Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале лексической темы « Лес. Деревья»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Зяблицкая Алёна Андреевна

Основным проводником экологического  образования  в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в  коррекционно – развивающей работе  ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а  воспитатель является  активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем, их роли меняются: учитель - логопед становится активным участником и помощником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx145.69 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя-логопеда  в экологическом воспитании

детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

на  материале  лексической темы « Лес. Деревья»

Обострение экологических проблем в мире  делает просвещение  в вопросе охраны окружающей среды, экологическом воспитании подрастающего поколения и, в частности, дошкольников  одной из главных задач.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Формы   работы: игровые, комплексные занятия, беседы,  совместная деятельность  взрослого  с детьми (опыты, наблюдения, эксперименты), экологические игры,  чтение художественной литературы экологического содержания, труд в природе, самостоятельная деятельность детей (рисование,  работа в природном уголке). Системное знакомство с миром природы позволяет развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

Основным проводником экологического  образования  в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в  коррекционно – развивающей работе  ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а  воспитатель является  активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем, их роли меняются: учитель - логопед становится активным участником и помощником.

Задачи воспитателя в экологическом воспитании - это формирование системы научных экологических знаний,  доступных дошкольнику, развитие познавательного интереса к природе, формирование умений и навыков безопасного для природы и ребенка поведения, воспитание бережного отношения к природе, развитие чувства эмпатии к объектам природы, формирование умений и навыков  наблюдений за природными объектами  и явлениями, воспитание  восприятие себя как части природы, формирование  навыков рационального природопользования  и  желания охранять и беречь природу. Задача учителя-логопеда – активно  поддержать воспитателя в этом.   Занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется на разных уровнях и многократно.

Итак, такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается,  

В своей практике я наряду с   традиционными   игровыми приемами, дидактическими играми, упражнениями  такими как « Назови части дерева», « Назови ласково», « С какого дерева  лист ?», « С какой ветки детки ( плоды, семена, шишки)?», « Какой лист (ствол, …)?», « Подбери слова – действия (слова – признаки)», « Назови хвойные, лиственные деревья»,  « Как называется лес из елей (берез, осин, сосен)?»  и  многие др., использую специфические приемы,  применяемые    в области экологического воспитания, как опыты,  эксперименты, самостоятельную творческую деятельность детей (ручной труд, рисование и др.), экологические игры,   наглядное   моделирование.

Хочу предложить вашему вниманию конспект группового коррекционного занятия, которое сочетает в себе традиционные и инновационные формы помощи детям  с ОНР, а также  способствуют  повышению экологической культуры и помогают воспитывать  личность, любящую и сохраняющую родную природу.

Конспект  группового коррекционного занятия  по теме «Лес. Деревья. Бумага» (старшая группа, ОНР. Третий период обучения)

Коррекционные задачи: активизировать в речи детей названия деревьев, обогатить глагольный словарь, закреплять навык образования относительных прилагательных,  познакомить с новыми для детей относительными прилагательными, закрепить изученные предлоги, упражнять в образовании предложно – падежных конструкций (существительных в косвенных падежах единственного числа с предлогом и без предлога),  развивать речевое связное высказывание.

Развивать мелкую моторику ( приемами сминания и скручивания).

Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать чувство эмпатии,  формировать  бережное отношение к  природе, лесу, деревьям,  учить взаимодействовать в команде, закреплять пространственную ориентацию.  

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций деревьев, их листьев, плодов. Рассказ воспитателя о происхождении бумаги.

Оборудование: панно «Лес» (магнитная доска,  обклеенная  зеленой  пленкой, к которой предлагается ряд картонных плоскостных фигурок на магнитах с изображением деревьев, кустов, травы, цветов, растений);  серия пиктограмм «Как делают бумагу; «билетики» с изображением деревьев, их плодов и листьев; магнитная доска с маркером; образцы бумаги для выставки; бросовые листки бумаги или газетные листки;

  Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Мы с вами говорили о  предметах, которые делают из дерева. Значит, о каких?

Дети: О деревянных.

Л.: Я открою сундук. Он тоже какой? (Деревянный). В этом сундуке есть лишние вещи, сделанные из других материалов. Давайте их найдем и отложим.

Дети рассматривают содержимое и откладывают в сторону ненужное. Остаются только  вещи, сделанные из древесины.

2. Л.: Чего – то не хватает в нашей коллекции.   Догадайтесь, чего не хватает. (Дети определяют, что не хватает бумаги.)

Л.: А вы хотите пойти в музей бумаги? Если вы хотите отправиться туда, то надо получить «билетики» и ответить на вопросы: как называется дерево  и   его лист.

Логопед раздает билетики - картинки с изображением деревьев и их плодов и листьев.  Дети отвечают на вопрос и проходят в музей бумаги.

Д.: Это сосна. У сосны иголки. Эти иголки сосновые. Это липа, а лист и семена –липовые.

  3.Начало экскурсии.  Первый  экспонат - пиктограмма логическая цепочка « Как делают бумагу»   (Приложение № 1).

Дети  повторяют, как делают бумагу, используя пиктограммы.

Приложение №1

C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-03 (мар)\сканирование0001.jpg

4. В «музее» (на столике) разложены различные виды бумаги: альбомная, газетная, папиросная, картонная, бархатная, гофрированная, промокательная, глянцевая, туалетная. Логопед знакомит детей с новыми для них видами бумаги и  образует новые для детей относительные прилагательные. Дети закрепляют уже знакомые относительные прилагательные.

5.Рассказ логопеда о том, какая раньше была бумага. Образование относительных прилагательных (из глины – глиняная, из кожи – кожаная, из папируса ( растение, похожее на камыш) – папирусная, из бересты – берестяная).

6.Опыты на определение свойств бумаги. Дети вместе с логопедом наблюдают за свойствами бумаги, комментируют действия,  обогащая глагольный словарь  (складывается, мнется, промокает, шуршит, режется, горит- не демонстрирует горение, а рассказывает, скручивается,    склеивается,  гладится утюгом, красится…).

 7. Закрепление, повторение. Беседа о  бережном отношении к лесу.

Л.: Видите, ребята, как долго и сложно делать бумагу, как легко она приходит в негодность, портится. Почему надо бережно относиться к бумаге?

Д.: Потому что ее делают из дерева, а деревья растут очень долго.

Л.: Что может уничтожить лес? Чего не должны делать люди в лесу?

Д.: Лес может уничтожить пожар, вырубка. Люди не должны топтать, собирать много цветов, нельзя  ловить много бабочек, стрелять животных. Бумагу нужно беречь, а ту, что пришла в негодность, можно использовать для поделок.

8. Развитие мелкой моторики. Изготовление  жуков приемом сминания  и скручивания бумаги.  Дети сминают бумагу в объемный шарик, а усики делают приемом скручивания.

9.Подвижная  игра - образ. 

Дети слушают рассказ логопеда и  выполняют движения.

Представьте себя деревом. Вот оно совсем маленькое. (Дети сидят на корточках, согнувшись). На него падают солнечные лучики, и оно растет, тянется к солнцу (дети встают на носочки, тянутся вверх). Затем оно подросло, окрепло (дети ставят ноги на ширину плеч, руки в разные стороны). На него дул ветерок, оно наклонялось, клонилось в разные стороны (дети выполняют наклоны из стороны в сторону, вперед и назад). Но вот пришел человек с топором, стал рубить дерево (делают рубящие движения руками).  Дереву больно. Оно плачет, страдает (дети мимикой изображают страдание, плач дерева). А другой пришел и развел костер. (Дети показывают, как дереву плохо, жарко). Как поведет себя дерево? Каковы его чувства? Вам жалко дерево? Покажите, как оно выздоровело и стало быстро расти, радуясь ветру, солнцу, дождю (дети мимикой и движениями показывают).

10. Образование предложно – падежных конструкций. Счет слогов в словах.

 Л.: Ребята, посмотрите,  каким стал наш лес после прихода лесорубов, пожара. (Логопед выставляет магнитное панно «Лес», на котором картонные плоскостные фигурки пеньков, обугленных бревен) . Куда же поползут наши  жуки, если лес погиб? Что должны сделать люди, когда срубят дерево или лес сгорит?

Д.: Должны посадить деревья, кусты.

Л.: Правильно! А без чего не может быть леса? Называйте одно дерево или растение.

( Родительный падеж единственного числа с предлогом без).

Д.: Без березки, без куста, без сосны….и т.д..

Л.: Давайте  же посадим в нашем лесу  деревья, кусты, растения,  но сначала те,  в названии которых один слог, затем те, где два слога, затем те, в названии которых три слога и т.д..

Дети берут с подноса раздаточный материал  (по одному предмету) и комментируют свои действия, помещая фигурки на магнитное панно.

Д.: Сначала посадим дуб, куст,  так как в слове один слог,  липу ( сосну, елку, …), так как в слове два слога, потом березу, рябину, ромашку, так как в словах три слога.

Л.: Чем мы засадили лес сначала? А чем потом? ( Дети называют названия в Творительном падеже).

 Л.: Что мы видим в лесу? ( Винительный падеж)

Д.: Мы видим березу, гриб,  кустик…….

Л.:  Теперь в такой большой чудесный лес можно отпустить туда  жуков. ( Дети помещают на панно свои поделки).

11.Закрепление предлогов. Игра « Прятки в лесу».

Л.: А теперь ваши  жуки  хотят поиграть. Спрячьте их в разные места в лесу прокомментируйте, куда спрятали.

Дети помещают  жуков  в разные места: под дерево, над деревом, в кустик и т.д.и комментируют свои действия.

Д.: Мой жук под елкой, мой жук за рябиной..и т.д..

12.Итоги занятия.

 Л.: Молодцы! А какие добрые дела мы сегодня совершили? Где побывали? Как нужно обращаться с лесом, деревьями? Покажите дома своих жуков и расскажите, почему надо охранять лес.

  

Список литературы.

1.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн.2. М.: ТЦ Сфера, 2006.

2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.:« Детство-пресс», 2006.

3.Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие/ Под ред. С.Н.Николаевой. М.: Педагогическое общество России, 2007. 4.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).СПб.: СОЮЗ,1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

         Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

Городской методический семинар для педагогов-психологов и учителей-логопедов "Досуг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР на тему "Дары осени".

Развивать музыкально-творческие способности; закреплять представления о фруктах, овощах,  осенних явлениях природы, с помощью игр и стихотворений, моторный этюд для развития выразительности движе...

Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в Московский Кремль»

Развитие навыков словообразования относительных прилагательных, обозначающих материал, на основании лексической темы  «Москва - столица России»...

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР."...

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы

Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста.«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»...