План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии на тему
Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 57
г. Челябинска
План работы
по активному включению семьи
в процесс коррекционной работы
с детьми с нарушениями речи
Составила:
учитель-логопед I категории
Мякишева В.И.
2015
I этап – формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности логопеда и семьи.
Задачи: создание положительной мотивации у семьи по преодолению дефектов речи их ребёнка, стимуляция общения родителей с ребёнком через консультирование.
Месяц | Тема | Форма работы | Цель | ||
Сентябрь | 1-я и 2-я недели | «Давайте познакомимся» | Анкета № 1 (изучение особенностей развития ребёнка). Анкета № 2 (оценка уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития) | Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей. | |
«Общее недоразвитие речи – причины» «Стёртая форма дизартрии» «Основные направления коррекционной работы на учебный год» «Наблюдаем за ребёнком» | Родительское собрание. Лекция. Индивидуальный лист развития. Оформление информационного стенда. | Познакомить родителей с понятиями – ОНР, стёртая форма дизартрии. Познакомить родителей с ходом коррекционной работы на учебный год, определить цели и задачи коррекционного обучения, дать представление о формах и методах обучения детей. Составить для родителей план наблюдения за ребёнком. | |||
3-я неделя | «Я и мой ребёнок» | Самоотчёт родителей. Индивидуальные консультации. Речевые профили детей. Экран звукопроизношения. Альбом «памяток». | Обсудить с родителями результаты наблюдения за ребёнком. Познакомить родителей с результатами диагностики детей и планом индивидуальной работы. | ||
4-я неделя | «Наш веселый язычок» | Лекция. Выполнение артикуляционной гимнастики родителями с детьми. Практическое задание «Придумать с ребёнком свою историю про язычок». Альбом «памяток». | Объяснить родителям важность выполнения артикуляционных упражнений при стёртой форме дизартрии. Познакомить родителей с видами и способами выполнения арти-куляционных упражнений, видами комплексов артикуляционной гимнастики. |
II этап – последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению дефектов речи.
Задачи: обучение родителей некоторым коррекционным приёмам работы с ребёнком в семье.
Октябрь | 1-я неделя | «Выполняем рекомендации логопеда» | Консультация. Изготовление пособий руками родителей и детей («Моя Азбука»). Обмен опытом. Индивидуальные консультации. | Познакомить родителей с формами проведения домашних занятий. Научить пользоваться дома теми речевыми играми, которые рекомендованы специалистами детского сада. |
2-я неделя | «Слушаем и слышим» | Консультация. Практическое занятие с родителями, игры на развитие фонематического слуха. Буклеты для родителей. | Познакомить с понятием «фонематический слух». Объяснить влияние уровня развития фонема-тического слуха на звукопроизношение детей, необходимость его совершен-ствования. Познакомить с играми, направленными на развитие фонематических процессов. | |
3-я и 4-я недели | «Учимся произносить звуки» | Открытые индивидуальные занятия. Индивидуальные консультации и практикумы. | Объяснить необходимость закрепления правильного произнесения звуков. Познакомить родителей с практическими игровыми приемами автоматизации звуков. | |
4-я неделя | «Играем дома» «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» | Консультация. Оформление папки - пере-движки. Изготовление руками родите-лей и детей игр, направленных на развитие грамматического строя речи детей. | Познакомить родителей с некоторыми методами и приёмами развития грамматического строя речи. Объяснить правила общения взрослого с ребёнком с нарушениями речи. Познакомить с игровым материалом, который можно использовать дома. | |
Ноябрь | 1-я неделя | «Из чего состоит слово» | Консультация. Практикум. Пополнение альбома «памяток». | Познакомить родителей с понятием «звуко-буквенный анализ и синтез слова». Показать приёмы проведения анализа и синтеза. |
2-я неделя | «Играем пальчиками – развиваем речь» | Консультация. Практикум с участием детей. Практическое задание «Придумайте с ребенком пальчиковую сказку». Выставка пособий. Изготовление родителями игр для развития мелкой моторики. | Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка. Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики. | |
3-я неделя | «Вот мы какие» | Родительское собрание. Просмотр фрагмента открытого фронтального занятия по формированию звукопроизношения. Беседа «Отвечаем на вопросы детей». Оформление информационного стенда. Обновление материалов в папке-передвижке. | Подвести итоги I-ого периода обучения. Познакомить родителей с задачами на II-ой период обучения. Объяснить роль взаимодействия семьи и логопеда в речевом развитии детей. Формировать культуру общения родителей со своими детьми. Рекомендовать для домашних занятий игровой материал. | |
4-я неделя | «Подводим итоги» «Спрашивали – отвечаем» | Речевые профили детей. Экран звукопроизношения. Индивидуальные беседы и консультации по вопросам из «Почтового ящика». | Познакомить родителей с результатами диагностики по задачам I-ого периода обучения. Обозначить план дальнейшей работы по коррекции речи детей. | |
Декабрь | 1-я неделя | «В мире очень много слов» | Материалы в папке-передвижке. Консультация. Буклеты для родителей. Выставка пособий и игр. Изготовление игр руками родителей и детей. | Познакомить родителей с некоторыми методами и приёмами развития словарного запаса (расширения, активизации). Научить находить способы развивать словарь детей дома, в окружающей обстановке. |
2-я неделя | «Семейное чтение» | Список рекомендуемой для домашнего чтения литературы. Обмен опытом. Выставка книг. Материал в папке-передвижке. | Рекомендовать родителям литературу для прочтения детям. Учить бережному отношению к книге. | |
3-я и 4-я недели | «Семейный досуг: игры, домашние праздники и развлечения» «Скоро каникулы» «Телевизор, видео, компьютер и речевое развитие детей» | Материал в папке-передвижке. Оформление информационного стенда. Лекция. | Учить насыщать домашние праздники интересными речевыми играми. Нацеливать родителей на активную работу по закреплению полученных речевых навыков во время каникул. Убеждать в ограничении детей от пользования телевизором, видео и компьютером. | |
Январь | 2-я и 3-я недели | «Я и мой ребёнок» «Говорим и закрепляем» | Индивидуальный лист развития. Самоотчёт родителей. Индивидуальные консультации, беседы. Открытые индивидуальные занятия. | Побуждать родителей к наблюдению за своим ребёнком. Объяснять необходимость закрепления правильного произнесения звуков. Знакомить родителей с практическими игровыми приемами автоматизации звуков. |
4-я неделя | «Развитие интонационной выразительности речи» "Русские поэты о зиме". | Консультация. Практическое задание родителям с участием детей. Конкурс чтецов. | Учить родителей интонационно оформлять речь. Побуждать следить за интонациями у детей. | |
Февраль | 1-я неделя | «Из чего состоит слово» | Практикум для родителей. Индивидуальные консультации. Альбом с памятками. Выставка пособий. Изготовление игр и пособий руками родителей. | Напомнить понятия звуко-буквенный анализ и синтез. Дать понятие звуко-слоговой анализ и синтез. Познакомить с игровыми приёмами по проведению звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза дома при выполнении домашних рекомендаций. |
2-я неделя | «Подготовка руки к письму и мелкая моторика» «Ориентировка на листе бумаги» | Консультация. Практическое задание. Тетради детей. | Рекомендации по закреплению навыков письма у детей. Рекомендовать игровой материал для занятий дома. | |
3-я неделя | «Учим детей читать» «Запоминаем образ буквы» | Материал в папке-передвижке. Выставка пособий по обучению грамоте. Консультация. Изготовление пособий по обучению грамоте. | Познакомить родителей с технологией обучения детей чтению в логопедической группе. Побуждать родителей обучать детей осмысленному чтению. | |
4-я неделя | «Вот мы какие» «Подводим итоги» «Развитие связной речи и речевого общения детей» | Фрагмент занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Обновление материалов информационного стенда. Речевые профили детей. Экран звукопроизношения. Материал в папке-передвижке, на информационном стенде. | Подвести итоги II-ого периода обучения. Познакомить родителей с задачами на III-ий период обучения. Познакомить родителей с результатами диагностики. Нацелить на наблюдение за ребёнком. Познакомить родителей со способами развития связной речи и включения детей в диалог. | |
Март | 1-я неделя | «Спрашивали – отвечаем» Выполнение рекомендаций логопеда. | Индивидуальные беседы и консультации по вопросам из «Почтового ящика». Материал в папке-передвижке. Домашние тетради с рекомендациями. Домашняя игротека (пополнение). | Закрепить понимание всей важности обязательного выполнения рекомен-даций логопеда. Рекомендовать игровой материал для домашних занятий. |
2-я неделя | «Психологическая база речи» «Развиваем внимание, память, мышление» | Выставка игр и пособий. Консультация. Материал в папке-передвижке. | Познакомить с понятием «психологическая база речи». Дать представление о зависимости качества речи от развития психических функций. Рекомендовать игры для домашнего использования. |
III этап – развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-воспитательную работу с ребёнком под руководством логопеда.
Задачи: определение эффективных приёмов с семьёй; закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания; стимуляция творческой деятельности родителей в коррекционном обучении (применение различных форм контроля над выполнением родителями заданий логопеда в домашних условиях).
Март | 3-я и 4-я неделя | «Учимся произносить звуки» | Открытые индивидуальные занятия. Индивидуальные практикумы, консультации. Проведение открытого занятия родителями. Обмен опытом. | Познакомить родителей с практическими игровыми приемами автоматизации и дифференциации звуков. |
Апрель | 1-я неделя | «Праздник в городе Красивой речи» | Организация в группе речевого праздника силами родителей и детей. | Упрочить активную позицию родителей в речевом развитии детей. |
2-я неделя | «Готов ли ребенок к школе» | Индивидуальные консультации. Лекция. Материал в папке-передвижке. Буклеты. Обзор школьных программ. | Познакомить родителей с основными параметрами готовности ребёнка к школьному обучению, с требованиями начальной школы к развитию детей. | |
3-я неделя | «Готовность детей к школе» | Пополнение домашней игротека. Моделирование ситуации «Играем в школу». Выставка игр и пособий. | Познакомить родителей с некоторыми приёмами и методами по повышению мотивации у детей к школьному обучению. | |
4-я неделя | «Мы всё умеем» | Проведение родителями открытых подгрупповых занятий по обучению грамоте. Конкурс среди родителей и детей в группе «Самая красивая Буква» | Учить родителей практически использовать знания, полученные в течение года. | |
Май | 1-я неделя | «Спрашивали – отвечаем» | Индивидуальные беседы и консультации по вопросам из «Почтового ящика». Обмен опытом, взаимо-консультации родителей. | Учить родителей рассказывать о проблеме, применять к своей ситуации чужой опыт. |
2-я неделя | «Я умею красиво и правильно говорить» | Комплексное открытое фронтальное занятие. Индивидуальный лист развития. Анкетирование (анкета №3) | Составить план наблюдения за ребёнком. | |
3-я и 4-я недели | «Я и мой ребёнок» «Посмотри, что я умею» | Родительское собрание. Индивидуальный лист развития. Самоотчёт родителей. Речевой профиль детей и группы. Экран звукопроизношения. Проведение родителями индивидуальных занятий по дифференциации звуков | Познакомить родителей с результатами диагностики на конец учебного года. Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, и педагогическую осведомленность. Дать родителям рекомендации по занятиям с детьми на летний период. Закрепить активную позицию родителей в вопросах речевого развития детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование конструктивной программы активного включения семьи в процесс коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
Значимость работы с родителями трудно переоценить. Необходимость ее использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают учреждение....
Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.
Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи....
«Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»
Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее и гармоничное развитие ребёнка. В настоящее время достичь этой цели стало возможно через...
«Использование образовательного конструктора в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в со...
Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"
Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...
Использование нестандартного оборудования в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением зрения
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для сенсорного развития ребенка, поэтому с целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения специалистами и педагогами наше...
Формы взаимодейстрия учителя-логопеда и семей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педаг...