Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале лексической темы « Лес. Деревья»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в коррекционно – развивающей работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем, их роли меняются: учитель - логопед становится активным участником и помощником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 145.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
на материале лексической темы « Лес. Деревья»
Обострение экологических проблем в мире делает просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическом воспитании подрастающего поколения и, в частности, дошкольников одной из главных задач.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.
Формы работы: игровые, комплексные занятия, беседы, совместная деятельность взрослого с детьми (опыты, наблюдения, эксперименты), экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, труд в природе, самостоятельная деятельность детей (рисование, работа в природном уголке). Системное знакомство с миром природы позволяет развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в коррекционно – развивающей работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем, их роли меняются: учитель - логопед становится активным участником и помощником.
Задачи воспитателя в экологическом воспитании - это формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику, развитие познавательного интереса к природе, формирование умений и навыков безопасного для природы и ребенка поведения, воспитание бережного отношения к природе, развитие чувства эмпатии к объектам природы, формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, воспитание восприятие себя как части природы, формирование навыков рационального природопользования и желания охранять и беречь природу. Задача учителя-логопеда – активно поддержать воспитателя в этом. Занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется на разных уровнях и многократно.
Итак, такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается,
В своей практике я наряду с традиционными игровыми приемами, дидактическими играми, упражнениями такими как « Назови части дерева», « Назови ласково», « С какого дерева лист ?», « С какой ветки детки ( плоды, семена, шишки)?», « Какой лист (ствол, …)?», « Подбери слова – действия (слова – признаки)», « Назови хвойные, лиственные деревья», « Как называется лес из елей (берез, осин, сосен)?» и многие др., использую специфические приемы, применяемые в области экологического воспитания, как опыты, эксперименты, самостоятельную творческую деятельность детей (ручной труд, рисование и др.), экологические игры, наглядное моделирование.
Хочу предложить вашему вниманию конспект группового коррекционного занятия, которое сочетает в себе традиционные и инновационные формы помощи детям с ОНР, а также способствуют повышению экологической культуры и помогают воспитывать личность, любящую и сохраняющую родную природу.
Конспект группового коррекционного занятия по теме «Лес. Деревья. Бумага» (старшая группа, ОНР. Третий период обучения)
Коррекционные задачи: активизировать в речи детей названия деревьев, обогатить глагольный словарь, закреплять навык образования относительных прилагательных, познакомить с новыми для детей относительными прилагательными, закрепить изученные предлоги, упражнять в образовании предложно – падежных конструкций (существительных в косвенных падежах единственного числа с предлогом и без предлога), развивать речевое связное высказывание.
Развивать мелкую моторику ( приемами сминания и скручивания).
Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать чувство эмпатии, формировать бережное отношение к природе, лесу, деревьям, учить взаимодействовать в команде, закреплять пространственную ориентацию.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций деревьев, их листьев, плодов. Рассказ воспитателя о происхождении бумаги.
Оборудование: панно «Лес» (магнитная доска, обклеенная зеленой пленкой, к которой предлагается ряд картонных плоскостных фигурок на магнитах с изображением деревьев, кустов, травы, цветов, растений); серия пиктограмм «Как делают бумагу; «билетики» с изображением деревьев, их плодов и листьев; магнитная доска с маркером; образцы бумаги для выставки; бросовые листки бумаги или газетные листки;
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед: Мы с вами говорили о предметах, которые делают из дерева. Значит, о каких?
Дети: О деревянных.
Л.: Я открою сундук. Он тоже какой? (Деревянный). В этом сундуке есть лишние вещи, сделанные из других материалов. Давайте их найдем и отложим.
Дети рассматривают содержимое и откладывают в сторону ненужное. Остаются только вещи, сделанные из древесины.
2. Л.: Чего – то не хватает в нашей коллекции. Догадайтесь, чего не хватает. (Дети определяют, что не хватает бумаги.)
Л.: А вы хотите пойти в музей бумаги? Если вы хотите отправиться туда, то надо получить «билетики» и ответить на вопросы: как называется дерево и его лист.
Логопед раздает билетики - картинки с изображением деревьев и их плодов и листьев. Дети отвечают на вопрос и проходят в музей бумаги.
Д.: Это сосна. У сосны иголки. Эти иголки сосновые. Это липа, а лист и семена –липовые.
3.Начало экскурсии. Первый экспонат - пиктограмма логическая цепочка « Как делают бумагу» (Приложение № 1).
Дети повторяют, как делают бумагу, используя пиктограммы.
Приложение №1
4. В «музее» (на столике) разложены различные виды бумаги: альбомная, газетная, папиросная, картонная, бархатная, гофрированная, промокательная, глянцевая, туалетная. Логопед знакомит детей с новыми для них видами бумаги и образует новые для детей относительные прилагательные. Дети закрепляют уже знакомые относительные прилагательные.
5.Рассказ логопеда о том, какая раньше была бумага. Образование относительных прилагательных (из глины – глиняная, из кожи – кожаная, из папируса ( растение, похожее на камыш) – папирусная, из бересты – берестяная).
6.Опыты на определение свойств бумаги. Дети вместе с логопедом наблюдают за свойствами бумаги, комментируют действия, обогащая глагольный словарь (складывается, мнется, промокает, шуршит, режется, горит- не демонстрирует горение, а рассказывает, скручивается, склеивается, гладится утюгом, красится…).
7. Закрепление, повторение. Беседа о бережном отношении к лесу.
Л.: Видите, ребята, как долго и сложно делать бумагу, как легко она приходит в негодность, портится. Почему надо бережно относиться к бумаге?
Д.: Потому что ее делают из дерева, а деревья растут очень долго.
Л.: Что может уничтожить лес? Чего не должны делать люди в лесу?
Д.: Лес может уничтожить пожар, вырубка. Люди не должны топтать, собирать много цветов, нельзя ловить много бабочек, стрелять животных. Бумагу нужно беречь, а ту, что пришла в негодность, можно использовать для поделок.
8. Развитие мелкой моторики. Изготовление жуков приемом сминания и скручивания бумаги. Дети сминают бумагу в объемный шарик, а усики делают приемом скручивания.
9.Подвижная игра - образ.
Дети слушают рассказ логопеда и выполняют движения.
Представьте себя деревом. Вот оно совсем маленькое. (Дети сидят на корточках, согнувшись). На него падают солнечные лучики, и оно растет, тянется к солнцу (дети встают на носочки, тянутся вверх). Затем оно подросло, окрепло (дети ставят ноги на ширину плеч, руки в разные стороны). На него дул ветерок, оно наклонялось, клонилось в разные стороны (дети выполняют наклоны из стороны в сторону, вперед и назад). Но вот пришел человек с топором, стал рубить дерево (делают рубящие движения руками). Дереву больно. Оно плачет, страдает (дети мимикой изображают страдание, плач дерева). А другой пришел и развел костер. (Дети показывают, как дереву плохо, жарко). Как поведет себя дерево? Каковы его чувства? Вам жалко дерево? Покажите, как оно выздоровело и стало быстро расти, радуясь ветру, солнцу, дождю (дети мимикой и движениями показывают).
10. Образование предложно – падежных конструкций. Счет слогов в словах.
Л.: Ребята, посмотрите, каким стал наш лес после прихода лесорубов, пожара. (Логопед выставляет магнитное панно «Лес», на котором картонные плоскостные фигурки пеньков, обугленных бревен) . Куда же поползут наши жуки, если лес погиб? Что должны сделать люди, когда срубят дерево или лес сгорит?
Д.: Должны посадить деревья, кусты.
Л.: Правильно! А без чего не может быть леса? Называйте одно дерево или растение.
( Родительный падеж единственного числа с предлогом без).
Д.: Без березки, без куста, без сосны….и т.д..
Л.: Давайте же посадим в нашем лесу деревья, кусты, растения, но сначала те, в названии которых один слог, затем те, где два слога, затем те, в названии которых три слога и т.д..
Дети берут с подноса раздаточный материал (по одному предмету) и комментируют свои действия, помещая фигурки на магнитное панно.
Д.: Сначала посадим дуб, куст, так как в слове один слог, липу ( сосну, елку, …), так как в слове два слога, потом березу, рябину, ромашку, так как в словах три слога.
Л.: Чем мы засадили лес сначала? А чем потом? ( Дети называют названия в Творительном падеже).
Л.: Что мы видим в лесу? ( Винительный падеж)
Д.: Мы видим березу, гриб, кустик…….
Л.: Теперь в такой большой чудесный лес можно отпустить туда жуков. ( Дети помещают на панно свои поделки).
11.Закрепление предлогов. Игра « Прятки в лесу».
Л.: А теперь ваши жуки хотят поиграть. Спрячьте их в разные места в лесу прокомментируйте, куда спрятали.
Дети помещают жуков в разные места: под дерево, над деревом, в кустик и т.д.и комментируют свои действия.
Д.: Мой жук под елкой, мой жук за рябиной..и т.д..
12.Итоги занятия.
Л.: Молодцы! А какие добрые дела мы сегодня совершили? Где побывали? Как нужно обращаться с лесом, деревьями? Покажите дома своих жуков и расскажите, почему надо охранять лес.
Список литературы.
1.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн.2. М.: ТЦ Сфера, 2006.
2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.:« Детство-пресс», 2006.
3.Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие/ Под ред. С.Н.Николаевой. М.: Педагогическое общество России, 2007. 4.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).СПб.: СОЮЗ,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»
Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...
Городской методический семинар для педагогов-психологов и учителей-логопедов "Досуг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР на тему "Дары осени".
Развивать музыкально-творческие способности; закреплять представления о фруктах, овощах, осенних явлениях природы, с помощью игр и стихотворений, моторный этюд для развития выразительности движе...
Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в Московский Кремль»
Развитие навыков словообразования относительных прилагательных, обозначающих материал, на основании лексической темы «Москва - столица России»...
Учебно-методический комплекс по «Художественному творчеству» (аппликация), для детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.ТЕМА: «ВЕСЕННЕЕ ДЕРЕВО» 5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Материал предназначен для педагогов дошкольного образования....
Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР."...
Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы
Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...
Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста.«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»...