Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в Московский Кремль»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Развитие навыков словообразования относительных прилагательных, обозначающих материал, на основании лексической темы  «Москва - столица России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_moskovskiy_kreml.docx40.84 КБ
PDF icon moskovskiy_kreml.pdf1.03 МБ

Предварительный просмотр:

 

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

_______________________________________________________________

КОНСПЕКТ

Совместной интегрированной деятельности

учителя-логопеда, воспитателя  

и детей старшего дошкольного возраста

«Экскурсия в Московский Кремль»

Развитие навыков словообразования относительных прилагательных, обозначающих материал, на основании лексической темы

 «Москва - столица России»

Учитель-логопед  Гаева Наталья Николаевна

Воспитатель Кот Елена Васильевна

Москва


Цель: обобщение и систематизирование первоначальных знаний детей об истории возникновения, развития и становления города Москвы.

Задачи:

   Образовательные

  1. Закрепление навыков образования относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал.
  2. Закрепление разных приемов вырезания при создании модели Покровского собора.

Коррекционно – развивающие

  1. Развитие слухового, зрительного внимания и эмоциональной сферы детей.
  2. Совершенствование мелкой моторики при вырезании мелких  деталей.

Воспитательные

  1. Воспитание  чувства патриотизма,   уважение к героическому прошлому страны, заботливое, бережное отношение к  историческим ценностям Родины
  2. Развитие желания больше узнать о  Москве.

Оборудование

  1. Презентация о Москве.

            2. Мультимедийный проектор, ноутбук,  экран

            3. Минусовка  «Москва» (муз.  О. Газманова)

4. Ножницы, клей, бумажная модель Покровского собора

     Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций о Москве, заучивание стихотворений о Москве.

Чтение стихов и произведений о Москве. Ф.Н. Глинка «Москва»,    

 И. Токмакова «Красная площадь», И. Бунин «В Москве»,

А.Л. Барто «Первый салют в Москве», Е. Карасев «Город-герой»,

В. Высотская «Майское утро», А. С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке…», прослушивание песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского)

Беседа об истории города, рисование, изготовление аппликации на тему «Моя Москва»


Ход занятия

Примечание

I. Оргмомент.

Дети входят в зал  под музыку «Москва»

(муз. О. Газманов)

Садятся на стульчики полукругом.

Логопед. Сегодня, мы с вами отправимся на экскурсию по нашему городу.

И научимся образовывать слова - признаки, обозначающие материал из которого сделан предмет.

Как вы думаете, как называется профессия того человека, кто проводит экскурсии?

Дети. Экскурсовод.

Логопед. Правильно. Сегодня я стану вашем экскурсоводом.

Но прежде, чем мы отправимся на экскурсию нужно ответить на вопросы.

Логопед.  В какой стране мы живем?

Дети. В России.

 Логопед. Назовите столицу России.

Дети. Москва  

Логопед.  Отправимся на экскурсию в самое сердце Москвы – Кремль. 

II. Основная    часть. Экскурсия.

  1. Логопед.  «Начинается земля, как известно, от Кремля…» 

Юрий Владимирович  Долгорукий основал небольшое поселение, расположенное по берегам реки Москвы. Стихотворение рассказывает Марат.

Поселение быстро росло и развивалось  и стало городом, который назвали Москва. Князь Долгорукий приказал обнести город стенами из дерева для защиты от врагов.

 Так возник первый Кремль из дерева.

Какой был Кремль?

Дети. Деревянный.

  1. Логопед. Не раз горел Кремль, поэтому было решено построить Кремль из белого камня. 

 

Логопед. Кремль из белого камня стали называть   (какой?)  …

Дети. Белокаменный Кремль.

  1. Логопед. Белый камень, известняк, оказался непрочным строительным материалом.

И был построен новый Кремль из красного кирпича. 

Кремль из кирпича (какой?)…

Дети. Кирпичный.

  1. Сегодня Москва  по- прежнему очень красивый город.

На башнях Кремля появились звезды, сделанные из рубина.

Какие звезды?

Дети. Рубиновые. 

  1. Логопед. Чтение стихотворения - загадки:

Что за площадь есть в Москве

Там где башня Спасская?

Эту площадь знают все

Эта площадь … (Красная) 

 Красная Площадь – это главная площадь страны, на которой проходят  военные парады.

На Красной Площади находится Мавзолей. Во время парадов и демонстраций с трибуны  мавзолея командуют  парадом.

Логопед. Мавзолей облицован гранитом, значит он какой ?

Дети. Гранитный.

  1. На Красной площади стоит  Покровский собор (храм  Василия Блаженного). Он является символом Москвы. Построен собор по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. Внутри собора расположены 9 церквей.

 Сейчас он сделан из кирпича. Он какой?

Дети. Кирпичный.

  1. Логопед. Продолжим нашу экскурсию.

Мы оказались внутри Кремля. 

На территории Кремля стоит Царь-пушка. 

 Её отлили из бронзы, значит какая она? …

Дети.  Бронзовая. 

Логопед.

Царь-пушку изготовил Андрей Чохов. Она предназначалась для устрашения врагов,  из нее никогда не стреляли. Ядра, которые лежат у основания пушки, не смог бы поднять ни один воин, потому что каждое ядро весит целую тонну.

  1. Логопед.

Рядом с Царь-пушкой

Недалеко, ну около

Другой царь, но…(колокол)           

Отлили Царь-колокол русские мастера Иван и Михаил Моторины из меди.

Колокол из меди какой?

Дети. Медный колокол.

Во время пожара в Кремле колокол треснул и от него отвалился кусок.

Поэтому Царь-колокол, никогда не звонил.

Царь-пушка и Царь-колокол стоят в Москве как памятники  русским мастерам.

  1. Логопед.

Рядом с Кремлем расположен Александровский сад.  

Вход в сад через красивые ворота, сделанные из чугуна.

Какие ворота?

Дети. Чугунные.

  1. Логопед.

У стен Кремля в Александровском саду находится мемориал

«Могила Неизвестного солдата», горит Вечный огонь.  

   Он посвящен памяти павшим солдатам в Великую Отечественную войну.

 

Максим Шевяков читает стихотворение.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись

Навек запомни, здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.                                                                                    .М. Исаковский

    Логопед.  На этом памятнике написаны слова:

« Имя твоё неизвестно

Подвиг твой бессмертен».

  Народ чтит память погибших во время Великой Отечественной войны.

Логопед. Рассмотрим,  из каких материалов изготовлен этот мемориал.

Каска, ветвь, звезда и боевое знамя сделаны из бронзы.

 Какие они?

Дети.  Бронзовые.

  1. Логопед. Вдоль аллеи расположены блоки с названиями городов-героев, эти блоки сделаны из порфира. Какие они?

Дети. Порфировые.

  1. Игра в мяч. Образования относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал.  Дети ловят мяч и отвечают (какой дом?)

   Логопед.   Вокруг Кремля  построено много домов.

Давайте поиграем. Я буду говорить, из какого материала построены дома в Москве. А вы скажите, какие они?

Есть дома из камня –…          ответы детей

Есть  дома из дерева –…

Есть дома из бревен -…

Есть  дома из панелей  - …

Есть дома из блоков –…

Есть  дома из кирпича –…

Есть дома из стекла –…

Есть дома из бетона -…

Молодцы! Все слова образовали правильно!

Сегодня мы узнали много интересного о Москве.

Научились образовывать слова - признаки, обозначающие материал из которого сделан предмет.  Вам понравилась наша Экскурсия?

А теперь мы с вами вернемся в детский сад и сделаем из бумаги модель Покровского собора (храма Василия Блаженного).

  1. Конструирование из бумаги. Дети изготавливают модель Покровского собора (храма Василия Блаженного)
  2. Подведение итога. Дети сделали модель Покровского собора. Все молодцы!

Слайд 1.

   Слайд 2.1

Слайд 2.2

Слайд 2.3

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6.

Слайд 7

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Экскурсия на почтовое отделение"(с презентацией)

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Экскурсия на почтовое отделение". Основной целью этой  совместной деятельности является формиров...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные»

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи по теме «Дикие животные» предназначен для закрепления знания дет...

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале лексической темы « Лес. Деревья»

Основным проводником экологического  образования  в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в  коррекционно – развивающей работе  ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, ...

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «В мире животных»

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи«В мире животных»...

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.

Слово "синквейн" с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.Сочинять стихи в этом стиле несложно даже детям. Это один из эффективных метод...

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В мире животных"

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В мире животных"...

Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема «Весна. Автоматизация звука «С» в словах и предложениях»

Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельностиучителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленностиТема «Весна. Автоматизация звука «С&r...