Презентация "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи"
презентация к занятию (развитие речи, старшая группа) на тему

Кондрашова  Лариса  Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы для детей с нарушениями речи Учитель-логопед Маркина О.И. Воспитатель логопедической группы Кондрашова Л.Н. МБДОУ № 5 «Семицветик» г. Протвино

Слайд 2

В нашем детском саду функционируют две группы для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями в речевом развитии Помещения оформлены в соответствии с рекомендациями по созданию речевой среды в группах коррекционной направленности для наиболее полной логопедизации педагогического процесса.

Слайд 3

Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей. Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков.

Слайд 4

Многие из коррекционных задач решаются нами совместно. Развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи.

Слайд 5

Вместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатели присутствуют на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи.

Слайд 6

В основе слаженной работы учителей-логопедов и воспитателей лежат следующие принципы: Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи

Слайд 7

Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках Взаимопосещение занятий Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы Консультации «Логопедическая гостиная» Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы Взаимодействие логопедов и воспитателей в разработке тем по самообразованию Совместный выпуск газеты для родителей о детях «Семицветик»

Слайд 8

Газета освещает события, происходящие в нашем детском саду. Способствует распространению знаний и обмену опытом между участниками коррекционного воспитательно-образовательного процесса.

Слайд 9

Тематика бесед «Логопедической гостиной» Сентябрь. Итоги диагностики, планирование работы на учебный год. Октябрь. Формирование речевого дыхания. Ноябрь. Использование самомассажа в коррекции речи. Декабрь. Развитие монологической речи и творческого воображения детей посредством сочинения сказок. Январь . Формирование лексико-грамматических категорий детей посредством дидактических игр. Февраль. Обогащение словаря детей в процессе их социально-эмоционального развития. Март. Совершенствование диалогической речи дошкольников посредством драматизации русских народных сказок. Апрель. Эти трудные звуки. Май. Подведение итогов коррекционной работы.

Слайд 10

«Логопедическая гостиная» В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы учитель-логопед знакомит педагогов с перспективным планом, уточняет наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Слайд 11

В рамках «Логопедической гостиной» были опробованы, а теперь применяются на практике комплексы массажных мероприятий. Самомассаж мышц артикуляционного аппарата, предложенный Архиповой Е.Ф., Блыскиной И.В., Микляевой Н.В. позволяет укрепить слабую артикуляцию ребёнка, улучшить кровоснабжение, а в результате позволяет ускорить процесс постановки звуков .

Слайд 12

На физкультминутках воспитатели применяют комплексы, включающие не только самомассаж артикуляционного аппарата, но и самомассаж пальцев рук, аурикулы.

Слайд 13

Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп мы считаем совместное обсуждение итоговых мероприятий после изучения лексической темы или большого блока тем. Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.

Слайд 14

Выполнение воспитателями заданий учителя-логопеда в вечернее время В целях наиболее полной логопедизации жизни в наших группах планируем взаимодействие логопедов и воспитателей в соответствии с рекомендациями О.Гомзяк. В разработках представлена система, охватывающая все направления коррекции речевых нарушений.

Слайд 15

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Слайд 16

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с № 5 «Семицветик»  г. Протвино

« Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя группы для детей  с нарушениями речи»

Учитель - логопед  Маркина Ольга Ивановна

Воспитатель    логопедической   группы

Кондрашова Лариса Николаевна

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы для детей
с нарушениями речи

Слайд 1

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения  со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.

Слайд 2

         В нашем детском саду функционируют две группы для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями в речевом развитии. Занятия проводятся с учетом лексических тем, которые дети проходят с логопедом группы. Воспитатели постоянно пополняют, уточняют и активизируют словарный запас воспитанников, в процессе всех режимных моментов (во время дежурства, на прогулке, во время трудовой и самостоятельной деятельности детей); систематически контролируют грамматическую правильность речи детей, в течение всего времени общения с воспитанниками.     

Для осуществления данной работы, все наши коррекционные группы оснащены логопедическими уголками.

Слайд 3

Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков.  

Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей.

Слайд 4

Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.

Слайд 5

          Вместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатели присутствуют на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи.

Слайд 6

В основе слаженной работы учителей-логопедов и воспитателей лежат следующие принципы:

  1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса. 
  2. Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
  3. Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.
  4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  5. Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Слайд 7

Деятельность учителя-логопеда предусматривает:

  1. Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.
  1. Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.
  2. Коррекцию звукопроизношения.
  3. Развитие фонематического слуха.
  4. Усвоение норм лексико-грамматических категорий.
  5. Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.
  6. Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.
  7. Коррекцию нарушений слоговой структуры.
  8. Развитие просодической стороны речи.
  9. Профилактику нарушений письма и чтения.
  10. Формирование навыков послогового чтения.
  11. Совершенствование общей и мелкой моторики.

Слайд 8

Обязанности работы воспитателей логопедических групп:

  1. Обследование всех видов детской деятельности, установление соответствия их возрастной норме
  2. Создание условий, способствующих активизации речи логопатов
  3. Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программой, а также индивидуальной работы с детьми по заданию логопеда в вечернее время
  4. Систематический контроль качеством детской речи
  5. Объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления дома пройденного материала

Слайд 9

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.
  7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Слайд 10

Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп:

  1. Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время
  2. Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
  3. Взаимопосещение  занятий.
  4. Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
  5. Консультации «Логопедическая гостиная».
  6. Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
  7. Взаимодействие логопедов и воспитателей в разработке тем по самообразованию.
  8. Совместный выпуск газеты для родителей о детях «Семицветик».

Слайд 11

Эта газета  выпускается каждый квартал. В ней мы рассказываем родителям   некоторые теоретические аспекты развития и воспитания ребёнка, помещаем интересные высказывания детей, заметки родителей о семейном воспитании, рассказы воспитателей о жизни детей в группе.

Слайд 12

Важным пунктом в вопросе взаимодействия логопеда и воспитателей  мы считаем организацию и проведение ежемесячных занятий “Логопедической гостиной”. В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями.

Слайд 13

Тематика  бесед   «Логопедической гостиной»:

  1. Сентябрь.   Итоги  диагностики, планирование работы  на учебный год.
  2. Октябрь. Формирование речевого дыхания.
  3. Ноябрь. Использование самомассажа в коррекции речи.
  4. Декабрь. Развитие монологической речи и творческого воображения детей посредством сочинения сказок.
  5. Январь . Формирование лексико-грамматических категорий детей  посредством дидактических игр.
  6. Февраль. Обогащение словаря детей в процессе их социально-эмоционального развития.
  7. Март. Совершенствование диалогической речи  дошкольников посредством драматизации русских народных сказок.
  8. Апрель. Эти трудные звуки.
  9. Май.  Подведение итогов коррекционной работы.

Слайд 14

Тематика “Логопедических гостиных” охватывает все стороны взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы.

Слайд 15

В рамках «Логопедической гостиной» были опробованы, а теперь применяются на практике комплексы массажных мероприятий.

Слайд 16

На физкультминутках воспитатели применяют комплексы, включающие не только массаж артикуляционного аппарата, но и самомассаж пальцев рук, аурикулы. После дневного сна применяется плантарный самомассаж.

Слайд 17

Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.

Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп мы считаем совместное обсуждение итоговых мероприятий после изучения лексической темы или большого блока тем.   Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.

Слайд 18

В вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения. 

Слайд 19

 Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей  позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Слайд 20

Спасибо  за   внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с нарушением зрения по теме «Вся семья вместе, и душа на месте»

Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осоз...

Проект совместной деятельности учителя-логопеда подготовительной к школе группы с воспитанниками с нарушениями речи "Путешествие в Африку"

В данном материале представлен конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с спользованием оборудования ООО «ИНТОКС»....

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.

   В группе  дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предпо...

Статья "Организация совместной деятельности учителя- логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи".

В данной статье учитель-логопед ДОУ делится опытом работы по организации взаимосвязи в работе с воспитателями групп компенсирующей направленности.В материале подчеркивается важность скоординированной ...

Выступление на РМО учителей-логопедов: «Формирование мотивации на занятиях у детей с нарушениями речи».

Консультация: «Формирование мотивации на занятиях у детей с нарушениями речи»....