Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Баронова Вероника Вячеславовна

Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционные задачи: развивать связное высказывание, звукопроизношение, формировать слоговую структуру слов, формировать лексико - грамматические  категории, обучать грамоте. Решить эти задачи   можно   на  специально организованных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль логопеда  в экологическом воспитании дошкольника с ОНР на  материале  лексических тем « Лес», « Деревья» в старшей и подготовительной к школе группе.

Баронова  Вероника Вячеславовна,  учитель-логопед,

ГОУ д /с № 2035  комбинированного вида СВАО  г. Москвы.

 

Одна из актуальных проблем современности – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли.  Обострение экологических проблем в мире и в России делает просвещение  в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения и, в частности, дошкольников  одной из главных задач.

Основным содержанием экологического воспитания  является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Формы   работы: игровые, комплексные занятия, беседы,  совместная деятельность  взрослого  с детьми (опыты, наблюдения, эксперименты), экологические игры,  чтение художественной литературы экологического содержания, труд в природе, самостоятельная деятельность детей (рисование,  работа в природном уголке). Системное знакомство с миром природы позволяет развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

Основным проводником экологического  образования  в дошкольном возрасте является воспитатель. А на воспитателя логопедической группы ложится двойная нагрузка. Надо отметить, что специфика работы воспитателя  в группах для детей  с  ОНР состоит в том, что он должен решать не только общеобразовательные, но и  коррекционно – воспитательные задачи.  Основная задача учителя-логопеда ДОУ - всестороннее формирование речи дошкольника, особенно страдающего  ОНР. Если в  коррекционно – воспитательной работе  ведущая роль принадлежит логопеду, а  воспитатель является  активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, их роли меняются: учитель - логопед становится активным участником и помощником.

Если задачи воспитателя в экологическом воспитании - это формирование системы научных экологических знаний,  доступных дошкольнику, развитие познавательного интереса к природе, формирование умений и навыков безопасного для природы и ребенка поведения, воспитание бережного отношения к природе, развитие чувства эмпатии к объектам природы, формирование умений и навыков  наблюдений за природными объектами  и явлениями, воспитание  восприятие себя как части природы, формирование  навыков рационального природопользования  и  желания охранять и беречь природу, то задача логопеда – активно  поддержать в этом,   решая еще и  коррекционные задачи,  а именно, формировать звукопроизношение, развивать фонематическое восприятие, обогащать словарный запас,  преодолеть аграмматизм, формировать слоговую структуру слов, развивать связное речевое высказывание,  а также восприятие, внимание, память, мышление. Получается, что занятия воспитателя и логопед не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется на разных уровнях и многократно.

Итак, такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается,  

В своей работе я постаралась,  наряду с   традиционными   игровыми приемами, дидактическими играми, упражнениями  такими как « Назови части дерева», « Назови ласково», « С какого дерева  лист ?», « С какой ветки детки ( плоды, семена, шишки)?», « Какой лист (ствол, …)?», « Подбери слова – действия (слова – признаки)», « Назови хвойные, лиственные деревья»,  « Как называется лес из елей (берез, осин, сосен)?»  и  многие др. использовать специфические приемы,  применяемые    в области экологического воспитания, как опыты,  эксперименты, самостоятельную творческую деятельность детей (ручной труд, рисование и др.), экологические игры,   наглядное   моделирование.

Наиболее близким мне показался комплексный  тип занятий, которые позволяют  решить разные задачи развития дошкольника и строятся на разных видах деятельности, сочетание которых способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Хочу предложить вашему вниманию ряд конспектов логопедических занятий, которые сочетают в себе традиционные и инновационные формы помощи детям  с ОНР, а также  способствуют  повышению экологической культуры и помогают воспитывать  личность, любящую и сохраняющую родную природу.

Конспект  подгруппового логопедического занятия  по теме «Лес. Деревья. Бумага» (старшая группа, ОНР) Третий период обучения.

Коррекционные цели: активизировать в речи детей названия деревьев, обогатить глагольный словарь, закреплять навык образования относительных прилагательных,  познакомить с новыми для детей относительными прилагательными, закрепить изученные предлоги, упражнять в образовании предложно – падежных конструкций (существительных в косвенных падежах единственного числа с предлогом и без предлога),  развивать речевое связное высказывание. Развивать мелкую моторику ( приемами сминания и скручивания).

Коррекционно – воспитательные цели: воспитывать чувство эмпатии,  формировать  бережное отношение к  природе, лесу, деревьям,  учить взаимодействовать в команде, закреплять пространственную ориентацию.  

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций деревьев, их листьев, плодов. Рассказ воспитателя о происхождении бумаги.

Оборудование: Панно « Лес» ( магнитная доска,  обклеенная  зеленой  пленкой, к которой предлагается ряд картонных плоскостных фигурок на магнитах с изображением деревьев, кустов, травы, цветов, растений);  серия пиктограмм «Как делают бумагу; « билетики» с изображением деревьев, их плодов и листьев; магнитная доска с маркером; образцы бумаги для выставки; бросовые листки бумаги или газетные листки;

  Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Мы с вами, ребята, говорили о  предметах, которые делают из дерева. Значит, о каких?

Дети: О деревянных.

Л.: Я открою сундук. Он тоже какой? (Деревянный). В этом сундуке есть лишние вещи, сделанные из других материалов. Давайте их найдем и отложим.

Дети рассматривают содержимое и откладывают в сторону ненужное. Остаются только  вещи, сделанные из древесины.

2. Л.: Чего – то не хватает в нашей коллекции.   Догадайтесь, чего не хватает. (Дети определяют, что не хватает бумаги.)

Л.: А вы хотите пойти в музей бумаги? Если вы хотите отправиться туда, то надо получить «билетики» и ответить на вопросы: как называется дерево  и   его лист.

Логопед раздает билетики - картинки с изображением деревьев и их плодов и листьев.  Дети отвечают на вопрос и проходят в музей бумаги.

Д.: Это сосна. У сосны иголки. Эти иголки сосновые. Это липа, а лист и семена –липовые.

  3.Начало экскурсии.  Первый  экспонат - пиктограмма ( логическая цепочка « Как делают бумагу»)   Приложение № 1.

Дети  повторяют, как делают бумагу, используя пиктограммы.

Приложение №1

4. В «музее» (на столике) разложены различные виды бумаги: альбомная, газетная, папиросная, картонная, бархатная, гофрированная, промокательная, глянцевая, туалетная. Логопед знакомит детей с новыми для них видами бумаги и  образует новые для детей относительные прилагательные. Дети закрепляют уже знакомые относительные прилагательные.

5.Рассказ логопеда о том, какая раньше была бумага. Образование относительных прилагательных ( из глины – глиняная, из кожи – кожаная, из папируса ( растение, похожее на камыш) – папирусная, из бересты – берестяная).

6.Опыты на определение свойств бумаги. Дети вместе с логопедом наблюдают за свойствами бумаги, комментируют действия,  обогащая глагольный словарь  ( складывается, мнется, промокает, шуршит, режется, горит ( не демонстрирует горение, а рассказывает), скручивается,    склеивается,  гладится утюгом, красится…).

 7. Закрепление, повторение. Беседа о  бережном отношении к лесу.

Л.: Видите, ребята, как долго и сложно делать бумагу, как легко она приходит в негодность, портится. Почему надо бережно относиться к бумаге?

Д.: Потому что ее делают из дерева, а деревья растут очень долго.

Л.: Что может уничтожить лес? Чего не должны делать люди в лесу?

Д.: Лес может уничтожить пожар, вырубка. Люди не должны топтать, собирать много цветов, нельзя  ловить много бабочек, стрелять животных. Бумагу нужно беречь, а ту, что пришла в негодность, можно использовать для поделок.

8. Развитие мелкой моторики. Изготовление  жуков приемом сминания  и скручивания бумаги.  Дети сминают бумагу в объемный шарик, а усики делают приемом скручивания.

9.Подвижная  игра - образ. 

Дети слушают рассказ логопеда и  выполняют движения.

Представьте себя деревом. Вот оно совсем маленькое. ( Дети сидят на корточках, согнувшись). На него падают солнечные лучики, и оно растет, тянется к солнцу ( Дети встают на носочки, тянутся вверх). Затем оно подросло, окрепло ( Дети ставят ноги на ширину плеч, руки в разные стороны). На него дул ветерок, оно наклонялось, клонилось в разные стороны( Дети выполняют наклоны из стороны в сторону, вперед и назад). Но вот пришел человек с топором, стал рубить дерево ( Делают рубящие движения руками).  Дереву больно. Оно плачет, страдает ( Дети мимикой изображают страдание, плач дерева). А другой пришел и развел костер.( Дети показывают, как дереву плохо, жарко). Как поведет себя дерево? Каковы его чувства? Вам жалко дерево? Покажите, как оно выздоровело и стало быстро расти, радуясь ветру, солнцу, дождю ( Дети мимикой и движениями показывают).

10. Образование предложно – падежных конструкций. Счет слогов в словах.

 Л.: Ребята, посмотрите,  каким стал наш лес после прихода лесорубов, пожара.( Логопед выставляет магнитное панно «Лес», на котором картонные плоскостные фигурки пеньков, обугленных бревен) . Куда же поползут наши  жуки, если лес погиб? Что должны сделать люди, когда срубят дерево или лес сгорит?

Д.: Должны посадить деревья, кусты.

Л.: Правильно! А без чего не может быть леса? Называйте одно дерево или растение.

( Родительный падеж единственного числа с предлогом без).

Д.: Без березки, без куста, без сосны….и т.д..

Л.: Давайте  же посадим в нашем лесу  деревья, кусты, растения,  но сначала те,  в названии которых один слог, затем те, где два слога, затем те, в названии которых три слога и т.д..

Дети берут с подноса раздаточный материал ( по одному предмету) и комментируют свои действия, помещая фигурки на магнитное панно.

Д.: Сначала посадим дуб, куст,  так как в слове один слог,  липу ( сосну, елку, …), так как в слове два слога, потом березу, рябину, ромашку, так как в словах три слога.

Л.: Чем мы засадили лес сначала? А чем потом? ( Дети называют названия в Творительном падеже).

 Л.: Что мы видим в лесу? ( Винительный падеж)

Д.: Мы видим березу, гриб,  кустик…….

Л.:  Теперь в такой большой чудесный лес можно отпустить туда  жуков. ( Дети помещают на панно свои поделки).

11.Закрепление предлогов. Игра « Прятки в лесу».

Л.: А теперь ваши  жуки  хотят поиграть. Спрячьте их в разные места в лесу прокомментируйте, куда спрятали.

Дети помещают  жуков  в разные места: под дерево, над деревом, в кустик и т.д.и комментируют свои действия.

Д.: Мой жук под елкой, мой жук за рябиной..и т.д..

12.Итоги занятия.

 Л.: Молодцы! А какие добрые дела мы сегодня совершили? Где побывали? Как нужно обращаться с лесом, деревьями? Покажите дома своих жуков и расскажите, почему надо охранять лес.

  Конспект подгруппового логопедического занятия по теме « Путешествие по экологической дорожке». (подготовительная к школе группа, ОНР)

 Коррекционные цели: Упражнять в составлении слов из заданных слогов;  в составлении предложения к заданной схеме; закреплять навыки образования родственных слов;   графические навыки, ориентировку на листе бумаги; развивать внимание, память, мышление;

 Коррекционно – воспитательные: учить взаимодействовать в команде, договариваться, развивать чувство эмпатии, воспитывать бережное отношение к лесу, деревьям.

Оборудование: Групповая комната, физкультурный или музыкальный зал, или же занятие можно провести   на  натуральной экологической дорожке (примерный план дорожки см.в Приложении 2); искусственные деревца; большая мягкая игрушка Гриб; «экологическая дорожка» ( выложена из маленьких обручей, на протяжении которой находятся ориентиры: деревце,  бревнышки, ёлочки, пенек ;  бумага в клеточку, карандаши;  корректурная проба (см. Приложение 3); фанерные или картонные плоскостные фигурки бревен ( 4 шт.),  на каждом из которых обозначения:  слова-предмета, слов-признаков, действия  для составления предложений; бумажные листочки с петелькой ; искусственные ёлочки с картонными шишками, на каждой из которых слог ( не, шу, ми, со, ри, гу,би,  ру, би); серия сюжетных картинок- пиктограмм ( см. Приложение 4); деревянный пенек; шоколадные шишечки;  « волшебное дерево» с висящими на нем одинаковыми  картинками ( от 2 до 5 одного вида);  природный материал.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед собирает детей на ковре.

Логопед: Ребята, у нас в гостях  Грибок - лесовичок, он   хочет  провести вас по экологической дорожке.( Дети вспоминают, что воспитатель рассказывал об экологической дорожке, как совершали экскурсию, за  чем наблюдали ). Вы хотите отправиться в  путешествие?

Дети: Да, хотим!

2.Л.: Без чего нельзя идти в дальний путь?

Д.: Без компаса, без карты.

Л.:  Сейчас мы  сделаем карты - путеводитель, чтобы не заблудиться в дороге.

Дети садятся за столы и выполняют под диктовку логопеда графический диктант.

Л.: Из точки  от грибка две клеточки вверх,  три клеточки вправо,  четыре клеточки вниз, две вправо, две вниз,  три  вправо.

Дети  выполняют  графический диктант.

Л.: Молодцы! Теперь можно смело отправляться в дорогу, мы не заблудимся.

Дети берут карты и выходят в центр группы ( музыкального или физкультурного зала или на улице, где есть экологическая тропа), где в нужном порядке выложены обручи   как на карте. Примерный план дорожки см. в Приложении 2 .

Приложение №2

 Грибок стоит в начале дорожки. Дети встают рядом. Затем делают два шага как по карте.  Оказываются у ориентира – березки.

3.Л.: Ребята, посмотрите, на деревце висит картинка. Что  на ней?  

Д.: Лес.

Л.: Какой бывает лес?  

Д.: Лиственный, хвойный, смешанный.

Л.: А с нашего деревца кто-то сорвал   листочки. Что происходит с деревом, если сорвать все листики?

Д.: Дерево погибнет.

Л.:  К счастью, у нас необычное дерево. Мы на него вернем листочки, если выполним  следующее задание. Придумайте семейку слов к слову «лес».

Дети называют слова:  лесной, лесник,  лесничий, подлесок, лесок, Лесовичок, лесовоз, перелесок, лесополоса, лесоруб.  Придумав слово, вешают листочек на дерево. Дерево покрывается листьями.

Л.: Молодцы! Теперь наша березка не погибнет, а украсит собой лес.

4. Далее дети делают три шага по карте и оказываются у ориентира - ёлочек с шишками, на каждой из которых слоги.

Л.: Посмотрите,  какие на ёлках шишки со слогами,  соберите из этих слогов слова  о том, чего нельзя делать в лесу. Дети складывают  слоги и читают слова: не ру-би, не со-ри, не гу-би, не  шу-ми.  

5.Л.: Чтобы хорошо запомнить, чего нельзя делать в лесу, выполните задание Грибка. Логопед раздает листки с заданием (типа корректурной пробы) см. Приложение 3. На  листке  надо зачеркнуть одной линией ёлку, двумя линиями - костер, грибок обвести в квадратик, а цветок – в кружок (по образцу). Дети рассматривают задание, повторяют, чего нельзя делать в лесу ( рубить деревья без разрешения лесника, не жечь костры, не рвать много цветов и грибов).

Приложение № 3.

6.Дети далее отсчитывают шаги и подходят к разрушенному мостику.

Л.: Посмотрите, все бревна разбросаны, мостик испортился, мы не сможем перейти через  ручеек. Давайте соберем бревна по размеру от самого тонкого к самому толстому, и получится мостик.

Дети выполняют задание, складывая на полу по толщине «бревна» и получается схема предложения:                    ,                                                   .      

Л.: Молодцы! По нашему мостику можно пройти, если придумаете предложение.

Дети составляют предложения: « Большой гриб растет. Березовый листик лежит» и др., проходят по мостику.

7.Согласование существительных и числительными.

 Дети делают два шага и оказываются у «волшебного дерева», на котором «растут» (висят) различные  картинки. Каждому предлагается выбрать одинаковые предметы и посчитать их.

Д.: У меня  куклы. Одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол.

Д.: У меня шары. Один  шар, два шара, три  шара, четыре  шара, пять  шаров и т.д..

8.Дети считают шаги, подходят к следующему ориентиру  - пеньку с  картинками.

Л.:  Рассмотрите картинки и разложите  их так, чтобы   стало понятно, что было в начале истории, середине и в конце .см. Приложение № 4.

Приложение № 4

Дети составляют рассказ. Сначала по цепочке рассказывают 2-3 человека, затем 2-3-целиком весь рассказ.

9.Сюрпризный момент.

Дети подходят к концу дорожки, отсчитав шаги.

Л.: Молодцы, вы прошли всю дорожку. Грибок благодарит вас за помощь и дарит вам шоколадные шишечки. Давайте тоже сделаем грибку подарки. Дети делают из природного материала поделки.

10.Итог занятия.

Где мы побывали?

Что такое экологическая дорожка?

Почему надо беречь лес?

Список литературы.

1.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн.2. М.: ТЦ Сфера, 2006.

2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.:« Детство-пресс», 2006.

3.Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие/ Под ред. С.Н.Николаевой. М.: Педагогическое общество России, 2007. 4.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).СПб.: СОЮЗ,1999.

5.Ткаченко Т.А.Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: «Издательство  ГНОМ  и Д», 2003.

6.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: « Издательство ГНОМ и Д», 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ

Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК  и ППРО И...

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале лексической темы « Лес. Деревья»

Основным проводником экологического  образования  в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в  коррекционно – развивающей работе  ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, ...

Конспект занятия "Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР".

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР....

Роль учителя- логопеда в экологическом воспитании дошкольников.

В статье описан опыт работы учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников....

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольниковС ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа...

«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».

laquo;Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи»....