Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО
статья по коррекционной педагогике

Кузьмина Татьяна Анатольевна

В данной статье рассмотрена важность и продуктивность взаимной работы воспитателя и логопеда в борьбе с нарушениями речи у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vospitatelya_i_uchitelya.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО

     В настоящее время всё больше и больше детей в большей или меньшей степени страдают от нарушений речи. Причинами этих нарушений могут быть как биологические, так и социальные факторы.

   И поэтому вопрос о взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей является актуальным и крайне важным. К сожалению, не во всех дошкольных образовательных учреждениях это взаимодействие реализовано на должном уровне, иногда бывает трудно скоординировать работу логопеда и воспитателя.

    Итак, давайте же посмотрим, как  воспитатель и учитель-логопед могут продуктивно взаимодействовать для решения общей проблемы коррекции речи у детей в ДОО.

    На начальном, так называемом диагностическом, воспитатель наблюдает за ребёнком в различных видах деятельности, сообщает о своих наблюдениях, логопеду. Также воспитатель может сообщить сведения о раннем развитии ребёнка и условиях его семейного воспитания, если обладает таковыми. Логопед же проводит ежегодное комплексное обследование, результаты которого отражаются в речевой карте.

    Затем наступает следующий этап работы- коррекционный. На данном этапе роль как воспитателя, так и логопеда крайне важна. Логопед проводит коррекционные занятия по формированию правильного звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий и связной речи; дает рекомендации по планированию занятий с учетом лексических тем, изучаемых в данный период. Воспитатель уделяет внимание развитию познавательной активности и познавательных интересов у детей. Особое внимание уделяется развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации. Крайне важным на этом этапе является использование воспитателем в течение дня различных видов гимнастики: артикуляционной, пальчиковой, дыхательной. На данном этапе воспитатель осуществляет контроль за речью детей на всех видах занятий и во время режимных моментов. Немаловажным является взаимодействие воспитателя с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

    Ещё одним неоценимым вкладом воспитателя в работу по коррекции речи является закрепление, по заданию логопеда, речевых навыков на индивидуальных занятиях.

     Также можно выделить ещё один крайне важный этап в коррекционной работе с детьми. Это профилактический этап. В рамках этого этапа воспитатель организует предметно-развивающую среду, которая в максимальной степени должна соответствовать возрастным и речевым потребностям детей, особенно находящихся в группе риска по формированию речевых нарушений. Логопед на данном этапе может и должен давать рекомендации по обогащению предметно-развивающей среды.

     Таким образом, тесное и продуктивное сотрудничество, а также чёткое распределение обязанностей между двумя педагогами позволяет:

- в значительной мере повысить эффективность коррекционно-воспитательной работы по устранению речевых дефектов в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- исключить повторение воспитателем занятий учителя-логопеда;

- подготовить детей к школьному обучению, социализировать их, преодолеть речевые и психомоторные нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.

Взаимосвязьучителя-логопеда  и  музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи....

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

Педагогический проект "Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта"

кинезиокоррекционные методы и приёмы  в  работе с дошкольниками,  направленные на ускорение коррекции речевых нарушений....

Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

    В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми  с нарушен...

Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в процессе коррекционной работы с детьми.

Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализаци...

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности...