Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Симкина Екатерина Николаевна

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи по теме «Дикие животные» предназначен для закрепления знания детей о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни, формирования грамматического строя речи, развития зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

учителя-логопеда и воспитателя с детьми

среднего дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи

по теме «Дикие животные»

Составила:

учитель-логопед: Симкина Е.Н.

                                                                 

Санкт-Петербург

Цели: 

коррекционно-образовательные: 

- закрепить знания детей о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни;

- активизировать  словарный запас по теме «Дикие животные»;

-  учить правильно, употреблять падежные конструкции (Т.п., В.п. ед. числа и мн. числа), подбирать прилагательные к существительным, образовывать сущ. с суффиксами  -онок-, -ёнок- . 

коррекционно-развивающие: 

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать активность, инициативность, бережного отношения к природе.

Педагогические технологии:

  • Использование здоровьесберегающих технологий.
  • Использование ИКТ.

Оборудование: слайды с изображениями лисы, белки, волка, медведя, ежа, лося на фоне леса и их детенышей; слайды с картинками диких животных и пищи для них; «четвёртый лишний» (картинки диких и домашних животных; диких животных и домашних птиц).

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель.  Здравствуйте, ребята, сегодня к нам пришло много гостей! Давайте с ними поздороваемся (Дети здороваются с гостями).

II. Основная часть.

1. Отправимся в  лес.

Логопед. Ребята, я хочу пригласить вас в сказочный лес.

    Логопед совместно с воспитателем.

Выполняются движения по тексту.

Ты сначала улыбнись,

На носочки поднимись.

За руками потянись

Покружились, полетели,

В лес волшебный прилетели.

Логопед. Мы попали в лес. Сколько он хранит чудес!  (Дети садятся на стульчики, логопед показывает слайд 1 с картинкой леса).

2. Отгадывание загадок о диких животных.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какие звери  живут в лесу? Мы сейчас загадаем загадки про лесных зверей, а вы их отгадаете.

 (На каждую отгаданную загадку, логопед показывает слайд с животным).

Воспитатель. 

Быстрый, маленький зверек  по деревьям скок да скок.  (Белка).

Логопед.

Кто зимой холодной  ходит злой, голодный?  (Волк).

Воспитатель.

 Сердитый недотрога  живет в глуши лесной,

Иголок очень много,  а нитки ни одной.  (Еж).

 

Логопед.

 Зимой белый,  летом серый.  (Заяц).

Воспитатель. 

Рыжая, с пушистым хвостом,  

живет в лесу под кустом.  (Лиса).

Логопед. 

Снег, копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко.  (Лось).

Воспитатель.

 Очень любит  мед, сладкоежкою слывет.

А еще могу сказать, очень любит он поспать.  (Медведь).

Воспитатель.  

Как  мы назовем всех животных, живущих в лесу одним словом? 

3. Пальчиковая гимнастика.

Логопед совместно с воспитателем. Ребята, а давайте поиграем с пальчиками.

Дикие животные  водятся в лесу,             (Сжать руки в кулачки и

                                                                      перемещать  вправо-влево).

Здесь увидеть можешь ты волка и лису, (Последовательно соединять 

Зайца, белка и лося,                                    одноименные пальцы).

Прячет всех надежно лесная тишина.        (Сжать руки в кулачки и

                                                                       перемещать  вправо-влево)

4. Беседа о диких животных.

Воспитатель.  Давайте расскажем, что мы знаем о диких животных (логопед показывает слайд с  картинкой животных).

Воспитатель.  А почему они называются дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу,  сами себе ищут корм, сами строят себе жилище.

Воспитатель. У каких животных, длинный хвост? (У белки, волка, лисы).

Воспитатель. А у остальных животных, какие хвостики?

Воспитатель. У всех животных есть ушки. У кого самые длинные уши? (У зайца).

Воспитатель. У всех животных ушки разной формы.  У лисы, волка, белки, какой формы ушки? А у медведя, ежа, какой формы ушки?

Логопед.  Ребята, а медведь, какой?

Дети. Коричневый, большой, медлительный, косолапый.

Логопед. Ребята, а ежик, какой?

Дети. Серый, маленький, колючий.

Логопед. Ребята, а лиса, какая?

Дети. Рыжая, хитрая, быстрая, проворная.

Логопед. Ребята, а зайчик, зимой какой?

Дети. Белый, ловкий, трусливый, быстрый.

Логопед. Ребята, а волк,  какой?

Дети. Серый, зубастый, злой.

Логопед. Ребята, а белка,  какой?

Дети. Рыжая, быстрая, ловкая.

5. Физкультурная минутка.

Речь с движением «Зайка серенький сидит» (поводит воспитатель совместно с логопедом).        

Зайка серенький сидит           (Дети садятся на корточки.)

И ушами шевелит.        (Дети подносят пальцы к голове,

Вот так, вот так                         шевелят ими, поворачиваясь вправо-влево.)

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,              (Дети хлопают в ладоши.)

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,               (Дети прыгают на одном месте.)

Надо зайке поскакать!

Вот так, вот так

Надо зайке проскакать!

6. Игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель. Сейчас я вам покажу картинки, а вы скажете, какая картинка лишняя  и почему? (Логопед показывает слайды, а дети называют лишнюю картинку и объясняют, почему она лишняя).

7. Игра «Найди детёныша».

Логопед. (Показывает слайды с дикими животными  и  их детёнышей).

Воспитатель. У лисы детеныши, как называются? У медведя? У зайца? У волка? У лося? У белки?  (Дети поочереди выходят к доске, называют и показывают детёнышей).

8. Дидактическое  упражнение «Чем питаются животные?».

Логопед. Чем питаются дикие животные? (Логопед показывает слайды диких животных и предлагает каждому животному найти свою еду).

Логопед. Чем питается белочка?

Дети. Белочка питается орехами.

Логопед. Чем питается заяц?

Дети. Заяц питается морковкой.

Логопед.  На кого охотится лиса?

Дети. Лиса охотится на зайцев.

Логопед. На кого охотится волк?

Дети. Волк охотятся на лосей, зайцев.

Логопед. Чем питается лось?

Дети. Лось питается травой.

Логопед. Чем питается ёжик?

Дети. Ёжик питается грибочками.

9. Итог занятия.

Логопед. Ребята, вам понравилось в лесу? (Да).

Логопед: Молодцы! Сегодня Вы очень старались.

Логопед. Ребята, за то, что вы там много рассказали о диких животных, мы вам подарим подарки (Логопед и воспитатель  раздают детям печенье грибочки). 

8. Составление описательного рассказа о диких животных по картинно-графическому плану.

Лесовик. Ребята, как вы много знаете о животных. А умеете ли вы составлять рассказы о животных? (Да.)

Логопед. Ребята, давайте  расскажем о диких животных. Логопед выставляет на доску  картинно-графический план:

- Кто это?

- Какого цвета животное?

- Что есть у животного?

- Назовите детенышей животного?

- Чем питается животное?

Ребенок. Это лиса. Лиса – дикое животное. Она рыжая. Лиса покрыта шерстью. У лисы есть туловище, голова, пушистый хвост, четыре лапы, маленькие уши, морда, глаза, нос. У лисы детеныши – лисята.  Лиса охотится на зайцев. и т. д.

Логопед. Молодцы, вы правильно рассказали о животных,

Цели: 

коррекционно-образовательные: 

- обобщить знания детей о зиме, о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни;

- активизировать  словарный запас по теме «Дикие животные зимой»;

-  учить правильно, употреблять падежные конструкции (Т.п., В.п. ед. числа и мн. числа), подбирать прилагательные к существительным, образовывать сущ. с суффиксами  -ат-, -ят- ; составлять описательные рассказы о животных, используя картинно-графический план. 

коррекционно-развивающие: 

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику,  развивать связную речь.

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать активность, инициативность, бережного отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки диких животных и их детенышей, жилища для них; картинка зимнего леса; картинки  пищи для диких животных;  картинно-графический план для составления описательных рассказов.

Предварительная работа: изучение лексической темы «Дикие животные зимой»; чтение художественной литературы  Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?», Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует», Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся».

        

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня к нам пришло много гостей! Давайте с ними поздороваемся (Дети здороваются с гостями).

II. Основная часть.

1. Отправимся в зимний  лес.

Стук в дверь, заходит Лесовик.

Логопед. Ребята, кто же к нам стучится в дверь. (Заходит лесовик).

Лесовик:

Я – старичок-лесовичок

В бороде травы клок.

В лесу я живу, лес охраняю

Вы узнали меня? Кто я?

Ребята, я хочу пригласить вас в сказочный зимний лес.

Лесник:

Выполняются движения по тексту.

Ты сначала улыбнись,

На носочки поднимись.

За руками потянись

И в снежинку превратись.

Покружились, полетели,

В лес волшебный прилетели.

Логопед. Мы попали в зимний лес. Сколько он хранит чудес!  (Дети садятся на стульчики, логопед выставляет картинку зимнего леса).

2. Беседа о зиме.

Логопед. Посмотрите на картинку. Какое время года изображено на картинке?

Дети. Зима.

Логопед. Почему вы так решили, что это зима? (выставляются картинки: Зимой холодно. Вся земля покрыта белым, пушистым снегом. Деревья покрыты снегом).

3. Отгадывание загадок о диких животных.

Лесовик. Ребята, давайте вспомним, какие звери  живут в лесу? Я вам сейчас загадаю загадки про лесных зверей, а вы их отгадаете.

 (На каждую отгаданную загадку, логопед выставляет соответствующую картинку животного).

  Очень любит  мед, сладкоежкою слывет.

А еще могу сказать, очень любит он поспать.  (Медведь).

Сердитый недотрога  живет в глуши лесной,

Иголок очень много,  а нитки ни одной.  (Еж).

 

Рыжая, с пушистым хвостом,  

живет в лесу под кустом.  (Лиса).

Кто зимой холодной  ходит злой, голодный?  (Волк).

Зимой белый,  летом серый.  (Заяц).

 Быстрый, маленький зверек  по деревьям скок да скок.  (Белка).

Роет норы он умело,

Знает, любит это дело,

Потому кроту и друг,

А зовут его …  (Барсук).

Снег, копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко.  (Лось).

Логопед.  Как  мы назовем всех животных, живущих в лесу одним словом? 

4. Пальчиковая гимнастика.

Лесовик. Что-то у меня пальчики замерзли. Надо бы их погреть.

Логопед. Ребята, а давайте покажем лесовику, как мы умеем играть с пальчиками.

Дикие животные  водятся в лесу,             (Сжать руки в кулачки и

                                                                      перемещать  вправо-влево).

Здесь увидеть можешь ты волка и лису, (Последовательно соединять 

Зайца, белка и лося,                                    одноименные пальцы).

Прячет всех надежно лесная тишина.        (Сжать руки в кулачки и

                                                                       перемещать  вправо-влево)

5. Беседа о диких животных.

Лесовик: Ребята, я много знаю о диких животных. А вы много знаете о них?

Логопед: Давайте расскажем лесовику, что мы знаем о диких животных.

Логопед: А почему они называются дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу,  сами себе ищут корм, сами строят себе жилище.

Логопед. У каких животных, длинный хвост? (У белки, волка, лисы).

Логопед. А у остальных животных, какие хвостики?

Логопед. У всех животных есть ушки. У кого самые длинные уши? (У зайца).

Логопед. У всех животных ушки разной формы.  У лисы, волка, белки, какой формы ушки? А у медведя, ежа, барсука, какой формы ушки?

Логопед.  Ребята, а медведь, какой?

Дети. Коричневый, большой, медлительный, косолапый.

Логопед. Ребята, а ежик, какой?

Дети. Серый, маленький, колючий.

Логопед. Ребята, а лиса, какая?

Дети. Рыжая, хитрая, быстрая, проворная.

Логопед. Ребята, а зайчик, зимой какой?

Дети. Белый, ловкий, трусливый, быстрый.

Логопед. Ребята, а волк,  какой?

Дети. Серый, зубастый, злой.

Логопед. Кто всю зиму спит?

Дети. Всю зиму спит медведь, еж и барсук.

Логопед. А где спит медведь?

Дети. Медведь спит в берлоге.

Логопед. А где спят еж и барсук? (Логопед выставляет картинки жилища животных).

Дети. Еж, барсук спят в норе.

Логопед. А, как называется домик  у белки, лисы, волка.

Дети. У белки – дупло, у лисы - нора, у волка - логово.

Логопед. Давайте вспомним, какие животные меняют цвет зимой?

Дети. Заяц становится белым, а белка серая.

Логопед. У лисы детеныши, как называются? У медведя? У зайца? У волка? У лося? У белки?  (Логопед выставляет картинки детенышей животных).

6. Физкультурная минутка.

Лесовик. Ребята, а я знаю стишок про белочку. Ну-ка вставайте в кружок.

Физзарядкой белочке не лень           (Дети изображают белочку).

Заниматься целый день

На сучок она присела                         (Садятся на корточки).

С одной ветки прыгнув влево            (Прыгают влево).

Вправо  прыгнула потом                     (Прыгают вправо).        

Покружилась над дуплом                    (Кружатся).        

Влево-вправо целый день                    (Прыгают влево-вправо).        

Прыгать белочке не лень.

7. Дидактическое  упражнение «Чем питаются животные?».

Логопед. Чем питаются дикие животные зимой? (Логопед выставляет предметные картинки и предлагает каждому животному найти свою еду).

Логопед. Что на зиму запасает себе белочка?

Дети. Белочка запасает на зиму орехи, грибы, желуди.

Логопед. Чем питается заяц зимой?

Дети. Заяц грызет кору деревьев.

Логопед.  На кого охотится зимой лиса?

Дети. Лиса ловит зайцев, мышей, птиц.

Логопед. На кого охотится зимой волк?

Дети. Волк охотятся на лосей, зайцев, мышей.

Логопед. Чем питается лось зимой?

Дети. Лось питается ветками и корой деревьев.

8. Составление описательного рассказа о диких животных по картинно-графическому плану.

Лесовик. Ребята, как вы много знаете о животных. А умеете ли вы составлять рассказы о животных? (Да.)

Логопед. Ребята, давайте  расскажем о диких животных, а лесовик скажет, какой рассказ понравился ему больше всего. Логопед выставляет на доску  картинно-графический план:

- Кто это?

- Какого цвета животное?

- Что есть у животного?

- Чем покрыто тело животного?

- Назовите детенышей животного?

- Где живет животное?

- Чем питается животное зимой?

Ребенок. Это лиса. Лиса – дикое животное. Она рыжая, быстрая, хитрая. Лиса покрыта шерстью. У лисы есть туловище, голова, пушистый, длинный хвост, четыре лапы, маленькие, треугольные уши, морда, глаза, нос. У лисы детеныши – лисята. Живет лиса в норе. Лиса ловит мышей, зайцев. Лиса - хищное животное.  и т. д.

Логопед. Молодцы, вы правильно рассказали о животных,

9. Итог занятия.

Логопед. Ребята, вам понравилось в гостях у лесовика (Да.).

Логопед: Молодцы! Сегодня Вы очень старались.

Лесовик. Ребята, за то, что вы там много рассказали о диких животных, я вам подарю подарки (Лесовик раздает детям грибочки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (первый год обучения) по теме «Дикие животные весной. Медведь»

Конспект организованной  совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (первый год обучения) по теме «Дикие животные весной. Медведь» Развитие всех компонентов речи в различ...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию по теме « Дикие животные» воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

Рассказ  о диких животных,детеныши и жилища животных,работа по развитию речи:антонимы,составление новых слов с помощью суффиксов,звукоподражание...

Открытый просмотр к педагогическому совету «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» Конспект совместной деятельности в режимные моменты взрослого с детьми старшего дошкольного возраста

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...

КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА И.СОКОЛОВА-МИКИТОВА «В БЕРЛОГЕ»»

Рассматривание предметных картин с лесными животными и припоминание их названий. Чтение рассказа "В берлоге". Краткий диалог детей по содержанию рассказа. Лексико-грамматические упражнения н...