«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».
материал

Зубкова Ольга Анатольевна.

«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_12.04.2018g._rol_uchitelya_v_eko.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».

Казалось бы, что каждый из нас с успехом использует в своей работе литературный материал природоведческого содержания, термины по экологии, но данная тема более многогранна по своему содержанию.

Как сказал Сухомлинский: Природа- это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. (В.А.Сухомлинский)

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Природа – это неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к « рукотворному» миру, к себе и к окружающим людям. Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень много в развитии ребенка можно достичь, не сажая его раньше времени за парту. А давая возможность общаться с природой. Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель. Он решает задачи экологического воспитания: - формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику; - воспитание бережного отношения к природе; - развитие чувства эмпатии к объектам природы; - желания охранять и беречь природу. Специфика работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что педагог решает не только общеобразовательные, но и коррекционно- воспитательные задач

Основная задача учителя-логопеда – всестороннее формирование речи дошкольника, особенно страдающего Общим недоразвитием речи. У таких детей отмечается недостаточность словарного запаса, частое использование в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того, у таких детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение). Если в коррекционно-воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, роли педагогов меняются: учитель - логопед становится активным помощником и участником. При этом учитель-логопед решает следующие коррекционные задачи:

1. Развитие познавательных процессов, которые тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);

2. Обогащение словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе;

3. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

4. Развитие бережного и ответственного отношения к окружающей природе. Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях.

А.П. Чехов утверждал: « Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка.

В работе учителя – логопеда используются различные методы:

 Наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций)

  Словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы)

  Практические (экологические игры)

 Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого-речевым играм:  «Когда это бывает?»  « Съедобное- несъедобное»  «Кто где живет?»  «Где растет огурчик?»  «С какого дерева лист?»  « Положи грибок в кузовок» и др.

 Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений. Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания. У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон) Чтоб стал красив он и высок, Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладошки, разводят пальцы) Должны работать корешки! (изображают « корни») Также в своей деятельности на индивидуальных занятиях, для закрепления лексических тем я использую: - Методику « камешки Марблс» (детям предлагается выбрать картинки овощей или фруктов, и в соответствии с цветом выбранного предмета выложить его камушками такого же цвета) - Методику « Песочная терапия» (песок- это уже сам по себе природный материал и детям очень нравиться рисовать на нем разнообразные рисунки) - Информационно - коммуникационные технологии. Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается. Особое место в своей работе я уделяю совместной деятельности детей и их родителей: - еженедельно в группе выставляется информация для родителей о лексической теме недели, в которой предлагаются задания для обогащения словаря детей, список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи связанные с экологией; - тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года; Также недавно мною был успешно реализован проект «Что нам осень подарила?». В ходе которого родители вместе с детьми изготовили книжки-малышки и поделки из природного материала по теме: «Дары осени»; было проведено совместное мероприятие с родителями и детьми по творческой деятельности, результатом которого, была изготовлена картина осеннего леса из природного материала. В заключительной части проекта было проведено открытое досуговое занятие для родителей по теме: «Осенний калейдоскоп». Такой подход в нашей деятельности способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Я считаю, что реализация системы экологического воспитания дошкольников обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, связная речь, повышается культура поведения в природе и окружающей среде. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".

Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...

презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ

Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК  и ППРО И...

Конспект занятия "Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР".

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР....

Роль учителя- логопеда в экологическом воспитании дошкольников.

В статье описан опыт работы учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников....

Методическая разработка:"Роль экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка:"Роль  экологического  воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с 65 Выборгского района г. Сан...

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольниковС ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа...