Педагогический проект "Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта"
проект (подготовительная группа) по теме

Федоренко Майя  Владимировна

кинезиокоррекционные методы и приёмы  в  работе с дошкольниками,  направленные на ускорение коррекции речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад « Теремок»

Педагогический проект

“Использование методов  кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта»

Разработала: учитель-логопед

Федоренко М.В.

г. Северобайкальск

2014г.

Актуальность

      В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. Самую многочисленную группу - до 60% от всех дошкольников - сегодня составляю дети с  проблемами речи и недоразвитием психических процессов.

В связи с увеличение  количества детей со стёртой дизартрией, поступающих на логопункт детского сада, как правило, часто болеющих  возникла необходимость использования таких технологий,  которые были бы направлены не только на коррекцию устной речи детей, а также на нормализацию  их  психического и физического состояния.  

       Выраженная либо рассеянная неврологическая симптоматика у детей со стёртой дизартрией  проявлялась, прежде всего, в двигательных расстройствах: изменениях мышечного тонуса, нарушении координации движений, нарушении равновесия, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Возросло число эмоционально лабильных детей, даже незначительные затруднения вызывают у них смену настроения, раздражительность, плаксивость. С психологической точки зрения у многих  воспитанников отмечалась эмоционально-волевая незрелость, нарушения внимания, памяти, познавательной деятельности, коммуникативные трудности. Соматическая ослабленность детей, влекла за собой многочисленные пропуски  по болезни, которые значительно задерживали процесс коррекции нарушений речи ребенка.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи   у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.        

В соответствии с  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье дошкольников отнесено к приоритетному направлению государственной политики.

    Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

      Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.  Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах,  организовывать занятия интереснее и разнообразнее, оптимизировать работу в условиях логопункта. Одним из таких методов является кинезиологическая гимнастика.       

        Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Известно, что двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Развивая двигательную сферу, моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы А.Р Лурия, В.М Бехтерева, А.Н. Леонтьева, П.Н. Анохина доказали влияние макро- и микромоторики на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.

Проект: “Использование методов  кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта»

Цель  проекта – коррекция речевых нарушений кинезиологическими методами у детей со стёртой дизартрией.

Задачи проекта:

1. Выявить уровень сформированности речи,  общей и мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией.

2. Использовать кинезиокоррекционные методы в  работе с дошкольниками с различной патологией  направленных  на ускорение коррекции речевых нарушений.

З.Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда   через сотрудничество с педагогами.

4. Повысить заинтересованность родителей  в результатах коррекционно-воспитательной работы с детьми и привлечение к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе.

Принципы реализации проекта:

В основе используемых при реализации проекта коррекционных технологий лежат следующие принципы:

-  принцип научности - проведение научно обоснованных и практически апробированных методик, направленных на укрепление здоровья и развития речи;

- принцип информационной достаточности – обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приёмами и методами, которые могут быть применены в процессе работы;

-  принцип природосообразности – отношение к человеку как к части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;

-  личностно-ориентированный подход - при взаимодействии с участниками процесса;

-  деятельностный подход. Деятельность- основа, средство и решающие условие развития личности.

- принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному

- принцип систематичности непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

-принцип наглядности -  является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Методы и  приемы:

Отбор кинезиологических методов и приемов и их использование в работе с детьми определяется:

  • возрастными и индивидуальными возможностями детей с нарушениями речи;
  • их интересами и склонностями;
  • уровнем подготовки;
  • особенностями и степенью отклонений в их развитии;
  • спецификой воздействия каждого из видов;
  •  мастерством педагога, уровнем овладения специальными педагогическими технологиями.

Кинезиологические методы и приёмы

Где реализуется

Растяжки

 Дыхательные упражнения

Глазодвигательные упражнения

Телесные упражнения

Упражнения для развития мелкой моторики  

Релаксационные упражнения

-На подгрупповых и индивидуальных занятиях (как часть занятия)

- Игра в  речевом уголке с занимательными упражнениями (пальчиковая гимнастика).

- Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности.

- свободная деятельность

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
  • Массаж – воздействует на биологически активные точки. 
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения

Условия выполнения методов и приёмов

  • Кинезиологическая гимнастика проводяится утром, в течение дня по необходимости, длительностью 5-15 мин.;
  • Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
  • Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей). Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

База работы:      МБДОУ ЦРР- детский сад «Теремок»                                                                  

Масштабность проекта:     проект реализовывается на базе дошкольного учреждения с воспитанниками старшего дошкольного возраста (5,5-7 лет).

Формы: индивидуальная, подгрупповая.

Сроки и реализации проекта: сентябрь- май (ориентировочно 1 год)

 Участники проекта: логопед, дети, родители, воспитатели, узкие специалисты.

                                       

Ресурсное обеспечение проекта

Техническое обеспечение

Материалы и программы

Финансовое обеспечение

Кадровое обеспечение

- компьютер

- принтер,

 - цифровой фотоаппарат,

 - музыкальный центр,

 -фонотека аудиомузыкальных произведений,

- спортивный и музыкальные залы,

- кабинет логопеда

- Нормативно- правовые документы, регламентирующие педагогический процесс.

- Сиротюк А.Л. Коррекция  развития интеллекта дошкольников; Москва, 2000г.

- Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

- Картотека  пальчиковой гимнастики.

- бюджет дошкольного образовательного учреждения;

- добровольная

спонсорская помощь

учитель-логопед,

воспитатели

узкие специалисты

- музыкальный руководитель,

- инструктор по физическому воспитанию

-  воспитатель по изобразительной деятельности

 

       

Система реализации проекта

Работа с родителями

Работа с педагогами

Логопед

1.  Наглядная информация в родительском уголке.

Составление памяток.

2. Тематические родительские собрания

3. Занятия-практикумы по кинезиологическим упражне-ниям.

4. Индивидуальные консуль-тации.

1. Тематический педсовет

2. Самообразование

3. Создание в речевых уголках группы картотеки упражнений по развитию мелкой моторики рук.

1. Накопление и обобщение педагогического опыта по данной проблеме.

2. Организация совестного плана работы с педагогами ДОУ по кинезиокоррекции.

Предполагаемые риски

Риски

Минимизация рисков

Пропуски занятий  детьми (по болезни, другим причинам).

Закаливание, проведение мероприятий по оздоровлению детей

Низкая мотивация родителей в реализации коррекционно-развивающего процесса.

Проведение собраний, семинаров - практикумов, консультаций

Инертность мышления некоторых педагогов.

Ведение разъяснительной работы между педагогами, обучение новым технологиям здоровьесбережения.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Действия

сроки

результаты

Подготовительный

(диагностический)

1. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.

2.Диагностика речевого, двигательного, интеллектуального развития детей.

3. Проведение диагностического обследования в форме индивидуального тестирования с целью выявления первоначального уровня тонкой моторки.

4.Заполнение тестовых карт, составление сводных таблиц диаграмм

Анализ полученных результатов обследования.  

5.Изучение методической и научной литературы.

Сентябрь

Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития детей, нуждающихся, в логопедической поддержке, определение основных направлений работы с каждым из них.

Подготовительный

(диагностический)

6. Подбор программно-методического обеспечения.

7. Подбор методического и дидактического материала необходимого для реализации проекта.

8. Составление план-графика  реализации проекта.

9. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

10.Организация и проведение семинаров, родительских собраний для родителей, с целью привлечения к активному участию в коррекционно- педагогическом процессе с использованием методов кинезиологии.

Сентябрь

октябрь

1.Развивающая кинезиологическая программа А.Л. Сиротюк  для дошкольников.

2. Проба Н.И. Озрецкого на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь», степень сохранности примоторной зоны, проба на пальцевый гнозис и праксис, иследование орального праксиса, речевой вариант пробы Хеда.

Повышение уровня педагогической компетентности, воспитателей родителей.

Практический

1.Подбор методов кинезиокорекции с учётом диагностических данных

2.Организация предметно-развивающей среды для формирования моторных функций:  общей и мелкой моторики рук в образовательной и самостоятельной деятельности детей, включающую: таблицы, схемы, карточки для  последовательного выполнения кинезиологического упражнения.

 3. Осуществление коррекционно- образовательного процесса: проведение подгрупповых и индивидуальных занятий.

4. Совместное проведение занятия с узкими специалистами - инструктором по физическому воспитанию, воспитателем по изобразительной деятельности, музыкальным руководителем, психологом.

5.Составление совместно с  воспитателями и другими специалистами ДОУ плана работы по преодолению речевых нарушений с использованием кинезиологических упражнений.

6.Вовлечение родителей в совместное взаимодействие, сотрудничество.

7.Проведение совместного обучающего семинара-практикума для родителей по сенсомоторному развитию и оказание консультативной помощи родителям;

8.Презентация хода реализации проекта на педагогическом совете образовательного учреждения.

Октябрь-апрель

Расширение коррекционно- развивающего пространства.

Коррекция речи, общей и мелкой моторики, развитие психических процессов.

Проведение целенаправленной и систематической работы по общему и речевому развитию дошкольников.

Активизация родителей в вопросах общего и речевого развития дошкольников с использованием кинезиологических упражнений.

Аналитический

1.Диагностическое (итоговое) обследование детей.

2.Анализ результативности работы.

3.Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми результатами.

4.Оценка эффективности использования кинезиологических упражнений.

5.Представление опыта работы в рамках образовательного учреждения.

май

 

Формирование банка методических разработок.

Анализ данных диагностики.

Диссеминация педагогического опыта.

                                                                

Предполагаемые (ожидаемые) результаты

  1. Осуществление коррекции у детей со стёртой дизартрией имеющихся нарушений в речевой, двигательной, моторной, эмоционально-волевой сферах.
  2. Повышение  эффективности коррекционной работы учителя-логопеда   через сотрудничество с педагогами.
  3. Успешное формирование предпосылок к успешной адаптации  к новой социальной среде (обучение к школе).
  4. Создание информационного банка методических рекомендаций по применению кинезиологических методов в коррекционно-педагогическом процессе для педагогов и родителей.
  5. Активное участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе по общему речевому развитию дошкольников.
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Возможные способы диссеминации педагогического опыта по реализации проекта:

  1. Представление опыта работы в рамках образовательного учреждения, муниципальных методических объединений.
  2. Публикации в печатных и электронных СМИ
  3. Отчёты на родительских собраниях.

Список используемой литературы:

Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учётом психофизиологии» Творческий центр «Сфера», Москва 2001

Сиротюк А.Л. «Коррекция  развития интеллекта дошкольников» Москва 2000г.

Сиротюк А.Л.  Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА...

Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.

Взаимосвязьучителя-логопеда  и  музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи....

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО

В данной статье рассмотрена важность и продуктивность взаимной работы воспитателя и логопеда в борьбе с нарушениями речи у детей...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности...

Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения в условиях логопункта

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья,обусловленными нарушениями зрения...