План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии на тему

Мякишева Виктория Игоревна

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 57

г. Челябинска

План работы

по активному включению семьи

в процесс коррекционной работы

с детьми с нарушениями речи

Составила:

учитель-логопед I категории

Мякишева В.И.

2015

I этап – формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности логопеда и семьи.

Задачи: создание положительной мотивации у семьи по преодолению дефектов речи их ребёнка, стимуляция общения родителей с ребёнком через консультирование.

Месяц

Тема

Форма работы

Цель

Сентябрь

1-я и 2-я недели

«Давайте познакомимся»

Анкета № 1 (изучение особенностей развития ребёнка).

Анкета № 2 (оценка уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития)

Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей.

«Общее недоразвитие речи – причины»

«Стёртая форма дизартрии»

«Основные направления коррекционной работы на учебный год»

«Наблюдаем за ребёнком»

Родительское собрание. Лекция.

Индивидуальный лист развития.

Оформление информационного стенда.

Познакомить родителей с понятиями – ОНР, стёртая форма дизартрии.

 Познакомить родителей с ходом коррекционной работы на учебный год, определить цели и задачи коррекционного обучения, дать представление о формах и методах обучения детей.

Составить для родителей  план наблюдения за ребёнком.

3-я неделя

«Я и мой ребёнок»

Самоотчёт родителей.

Индивидуальные консультации.

Речевые профили детей.

Экран звукопроизношения.

Альбом «памяток».

Обсудить с родителями результаты наблюдения за ребёнком. Познакомить родителей с результатами диагностики детей и планом индивидуальной работы.

4-я неделя

«Наш веселый язычок»

Лекция.

Выполнение артикуляционной гимнастики родителями с детьми.

Практическое задание «Придумать с ребёнком свою историю про язычок». Альбом «памяток».

Объяснить родителям важность выполнения артикуляционных упражнений  при стёртой форме дизартрии.

Познакомить родителей с видами и способами выполнения арти-куляционных упражнений, видами комплексов артикуляционной гимнастики.

II этап – последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению дефектов речи.

Задачи: обучение родителей некоторым коррекционным приёмам работы с ребёнком в семье.

Октябрь

1-я неделя

«Выполняем рекомендации логопеда»

Консультация.

Изготовление пособий руками родителей и детей («Моя Азбука»).

Обмен опытом.

Индивидуальные консультации.

Познакомить родителей с формами проведения домашних занятий.

Научить пользоваться дома теми речевыми играми, которые рекомендованы специалистами детского сада.

2-я неделя

«Слушаем и слышим»

Консультация.

Практическое занятие с родителями, игры на развитие фонематического слуха.

Буклеты для родителей.

Познакомить с понятием «фонематический слух». Объяснить влияние уровня развития фонема-тического слуха на звукопроизношение детей,  необходимость его совершен-ствования. Познакомить с играми, направленными на развитие фонематических процессов.

3-я и 4-я недели

«Учимся произносить звуки»

Открытые индивидуальные занятия.

Индивидуальные консультации и практикумы.

Объяснить необходимость закрепления правильного произнесения звуков. Познакомить родителей с практическими игровыми приемами автоматизации звуков.

4-я неделя

«Играем дома»

«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»

Консультация.

 Оформление папки - пере-движки.

Изготовление руками родите-лей и детей игр, направленных на развитие грамматического строя речи детей.

Познакомить родителей с некоторыми методами и приёмами развития грамматического строя речи.

Объяснить правила общения взрослого с ребёнком с нарушениями речи.

Познакомить с игровым материалом, который можно использовать дома.

Ноябрь

1-я неделя

«Из чего состоит слово»

Консультация.

Практикум.

Пополнение  альбома «памяток».

Познакомить родителей с понятием «звуко-буквенный анализ и синтез слова».

Показать приёмы проведения анализа и синтеза.

2-я неделя

«Играем пальчиками – развиваем речь»

 

Консультация.

Практикум с участием детей. Практическое задание «Придумайте с ребенком пальчиковую сказку».

Выставка пособий. Изготовление родителями  игр для развития мелкой моторики.

Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка.

Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики.

3-я неделя

«Вот мы какие»

Родительское собрание.

Просмотр фрагмента открытого фронтального занятия по формированию звукопроизношения.

Беседа «Отвечаем на вопросы детей».

Оформление информационного стенда. Обновление материалов в папке-передвижке.

Подвести итоги I-ого периода обучения. Познакомить родителей с задачами на II-ой период обучения.

Объяснить роль взаимодействия семьи и логопеда в речевом развитии детей.

Формировать культуру общения родителей со своими детьми.

Рекомендовать для домашних занятий игровой материал.

4-я неделя

«Подводим итоги»

«Спрашивали – отвечаем»

Речевые профили детей.

Экран звукопроизношения.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам из «Почтового ящика».

Познакомить родителей с результатами диагностики по задачам I-ого периода обучения.

Обозначить план дальнейшей работы по коррекции речи детей.

Декабрь

1-я неделя

«В мире очень много слов»

Материалы в папке-передвижке.

Консультация.

Буклеты для родителей.

Выставка пособий и игр.

Изготовление игр руками родителей и детей.

Познакомить родителей с некоторыми методами и приёмами развития словарного запаса (расширения, активизации).

Научить находить способы развивать словарь детей дома, в окружающей обстановке.

2-я неделя

«Семейное чтение»

Список рекомендуемой для домашнего чтения литературы.  Обмен опытом.

Выставка книг.

Материал в папке-передвижке.

Рекомендовать родителям литературу для прочтения детям.

Учить бережному отношению к книге.

3-я и 4-я недели

«Семейный досуг: игры, домашние праздники и развлечения»

«Скоро каникулы»

«Телевизор, видео, компьютер и речевое развитие детей»

Материал в папке-передвижке.

Оформление информационного стенда.

Лекция.

Учить насыщать домашние праздники интересными речевыми играми.

Нацеливать родителей на активную работу по закреплению полученных речевых навыков во время каникул.  

Убеждать в ограничении детей от пользования телевизором, видео и компьютером.

Январь

2-я и 3-я недели

«Я и мой ребёнок»

«Говорим и закрепляем»

Индивидуальный лист развития.

Самоотчёт родителей.

Индивидуальные консультации, беседы.

Открытые индивидуальные занятия.

Побуждать родителей к наблюдению за своим ребёнком.

Объяснять необходимость закрепления правильного произнесения звуков. Знакомить родителей с практическими игровыми приемами автоматизации звуков.

4-я неделя

«Развитие интонационной выразительности речи»

"Русские поэты о зиме".

Консультация.

Практическое задание родителям с участием детей.

Конкурс чтецов.

Учить родителей интонационно оформлять речь. Побуждать следить за интонациями у детей.

Февраль

1-я неделя

«Из чего состоит слово»

Практикум для родителей. Индивидуальные консультации.

Альбом с памятками.

Выставка пособий.

Изготовление игр и пособий руками родителей.

Напомнить понятия звуко-буквенный анализ и синтез. Дать понятие звуко-слоговой анализ и синтез.

Познакомить с игровыми приёмами по проведению звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза дома при                              выполнении домашних рекомендаций.

2-я неделя

«Подготовка руки к письму и мелкая моторика»

«Ориентировка на листе бумаги»

Консультация.

Практическое задание.

Тетради детей.

Рекомендации по закреплению навыков письма у детей.

Рекомендовать игровой материал для занятий дома.

3-я неделя

 «Учим детей читать»

«Запоминаем образ буквы»

Материал в папке-передвижке.

Выставка пособий по обучению грамоте.

Консультация.

Изготовление пособий по обучению грамоте.

Познакомить родителей с технологией обучения детей чтению в логопедической группе. Побуждать родителей обучать детей осмысленному чтению.

4-я неделя

«Вот мы какие»

«Подводим итоги»

«Развитие связной речи и речевого общения детей»

Фрагмент занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Обновление материалов информационного стенда.

Речевые профили детей.

Экран звукопроизношения.

Материал в папке-передвижке, на информационном стенде.

Подвести итоги II-ого периода обучения. Познакомить родителей с задачами на III-ий период обучения.

Познакомить родителей с результатами диагностики. Нацелить на наблюдение за ребёнком.

Познакомить родителей со способами развития связной речи и включения детей в диалог.

Март

1-я неделя

«Спрашивали – отвечаем»

Выполнение рекомендаций логопеда.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам из «Почтового ящика».

Материал в папке-передвижке.

Домашние тетради с рекомендациями.

Домашняя игротека (пополнение).

Закрепить понимание всей важности  обязательного выполнения рекомен-даций логопеда. 

Рекомендовать игровой материал для домашних занятий. 

2-я неделя

«Психологическая база речи»

«Развиваем внимание, память, мышление»

Выставка игр и пособий.

Консультация.

Материал в папке-передвижке.

Познакомить с понятием «психологическая база речи». Дать представление о зависимости качества речи от развития психических функций. Рекомендовать игры для домашнего использования.

III этап – развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-воспитательную работу с ребёнком под руководством логопеда.

Задачи: определение эффективных приёмов с семьёй; закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания; стимуляция творческой деятельности родителей в коррекционном обучении (применение различных форм контроля над выполнением родителями заданий логопеда в домашних условиях).

Март

3-я и 4-я неделя

«Учимся произносить звуки»

Открытые индивидуальные занятия.

Индивидуальные практикумы, консультации. Проведение открытого занятия родителями.

 Обмен опытом.

Познакомить родителей с практическими игровыми приемами автоматизации и дифференциации звуков.

Апрель

1-я неделя

«Праздник в городе Красивой речи»

Организация в группе речевого праздника силами родителей и детей.

Упрочить активную позицию родителей в речевом развитии детей.

2-я неделя

 «Готов ли ребенок к школе»

Индивидуальные консультации.

Лекция.

Материал в папке-передвижке.       Буклеты.

Обзор школьных программ.

Познакомить родителей с основными параметрами готовности ребёнка к школьному обучению, с требованиями начальной школы к развитию детей.

3-я неделя

«Готовность детей к школе»

Пополнение домашней игротека.

Моделирование ситуации «Играем в школу».

Выставка игр и пособий.

Познакомить родителей с некоторыми приёмами и методами по повышению мотивации у детей к школьному обучению.

4-я неделя

«Мы всё умеем»

Проведение родителями открытых подгрупповых занятий по обучению грамоте.

Конкурс среди родителей и детей в группе «Самая красивая Буква»

Учить родителей практически использовать знания, полученные в течение года.

Май

1-я неделя

«Спрашивали – отвечаем»

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам из «Почтового ящика».

Обмен опытом, взаимо-консультации родителей.

Учить родителей рассказывать о проблеме, применять к своей ситуации чужой опыт.

2-я неделя

«Я умею красиво и правильно говорить»

Комплексное открытое фронтальное занятие.

Индивидуальный лист развития.

Анкетирование (анкета №3)

Составить план наблюдения за ребёнком.

3-я и 4-я недели

«Я и мой ребёнок»

«Посмотри, что я умею»

Родительское собрание.

Индивидуальный лист развития.

Самоотчёт родителей. Речевой профиль детей и группы.

Экран звукопроизношения.

Проведение родителями индивидуальных занятий по дифференциации звуков

Познакомить родителей с результатами диагностики на конец учебного года.

Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, и педагогическую осведомленность.

Дать родителям рекомендации по занятиям с детьми на летний период.

Закрепить активную позицию родителей в вопросах речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование конструктивной программы активного включения семьи в процесс коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями

Значимость работы  с родителями трудно переоценить. Необходимость ее использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают учреждение....

Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.

Взаимосвязьучителя-логопеда  и  музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи....

«Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является  всестороннее и гармоничное развитие ребёнка. В настоящее время достичь этой цели  стало возможно через...

«Использование образовательного конструктора в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»

         Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в со...

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

Использование нестандартного оборудования в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением зрения

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для сенсорного развития ребенка, поэтому с целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения специалистами и педагогами наше...

Формы взаимодейстрия учителя-логопеда и семей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педаг...