«Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с нарушениями речи»
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ознобкина Людмила

Опыт работы по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы по теме23.43 КБ
Файл Мастер-класс391.85 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд      Уважаемые коллеги , хочу поделиться с вами опытом работы по теме

 «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с нарушениями речи»                                                        

2   слайд                                                                     Природа – это богатейшая кладовая,

                                                               неоценимое богатство для интеллектуального,

                                                               нравственного и речевого развития ребенка.

                                                                                                       В. А. Сухомлинский

3    слайд                 Основным содержанием экологического воспитания  является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека на протяжении всей его жизни. Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, формирования основ экологической культуры.

А отсутствие собственного социального опыта делает детей в этом возрасте  весьма податливыми на воспитательные воздействия. От целенаправленной  и систематической работы зависит дальнейшее укрепление интереса к природе, развитие нравственно- эстетических чувств, а также предупреждение бессердечного отношения к живому.

Основная цель экологического воспитания: научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимать сущность взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формировать умение управлять физическим и психическим состоянием.

4 слайд              Задачи экологического воспитания:

  • Специфика работы воспитателя в группах , где есть дети  с нарушениями речи состоит в том, что педагог решает не только общеобразовательные, но и коррекционно – воспитательные задачи.
  • Основная задача учителя-логопеда ДОУ - всестороннее формирование речи дошкольника, особенно страдающего общим недоразвитием речи (ОНР).
  • У таких детей отмечается недостаточность словарного запаса, частое использование в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста.
  • Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение) .
  • Если в коррекционно – воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, роли педагогов меняются: учитель-логопед становится активным помощником и участником.

5 слайд              Методы экологического воспитания:

Как же организовать деятельность воспитанников с ТНР  по изучению окружающего мира – мира природы и человека. Как сделать эту деятельность творческой, интересной и желанной для каждого ребёнка, при этом применяя знакомые нам методы и приемы?

6 слайд       Дидактические эколого-речевые игры в работе учителя-логопеда:   

 Мне помогают в моей работе дидактические эколого-речевые игры.

Например  игра : «Хорошо-плохо», «Кто что ест», «Узнай по контуру».

7 слайд             Для снятия утомления, напряжения проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания. Широко используем в работе природный материал: шишки, ракушки, жёлуди, скорлупу орехов, камешки, грецкие орехи.

8 слайд              Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темы.   Рассматривая  картины  по данной теме дети учатся составлять  описательные рассказы  об отдельном предмете, явлении природы,  времени года, составление творческих рассказов из личного опыта.

Хочу поделиться интересной формой работы, которая   с успехом помогает нам в рамках экологического образования по устойчивому развитию.

9 слайд     Останавлюсь подробнее на составлении  описательных рассказов по фотографиям, картинам с проблемным сюжетом. При этом появляется отличная возможность поразмышлять с детьми над зелёными аксиомами.

 Например:

…Считаться с тем, что есть границы дозволенного природой,

…Оглядываться на свой экологический след, учиться «зелёному потреблению».

10 слайд    Сейчас вы услышите интервью детей логопедической подготовительной группы, которое мы взяли, размышляя над иллюстрацией «Дети моют планету».

11 слайд   Предлагаю вам побыть в роли детей и поразмышлять:

 

 - Почему Земной шар такой грустный?

  - Как вы предлагаете помочь ему?

  - Как вы понимаете слова природе нужен доктор?

  - Кто может помочь Земле?

Спасибо за участие!

12 слайд        

 Особое место в  работе  мы уделяем  совместной деятельности детей и их родителей

  • на стенде вывешивается информация о лексической теме недели (обогащение словаря, список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи) ;
  • тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года;
  • экологический конкурс, например «Буквы из всего» с использованием бросового и природного  материала , «Книжка-малышка» (загадки, стихи, рассказы, рисунки о каком-то времени года) ;
  • консультация для родителей: «Игры на кухне», «Речевые дидактические игры экологического содержания», «Развиваем пальчики, развиваем речь»

Наиболее продуктивной формой работы по формированию экологического мировоззрения дошкольников  является организация конкурсов плакатов, рисунков, поделок, фотографий, сказок. При этом стараемся использовать лексические темы наших занятий.

13 слайд

В этом учебном году в детском саду прошли выставки поделок из природного материала и рисунков «Осень золотая», «Птица счастья», « Зимушка – хрустальная», «Парад снежинок», «Буквы из всего».

Родители очень активно приняли участие в изготовлении  рисунков, аппликаций и поделок, использовали  разнообразные техники творчества, проявили всю свою фантазию и творчество.

Они оказали нам неоценимую помощь и в подготовке  семинара.

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению педагогов, родителей и детей, позволяет охватить большой круг воспитанников, даёт возможность детям и родителям совместно трудиться и создавать. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

 Дети получают возможность поразмышлять о своих чувствах, высказать собственное мнение , развивается умение видеть удивительное в природе, наблюдать и находить что-то особенное и необычное в окружающем нас мире.

14 слайд

В заключении мне хочется сказать, что только совместными усилиями мы можем  укрепить интерес наших воспитанников к природе, развить  у них нравственно- эстетические чувства, а также предупредить бессердечное отношение детей к живому.

Приглашаем к сотрудничеству!



Предварительный просмотр:

Мастер- класс для родителей детей логопедических групп:

«Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»

                       

      МБДОУ Детский сад № 10 «Теремок»

                                                                    Г. Гурьевск Кемеровской области

                                                             Ознобкина Людмила Анатольевна

                                                                    Учитель – логопед

Дошкольный возраст – важный этап  в развитии экологической культуры.

 В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из  окружающей среды, учиться жить в согласии с природой. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой. Поэтому в своей работе мы часто используем   артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику с экологическим содержанием, что хорошо знакомо и интересно детям.

Цель моего мастер-класса: показать, какие формы работы и приёмы с экологическим содержанием можно использовать для развития артикуляционной, пальчиковой моторики и дыхания.

И сегодня вашему вниманию мы представляем то, что мы успешно используем в своей работе.

Дыхательные упражнения.

Возьмите, пожалуйста, снежинки, бабочки, листики на нитках в руку.

Такие пособия можно использовать с разной целью.

-для развития длительной воздушной струи. Ребёнку даём инструкцию:

Держи перед собой и вдохни воздух носом, а теперь плавно выдохни через рот. Щёки не раздуваем, губы трубочкой.

     - для развития силы выдоха. Ребёнку даём инструкцию:

«Держи перед собой и вдохни воздух носом, а теперь резко выдохни через рот. Слышится: Па!»

     Пальчиковые упражнения.

Все мы знаем, что речевая работа связанная с моторикой идёт более успешно. Широко используем в работе природный материал: шишки, ракушки, жёлуди, скорлупу орехов, камешки, грецкие орехи.

Например на этапе автоматизации звуков. Закрепление звука  Ш.

Катаем шишку и проговариваем:

Шура в школу шла, шла, Шура шишечку нашла,

Шелуха шершавая, видно шишка старая.

А ещё сжимание и перекладывание из одной руки в другую:

Если как Мишутка сильным хочешь стать,

Надо эту шишку сильно, сильно сжать.

Правая, левая, правая, левая.

1,2,3,4,5 начинай считать опять.

1,2,3,4,5, мы закончили играть.

Мы создали в кабинете Центры круп, в которых находятся различные виды круп. Для чего?

При помощи круп мы с детьми рисуем, выкладываем узоры на пластилине, на бумаге, сортируем, угадываем с закрытыми глазами, перекатываем пальцами одной руки два ореха или камушка. Всё это оказывает тонизирующее и оздоравливающее действие. Часто делаем это проговаривая стихи, чистоговорки.

Нами была  изготовлена  игра «Накорми Колобка». 

Детям очень нравиться это занятие. Предлагаю вам тоже поучавствовать.

Можно предложить разные задания:

- дать инструкцию, какого Колобка чем кормить;

- для автоматизации звуков. Например, называем слово с определённым звуком и кладём семечку в рот Колобку;

- при работе по лексической теме;

Для развития связной речи и обогащения словаря используем в своей работе сказки – связки. Предлагаю совместно составить рассказ по опорным картинкам- схемам, закрепляя свистящие звуки в тексте.

Примерный текст сказки – связки « Весна  в лесу»:

1. Пришла  весна  в лес
2. Под 
солнцем снег растаял, выросла трава, подснежники. 
3. На деревьях появили
сь зеленые листочки. 
4. Пти
цы прилетели в лес
5. В ле
су птицы строят гнезда. 
6. В гне
здах птицы высиживают яйца. 
7. И
з яиц появляются птенцы. 
8. Пти
цы кормят (дают) птенцов гусеницами, жуками, ягодами. 
9. Просыпаются звери в лесу. 
10. Пти
цы и звери рады весне

1

Пришла

весна

в

лес

2

под

солнцем

снежинка снежинка снежинка

растаял

выросла трава

подснежники

3

на

дерево 
дерево дерево

зелёная

листва

4

птицы

летят

в

лес

5

в

лесу

птицы

строят гнёзда

6

в

гнезде

птицы

высиживают

яицо яицояицо 

7

из

яицо 
яицо яицо

птенцы

8

птицы

кормят

птенцы

гусенцы жуки

ягоды

9

просыпаются

звери

в

лесу

10

птицы

звери

рады

весне

Таким образом, благодаря  использованию в своей работе экологического содержания, игр с природным материалом  расширяется кругозор детей, обогащается словарный запас,  в игровой форме развивается речь детей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...

Перспективное планирование по «Экологическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения и речи в старшей группе»

Календарно-тематическое  планирование на 2021-2022 учебный год №Тема занятияСодержание занятияЗадачи занятияСЕНТЯБРЬ1  «Вода –источник жизни»...