Взаимодействие воспитателя и учителя - логопеда в коррекционной группе для детей с нарушениями речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Шакирьянова Алина Зуфаровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya_-_logopeda_i_vospitatelya.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя и учителя – логопеда  

в коррекционной группе для детей с нарушениями речи

            Мир звуков и связной речи для маленького ребенка очень сложен, поэтому взрослые всячески должны помогать ему в развитии речи. С каждым годом рождается все большее количество детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи.

           Иногда малыши не осваивают произношение. Их речь становится малопонятной, несвязной. Это нарушает не только общение с ребенком, но и его дальнейшее обучение, развитие и воспитание. В школе такой ребенок будет испытывать трудности в учебе, сложности в общении со сверстниками и педагогами. Часто таким детям требуется помощь не только учителя – логопеда, но и других специалистов: невропатолога, психиатра, дефектолога и др.

           Причинами речевого нарушения могут быть органические или функциональные нарушения, оказавшие свое влияние до беременности, внутриутробно, во время развития плода, во время родов или после рождения.  Многих проблем в развитии детей можно избежать или, по крайней мере, смягчить их, принимая профилактические меры.

1. С момента рождения ребенка необходимо, чтобы его окружало здоровое речевое общений. Разговаривайте с ребенком, не «сюсюкая», – вы ведь даёте образец речи своему ребёнку.

2. Бывает, что маленькие дети плохо едят, отказываются от пищи, которую надо тщательно пережевывать (морковь, орехи, яблоки  т.п.), а родители, облегчая себе задачу накормить ребёнка, трут на тёрке и измельчают всё, что можно. Такой «плохой аппетит» вызван слабостью мышц речевого аппарата, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на формировании звукопроизношения. Поэтому ребёнку необходимо научиться разжёвывать твердую пищу.

3. Сопровождайте свои действия словами в разных видах деятельности. Разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте обо всем, что видите вокруг, читайте ему книги, обсуждайте прочитанное, играйте с ним, учите с ним стихи, пословицы, скороговорки.

4.  Внимательно слушайте ребенка, тем самым вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка.  

5.  Отвечайте на вопросы ребенка в доступной ему форме, не игнорируйте, ведите с ним диалог. Этим вы поможете сформировать познавательный интерес, который так необходим для приобретения новых знаний, обучения ребенка.

6.  Развивайте мелкие движения пальцев рук (мелкую моторику). Позвольте малышу как можно больше рисовать, раскрашивать, лепить, вырезать – все это поможет речи, а в будущем и письму.

7. Сведите к минимуму компьютерные игры и просмотр телевизора. Особенно, если ваш ребёнок очень активный и подвижный. Играйте с ним в спокойные игры, учите контролировать свои желания, доделывать начатое дело до конца.

 

           Для достижения положительного результата  огромное значение имеет деятельность профессионального логопеда и коррекционная работа, проводимая воспитателем в детском саду. Если возникла необходимость в логопедической помощи, следует неукоснительно соблюдать и выполнять все рекомендации и требования учителя – логопеда. Такое взаимодействие обеспечит ребёнку своевременную коррекцию речи и необходимую подготовку к школьному обучению.

          Коррекционно – развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, преемственность в работе логопеда и воспитателя.

          Непрерывная образовательная деятельность строится с учетом лексической темы, намеченной логопедом,  ее задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. И логопед, и воспитатель трудятся по двум основным направлениям:

  • коррекционно – воспитательное
  • общеобразовательное

          Логопед – специалист, который задает направление деятельности, вырабатывает и тренирует речевой аппарат, чтобы ребенок мог произносить ранее отсутствовавшие в его речи звуки или же те, которые он произносил с ошибками.                              

            Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя – логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми проводятся во второй половине дня после полдника. Во время вечерних занятий отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный учителем – логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Выполняются следующие виды упражнений:

  • закрепление поставленных звуков
  • произношение слогов, слов, предложений
  • повторение чистоговорок
  • упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
  • активизация связной речи в беседе по лексической теме

            Центральное место в работе по коррекции нарушений речи конечно же  принадлежит логопеду, а воспитатель всячески поддерживает его деятельность и помогает детям легче и быстрее усваивать новые знания и умения.

            От воспитателя коррекционной речевой группы требуется не только отличная профессиональная подготовка, но он сам должен иметь четкую, грамотную речь. Именно от него зависит и создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. В процессе воспитания воспитатель организует возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

            Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении. Это возможно на основе знаний воспитателем возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

            Таким образом, система поэтапного логопедического воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса позволяет объединить и направить все виды деятельности на совершенствование формируемых речевых навыков у детей с нарушениями речи в условиях детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО

В данной статье рассмотрена важность и продуктивность взаимной работы воспитателя и логопеда в борьбе с нарушениями речи у детей...

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....

Самообразование учителя-логопеда «Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи»

Цель :повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности в развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи....