляются и с лёгкостью исправляют то, что не получалось. На разных этапах создания мультфильма развивались и другие компоненты речевой деятельности: и грамматическая сторона речи, и, конечно, смысловая, а в целом –  их коммуникативные способности.

Создание анимационного фильма предполагает наличие следующих этапов:
1. Определение общей идеи мультфильма.
2. Написание сценария мультфильма или знакомство с готовым художественным произведением.
3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма.
4. Покадровая съёмка мультфильма.
5. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы.
6. Озвучивание фильма.
7. Совместный просмотр.
Организация данной деятельности имеет следующие особенности.
Особенность организации рабочего пространства для создания мультфильма предполагает специально оборудованное место в группе, либо отдельное помещение, оснащенное необходимыми для детского творчества материалами. Для создания мультфильма в технике «Перекладка» предусмотрены краски (гуашь, акварель, пальчиковые), цветные карандаши, восковые мелки, сангина, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей. Пластилин, глина, природные материалы (шишки, семена растений, гербарии, веточки, ракушки, камешки и т.д.), а также сюжетные игрушки предусмотрены для изготовления «Объемной анимации». Сыпучие продукты (крупы, песок кофейные зерна и др.) - для «сыпучей анимации», а также технологические карты рисования персонажей, картинный материал, схемы изготовления мультипликационных героев и декораций (животных, людей, растений, строений, транспорта и т.д.) из разнообразных материалов (природного, пластилина, бумаги и др.). Данные пособия могут использоваться в зависимости от поставленных педагогом образовательных целей деятельности по созданию мультфильма.

Из технических устройств обязательным условием является наличие фотоаппарата, компьютера с программой для создания мультфильмов, штатива и дополнительных источников света.

Постановка приоритетных целей и задач является основополагающим условием деятельности по созданию мультфильмов, определяющим направление работы педагога и детей, выбор художественного произведения, технику исполнения. Цели учителя-логопеда данной деятельности могут быть направлены на речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие дошкольников. После определения цели и задач мультипликационной деятельности с детьми, встает проблема выбора художественного произведения, соответствующего по содержанию поставленной цели. Произведение должно соответствовать следующим требованиям:

– простота и четкость ритма (если оно имеет стихотворную форму),

– небольшой объем,

– простота и ясность знакомых детям образов,

– отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Создание мультфильма предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности (оговоренных в ФГОС ДО): восприятие художественной литературы, коммуникативной деятельности, познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования, продуктивной, изобразительной и конструкторской деятельности.

Организация наблюдения и экспериментирования в процессе создания мультфильма заключается в побуждении дошкольников к активному предварительному исследованию и изучению изображаемых объектов и явлений с целью правдоподобной их передачи.

Организация продуктивной деятельности дошкольников в процессе создания мультфильма заключается в совместной с педагогом работе над изготовлением персонажей, декораций из различных материалов. Выбор материала предоставляется детям.

Для создания мультфильмов традиционно используют несколько техник:

1. Перекладка – создание детьми плоских персонажей (нарисованных, вылепленных, вырезанных из бумаги и т.д.), плоского фона и декораций. Передвижение происходит путем перемещения объектов по фону.

2. Сыпучая анимация предполагает использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, гречка, горох, песок и др.), движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности.

3. Объемная анимация - изготовление объемных персонажей и декораций, их перемещение в трехмерном пространстве. Дает возможность использования в работе природных материалов, сюжетных игрушек, поделок из бросового материала, пластилина, глины. Является наиболее трудоемкой и сложной в исполнении техникой создания мультфильма.

Организация деятельности по озвучиванию мультфильма заключается в распределении ролей между дошкольниками, (необходимым условием является участие в постановке каждого ребенка), разучивании текста произведения, диалогов и монологов. Далее осуществляется звукозапись текста с использованием микрофона и компьютерной программы.

Организация съемки мультфильма предполагает выставление дошкольниками каждого кадра мультфильма, отражающих движение персонажей, их мимику, жесты и прочее. Педагог, используя штатив и неподвижные источники света, фотографирует каждый кадр, учитывая смену ракурсов, дальнего и ближнего и планов. Чем большее количество кадров отснято, тем плавне и правдоподобнее будет мультфильм.

Монтаж мультфильма в компьютерной программе производит педагог: выставляет кадры в строгой последовательности, накладывает звукозапись текста, музыку, титры.

Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма предполагает совместный просмотр готового мультипликационного продукта, высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретенных в процессе нее знаний. Также возможно приглашение на презентацию мультфильма родителей.

В опыте работы нашей группы по созданию мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, три работы:
1. По стихотворению Е. Ярышевской «Чих-пых, чих-пых, чих-пых».
2. По стихотворению Агнии Барто «Самолёт».
3. По содержанию песни «В лесу родилась ёлочка».

Мультфильмы создавались в разных техниках.

По  стихотворениям Е. Ярышевской «Чих-пых», Агнии Барто «Самолёт» создавались в технике «Перекладка». Дети рисовали, раскрашивали, вырезали героев, некоторые складывали в технике оригами. С помощью взрослых изготавливали декорации, фоны. Делали раскадровку. Затем непосредственно занимались созданием мультфильма в технике «Перекладка». И, конечно, озвучка. Дети сами озвучивали мультфильмы.

Мультфильм по содержанию песни «В лесу родилась ёлочка» создавался в технике «Объёмная анимация». Реализация работы по созданию мультфильма проходила в рамках работы по STEM-образованию (образовательный модуль LEGO-конструирование). С помощью родителей создавали декорации, изготовили героев из деталей конструктора LEGO. Дети рисовали и вырезали из бумаги детский хоровод, создавали украшения для ёлочки. Озвучивали – хоровым исполнением песни.

Организованная деятельность по созданию мультфильмов старшими дошкольниками с ОНР позволяет в первую очередь решать коррекционно-образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи, развивать творческие способности, активизировать познавательные процессы и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности.

Полученный опыт применения технологии создания мультфильмов подтверждает эффективность данной технологии для речевой активности детей, и развития всех компонентов речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельность по созданию мультфильмов может выступать эффективным средством не только коррекционной работы, но и комплексного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Литература:

1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии. // Искусство в школе. 2009. № 6. С 13-16.

2. Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. – М.: Издательство Робинс, 2012. 66с.

3. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. С.54–59

4. Ишкова Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8. С.20 – 23

5. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 2007. 175 с.

6. Милборн А. Я рисую мультфильм. М.: РОСМЭН, 2006. 64 с.

7. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10. С. 25 – 28

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.; 2013. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...

Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Метод наглядного моделирования ускоряет процесс овладения детьми связной речью, делает её более содержательной, помогает обобщить и систематизировать все полученные ранее знания и облегчает процесс ра...

презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ

Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК  и ППРО И...

Применение технологии «биоэнергопластика» в коррекционной работе учителя-логопеда

В этой статье bзучается технология "биоэнергопластика", как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппаратара.  Представлены  этапы и последовательность коррекционной р...

Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.

В последние десятилетия в дошкольных образовательных организациях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Создано большое количество методов и приемов устранения речев...

«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».

laquo;Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи»....