Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи на тему «Лунтик – бедующий космонавт»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сецко Альбина Нуршатовна

Конспект НОД по развитию речи. 

Задачи:

  1. Познакомить детей с новыми звуками [Т] – [Ть];
  2. Развивать умение интонационно выделять данные звуки в словах;
  3. Давать характеристику изучаемым звукам;
  4. Закреплять   навыки   деления   слов   на   слоги;   умения                    согласовывать существительные с числительными;
  5. развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику;
  6. Расширять знания детей о космосе, о профессии космонавта, активизировать познавательный интерес, словарный запас по теме «Космос».
  7. стремиться к проявлению у детей навыков сотрудничества, воспитывать чувства сопереживания сказочным героям и стремление оказывать помощь.

Предмет:   интеграция  образовательных  областей   «Познавательное                   развитие»,

«Речевое развитие», «Социализация».

Группа: средняя группа (4-5 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_luntik_razvitie_rechi.docx170.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по развитию речи

на тему «Лунтик – бедующий космонавт»

Подготовила: Сецко А.Н.

воспитатель МАДОУ МО г. Нягань «Д/с №8 «Росинка»

Цель: развитие речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить детей с новыми звуками [Т] – [Ть];
  2. Развивать умение интонационно выделять данные звуки в словах;
  3. Давать характеристику изучаемым звукам;
  4. Закреплять        навыки        деления        слов        на        слоги;        умения        согласовывать существительные с числительными;
  5. развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику;
  6. Расширять знания детей о космосе, о профессии космонавта, активизировать познавательный интерес, словарный запас по теме «Космос».
  7. стремиться к проявлению у детей навыков сотрудничества, воспитывать чувства сопереживания сказочным героям и стремление оказывать помощь.

Предмет:        интеграция        образовательных        областей        «Познавательное        развитие»,

«Речевое развитие», «Социализация».

Группа: средняя группа (4-5 лет).

Время реализации занятия: –При подготовке к занятиям учитывались санитарно- эпидемиологические нормы и правила, по которым общая продолжительность занятий составляет 15 минут с детьми среднего дошкольного возраста.

Медиасреда: Notebook 10.

Вид медиапродукта: интерактивные задания – 6 слайдов.

Предварительная работа: беседы, направленные на формирование представлений о космосе, профессии - космонавта; рассматривание картин о космосе; знакомство с картой солнечной системы; беседы о спутниках и кораблях; заучивание стихотворений о космосе; знакомство с сюжетно – ролевыми играми «Космодром»,

«Путешествие по солнечной системе»; проведение игр и игровых упражнений на развитие звуковой культуры речи, умения делить слова на слоги, определять характеристикуизучаемых звуков.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением, мышлением, памятью; ребенок умеет осуществлять действия по образцу и заданному правилу, выполнять инструкции взрослого.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по развитию речи

на тему «Лунтик – бедующий космонавт»

№ п/п

Структурные элементы

занятия и временная реализация

Деятельность педагога

Деятельность детей

Введение в игровую ситуацию

Способствовать созданию мотивации на включение в игровую деятельность, развивать знания детей о планете Земля и космосе, напомнить особенности профессии космонавт.

1

Организационный момент.

0,5 минуты

- Ребята, сегодня у нас в группе гость, посмотрите, кто это? (показывает игрушку

«Лунтик»)

Дети подходят к стульям,

расставленным по кругу, и находят игрушку.

Отвечают, что это Лунтик.

2

Беседа

0,5 минуты

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2017-2018\АТТЕСТАЦИЯ СЕЦКО А.Н\Аттестация Сецко\Задание Сецко А.Н\Лунтик - космонавт_1.jpeg

  • Ребята, вы знаете, откуда прилетел Лунтик?
  • Он прилетел к нам с Луны, но там остались его мама и папа и очень сильно скучает по ним. Лунтик решил слетать к ним в гости, навестить их. Он пробовал доехать до Луны на автобусе, доплыть на корабле, долететь на самолете, но у него ничего не получилось.

Дети        отвечают        на        вопрос воспитателя. Например:

  • Он прилетел к нам с Луны.
  • Он жил в космосе.

Дети        предлагают        выбрать        ракету для полета на Луну.

Актуализация знаний

Познакомить с понятиями скафандр, его назначением, составление целого из частей, совершенствовать мыслительные операции: анализ, сравнение.

3

Мотивация

0,5 минуты

- Чтобы Лунтику отправится на ракете в

космос, он должен стать космонавтом. Как

Дети отвечают на вопросы.

Например:

вы думаете, каждый может стать космонавтом?

-Нет, чтобы стать космонавтом нужно быть сильным, смелым и умным. Перед тем как отправиться в полет космонавты долго тренируются и учатся.

- Как же Лунтику стать космонавтом, если он ничего не умеет делать?

  • космонавтами могут быть только сильные и смелые люди.

Дети предлагают пути решения возникшей проблемы.

Например:

  • Лунтику нужно тренироваться;
  • Лунтику нужно хорошо учиться и тренироваться.

Дети предлагают свою помощь для решения проблемы.

4

Интерактивное задание. Игра

«Подбери одежду» (Слайд №2, №3)

1        минута

  • Лунтик пришел к нам со своим чемоданом, в который он сложил вещи для полета. (На доске появляются изображения чемодана и одежды).
  • Посмотрите, вот его любимая шапка,

куртка, брюки и ботинки. В этой одежде он хочет лететь космос. Как вы думаете, она подойдет для настоящего космонавта?

  • Нет, конечно! Что космонавты одевают перед полетом?
  • Давайте поможем собрать Лунтику скафандр.

Дети подходят к интерактивной доске        и        рассматривают изображенные на ней предметы одежды.

Отвечают на вопрос воспитателя. Например:

  • Нет, в такой одежде в космос не летают, потому что там холодно;
  • Нет,        у        космонавтов        есть специальная одежда.
  • Космонавты носят скафандр.

Собирают на интерактивной доске пазл «Скафандр» (с помощью пальчика передвигают части пазла в

нужные места).

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2017-2018\АТТЕСТАЦИЯ СЕЦКО А.Н\Аттестация Сецко\Задание Сецко А.Н\Лунтик - космонавт_3.jpeg

Открытие нового знания

Познакомить детей с новыми звуками [Т] – [Ть], развивать умение интонационно выделять данные звуки в словах,дават характеристику изучаемым звукам.

5

Игра дидактической направленности «Обед космонавта»

1,5 минуты

  • Ребята, Лунтик собрал не только одежду для полета, но и еду. Ведь дорога на Луну не близкая. Вы знаете, в каком виде у космонавтов еда?

Так как в космосе постоянная невесомость, то там все летает и чтобы еда не разлеталась в разные стороны, ученые придумали делать еду для космонавтов в тюбиках.

  • Давайте посмотрим, что же взял с собой Лунтик.
  • Ребята, какой первый звук в названии всех продуктов?

Дети отвечают на вопрос воспитателя. Например:

  • Космонавты едят из тюбиков;
  • У космонавтов специальная еда в тюбиках.

Дети подходят к столу, на котором расположены        тюбики        с изображением                различных продуктов и блюд. Рассматривают тюбики.

По очереди называют названия продуктов и блюд и определяют первый звук в названии каждого.

Например:

  • Первый        звук        в        названии        всех продуктов – [Т].

6

Определение        характеристики звуков на интерактивной доске (Слайд №4)

2        минуты

  • Лунтик любит продукты, в названии которых есть звуки [Т] и [Ть]. Но он ничего о них не знает. Давайте расскажем Лунтику, что мы знаем о звуках. Ведь космонавт должен быть умным.
  • Ребята, какими бывают звуки?
  • Чем они отличаются? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
  • А согласные?
  • А почему согласные звуки обозначаются двумя цветами?

(Воспитатель контролирует ответы детей, добивается        ответов        полными предложениями, следит, чтобы каждый ребенок принял участие в выполнении задания, хвалит детей и благодарит за выполненное задание).

Дети подходят к интерактивной доске.

Рассказывают        характеристику гласных и согласных звуков, опираясь на схему. Например:

  • Звуки бывают гласными и согласными, гласные звуки мы обозначаем красным цветом, а согласные синим.
  • Гласные звуки мы можем пропеть, а согласные нет.
  • Согласные звуки не поются, потому что во рту возникает преграда.
  • Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими.
  • Твердые звуки мы обозначаем, синим цветом, а мягкие зеленым.

7

Игра        дидактической направленности                «Разложи тюбики по коробкам»

2 минуты

- Молодцы, ребята! Теперь Лунтик будет знать, что звуки бывают разными. А чтобы он это запомнил, давайте поможем ему разложить тюбики с едой по разным коробкам.

(Раздает тюбики детям, учитывая индивидуальные особенности детей).

Дети возвращаются к столу с тюбиками и выполняют задание, объясняя свой выбор.

Например:

  • В слове торт, первый звук [Т], он согласный, твердый, обозначается синим цветом, поэтому я положу этот тюбик в синюю коробку;
  • В слове тефтели, первый звук [Ть], он согласный, мягкий и

- Ребята, сколько тюбиков мы положили в синюю коробку?

-А в зеленую?

(Воспитатель выбирает двоих детей и просит выполнить задание. Следит за правильным произношением слов у детей).

обозначается зеленым цветом, поэтому я положу этот тюбик в зеленую коробку.

-Дети пересчитывают тюбики в каждой коробке и отвечают на вопросы воспитателя. Например:

- В синюю коробку мы положили четыре тюбика.

8

Физминутка

Снятие напряжения и усталости у детей, профилактика

нарушений осанки.

1 минута

  • Молодцы ребята! Вы отлично справляетесь со всеми заданиями. Но космонавты должны быть не только умными и смелыми, но еще и здоровыми. А что нужно для этого делать по утрам?
  • Давайте научим Лунтика делать космическую зарядку:

Чтобы в космос полететь Надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, В школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день Будем делать –

Нам не лень!

Влево, вправо повернуться И опять назад вернуться, Приседать, поскакать

И бежать, бежать, бежать.

Отвечают на вопрос. Например:

- Чтобы быть здоровыми, нужно делать зарядку.

Дети выражают согласие.

Дети        вместе        с        воспитателем выполняют действия по тексту.

А потом все тише, тише

Походить и встать опять.

Включение нового знания в систему знаний ребенка

Закрепить знания детей об изучаемых звуках, формировать умение дифференцировать первые звуки в ловах, дават

характеристику новым звукам, закреплять умение делить слова на слоги, согласовывать существительные с числительными правильно исправляя формы слов.

9

Упражнение «Раздели        слова на слоги»

На интерактивной доске (Слайд №5)

2,5 минуты

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2017-2018\АТТЕСТАЦИЯ СЕЦКО А.Н\Аттестация Сецко\Задание Сецко А.Н\Лунтик - космонавт_5.jpeg

  • Ребята мы помогли Лунтику собрать необходимую одежду для полета, разложили по коробкам продукты и еду, а что еще ему нужно, чтобы не заблудиться в космосе?
  • Правильно, ребята, это карта. Как вы думаете, что есть в космосе, кроме Луны? Планеты, звезды, Солнце….
  • Лунтик нарисовал себе вот такую карту, на ней изображены Солнце, планеты, Луна, но, кажется чего, то не хватает…?

(Подводит детей к интерактивной доске) Давайте                поможем                Лунтику        приклеить звезды, но чтобы узнать, сколько звезд возле каждой        планеты,        мы        должны                разделить название планет на слоги. Сколько слогов, столько и звезд должно быть.

(Воспитатель контролирует ответы детей, добивается        ответов        полными предложениями, следит, чтобы каждый ребенок принял участие в выполнении

задания, хвалит детей и благодарит за выполненное задание).

Отвечают на вопрос. Например:

  • Лунтику нужно        взять        с        собой карту.
  • в космосе есть планеты, ракеты, звезды, луна и т.д.

Подходят к доске и рассматривают карту.

Дети        выражают        согласие        помочь Лунтику.

Проговаривают название планеты, делят его на слоги и пальчиком

передвигают        нужное        количество звезд к этой планете.

Напримр:

- Плутон. В этом слове два слога, значит возле этой планеты должно быть две звезды.

10

Упражнение «Пересчитай» (Слайд №5)

1,5 минуты

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2017-2018\АТТЕСТАЦИЯ СЕЦКО А.Н\Аттестация Сецко\Задание Сецко А.Н\Лунтик - космонавт_5.jpeg

  • Молодцы ребята! Посмотрите, какая красивая карта у нас получилась, следуя по ней, Лунтик обязательно долетит до Луны.
  • Давайте посчитаем, сколько планет ему придется облететь (одна планета, две планеты, три….), а сколько звезд? А сколько Лун? (пересчитывают)

(Воспитатель дает возможность ответить каждому        ребенку,        контролирует правильность ответов, побуждает детей самостоятельно проверять ответы друг друга).

Дети радуются выполненному заданию, рассматривают карту и пересчитывают планеты, звезды и ракеты.

Например:

- На карте 1 ракета, 2 ракеты …., 5 ракет и т.д.

Рефлексия

Провести рефлексию деятельности на занятии.

11

Рефлексия (Слайд №6) 1 минута

  • Ребята, мы с вами пошли очень длинный путь, чтобы Лунтик стал настоящим космонавтом! Как вы, думаете, что еще нужно?
  • Конечно ракета. И она у нас есть (достает картонную ракету).
  • Посмотрите, на этой ракете Лунтик сможет долететь до Луны в гости ксвоим маме и папе.

Дети        отвечают        на        вопрос. Например:

  • Чтобы Лунтик смог улететь на Луну, нужна ракета.

Дети усаживают Лунтика в ракету, повторяют чему учили гостя.

  • Он        приходил,        чтобы        стать настоящим космонавтом.
  • Мы        научили        его        подбирать

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2017-2018\АТТЕСТАЦИЯ СЕЦКО А.Н\Аттестация Сецко\Задание Сецко А.Н\Лунтик - космонавт_6.jpeg

  • Давайте напомним Лунтику, чему мы его сегодня научили и.

  • Пришла пора нам попрощаться с Лунтиком. Давайте дадим команду для старта.

Воспитатель запускает ракету и выносит ее из группы.

одежду для полета, определять первые звуки в слове, делить слова на слоги, делать зарядку.

- Мы научили Лунтика определять звуки        в        названиях        продуктов, узнали новые звуки [Т] [Ть]. Прощаются с гостем.

Дети отсчитывают время и дают команду для полета:

-5, 4, 3, 2, 1 – Пууууск!

12

Сюрпризный момент

Создание        положительного эмоционального настроения от проделанной работы.

1 минута

  • Ребята, настоящие космонавты наблюдают за нами из космоса каждый день. Они знают, что вы очень любите раскрашивать и прислали для вас космическую гигантскую раскраску (разворачивает раскраску и кладет на стол).
  • Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы! Думаю, что вы сможете, стать настоящими космонавтами

отправиться в космический полет.

Дети радуются сюрпризу и благодарят космонавтов, машут руками им в окно.

Садятся за стол и начинают раскрашивать раскраску.

Самоанализ НОД

Непосредственно образовательная деятельность состояла из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети

поэтапно выполняли различные действия. Содержание занятия соответствовало поставленным цели и задачам.