Главные вкладки

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы знаем о зиме"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Павлова Эльмира Раимовна

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chto_my_znaem_o_zime.docx22.74 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                    Разработала:  воспитатель –

                                                                 Павлова Эльмира Раимовна

    ГБДОУ 28 Калининского района

                                                                 города  Санкт – Петербурга.

    Конспект непосредственно – образовательной

    деятельности по развитию речи

    с детьми старшего

    дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

    Тема: «Что мы знаем о зиме».

    ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗИМЕ?»

    (лексическая тема "ЗИМА")

    с использованием здоровьесберегающих технологий

    Цели:

    1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд, северное сияние, полярная ночь.

    2. Развивать связную речь и формировать словарь по теме.

    3. Закрепить грамматические категории:

    • навыки подбора существительного к прилагательному;

    • согласование числительных с существительными.

    4. Развивать общую и мелкую моторику.

    5. Воспитывать любовь к природе родного края.

    Оборудование: 

    плакаты "круг зимних явлений", "зимние развлечения", "снежки" из поролона, осенние листочки и снежинки из ткани с петельками, дерево с пуговицами, диск с записью вьюги, снежинки с зимними словами, снежинка на палочке (для зрительной гимнастики), массажные дощечки, снежинки из тонкой бумаги для дыхательной гимнастики.

    Предварительная работа:

     изготовление снежинок из бумаги (оригами), рассматривание иллюстраций с изображением зимы.

    Ход непосредственно – образовательной деятельности:

    Воспитатель: Ребята, я сегодня хочу рассказать вам о мальчике, который любит хвастаться, а сам ни чего не знает.

    Он – коротышка, ростом с огурец и живет вместе с другими коротышками в Цветочном городе. А зовут его?

    Дети: Незнайка.

    Воспитатель: Правильно! Недавно Незнайка узнал, что в других городах бывает зима, идет снег. А в его городе всегда тепло и растут цветы. Незнайка захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, и отправился в путешествие. Шёл, шёл и пришёл к нам в детский сад.

    Стук в дверь. В группу заходит Незнайка.

    Незнайка: А вот и я! Здравствуйте мои друзья.

    Дети здороваются с Незнайкой.

    Незнайка: Я так спешил к вам, преодолел много трудностей на своём пути. Очень хочу узнать у вас, что такое зима?

    Воспитатель: Ребята, расскажем Незнайке о зиме? Посмотрите, это круг зимних явлений. Он поможет нам рассказать о зиме. А ты, Незнайка, слушай внимательно и запоминай.

    Дети садятся на ковер вокруг круга.

    Вопросы:

    • Что бывает зимой?

    • Как можно назвать погоду, когда падает снег? (Снегопад)

    • Как называется зимний ветер? (Метель, вьюга, пурга.)

    • Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.)

    • Какое природное явление бывает на Севере зимой? (Полярная ночь, северное сияние.)

    Незнайка: Большое спасибо, ребята. Сколько интересного я узнал о зиме.

    Воспитатель: Наши дети знают много зимних слов и, сейчас, мы поиграем в игру «Узнай зимнее слово», чтобы Незнайка тоже их запомнил. Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «зимнее» слово, хлопните в ладоши.

    Воспитатель называет слова: снег, лето, мороз, холод, дом, лед, ромашка, цыпленок, снежинка, вьюга, дождь, листья, северное сияние, радуга, снегопад.

    Незнайка: Теперь я знаю, что зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой?

    Воспитатель: Если у нас замерзнут руки, щеки, мы можем их согреть. Ребята, давайте покажем Незнайке как можно согреться на морозе.

    Самомассаж биологически активных точек «Наступили холода».

    Да – да – да, (Потереть ладошки друг о друга.)

    Наступили холода

    Да – да – да, (Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.)

    Превратилась в лед вода.  

    Ду – ду – ду, (Указательными пальцами помассировать крылья носа.)

    Поскользнусь я на льду.

    Ду – ду – ду, (Хлопки в ладоши.)

    Я на лыжах иду.

    Ды – ды – ды, (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично

    На снегу есть следы. Растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.)

    Ди – ди – ди, (Погрозить пальцем.)

    Ну, заяц, погоди!  (Растереть ладонями уши.)

     Воспитатель: Зимой, Незнайка, мы носим теплую одежду, которая нас согревает. Ребята, назовите зимнюю одежду. Отвечайте полным ответом.

    Дети: Зимой мы носим теплую шапку, варежки, шарф, шубу, теплую куртку, комбинезон, штаны, сапоги, валенки.

    Незнайка: У нас все время лето и очень тепло. Мы купаемся, загораем, играем в футбол, катаемся на велосипедах. А у вас зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома?

    Воспитатель: Нет, Незнайка, нам не грустно. Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой.

    Дети: Мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строим крепости, горки, лепим снежки. Играем в хоккей.

    Воспитатель: Ребята давайте покажем Незнайке зимние забавы.

    Пластический этюд «Зимние забавы»

    Цель: учить детей выражать мимикой и жестами свое настроение, развивать координацию движений.

    Изобразите: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

    Подвижная игра «Попади в цель»

    Цель: учить детей метать снежки в цель, развивать меткость, ловкость.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям взять по пять снежков (из поролона). Дети бросают снежки в корзину. За каждое попадание в цель ребенок получает фишку – снежинку. После игры дети считают, у кого, сколько снежинок ( одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок).

    Незнайка: Ой, как весело! Мне понравилась ваша игра, обязательно научу коротышек в нее играть. Только я не умею лепить снежки.

    Воспитатель: Не огорчайся Незнайка, мы с ребятами тебя научим лепить снежки.

    Пальчиковая игра-упражнение «Снежок» (Н. Нищева).

    (Координация речи с движением)

    Раз, два, три, четыре. (Загибают пальчики, начиная с большого.)

    Мы с тобой снежок слепили. (Лепят, меняя положение ладоней.)

    Круглый, крепкий, очень гладкий. ( Показывают круг, сжимают ладонь,

    гладят одной ладонью другую.)

    И совсем – совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

    Раз – подбросим, (Смотрят вверх, подбрасывают

    воображаемый снежок.)

    Два – поймаем, (Приседают, ловят воображаемый снежок.)

    Три – уроним (Встают, роняют снежок.)

    И сломаем. (Топают на месте.)

    Воспитатель: Ребята садитесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу. (Звучит запись вьюги.)

    В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном под снежным одеялом. Ветки деревьев покрыты инеем и серебрятся на холодном зимнем солнце. Вьюга поет свою заунывную песню…

    Дети открывают глаза.

    Незнайка: Мне очень понравилась песенка вьюги.

    Воспитатель: Незнайка, у нас в группе тоже есть дерево. Мы тебе его сейчас покажем.

    Воспитатель вместе с детьми подходит к дереву, на котором весят желтые листья.

    Воспитатель: Ребята, мне кажется, что с нашим деревом что-то не так?

    Дети: На дереве желтые листья, а зимой на деревьях нет листьев.

    Воспитатель: Я предлагаю украсить дерево в зимний наряд. Отстегните осенние листочки и пристегните снежинки.

    Дети выполняют задание.

    Незнайка: Какие у вас ловкие пальчики. Вот как быстро украсили дерево снежинками.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.

    Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка».

    Цель: снятие зрительного утомления, укрепление и расслабление мышц глаз.

    Воспитатель вращает снежинку на разной высоте, дети следят за её полетом (4-5 раз).

    Незнайка: Мне так понравилось, как снежинка кружится в воздухе.

    Воспитатель: Незнайка, а ты хочешь поиграть с ребятами со снежинками.

    Незнайка: Да! Очень хочу! Только я не умею играть со снежинками.

    Воспитатель: А мы с ребятами тебя научим.

    Дыхательная гимнастика «Снежинки»

    Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

    Дети под слова воспитателя сдувают маленькие снежинки, вырезанные из легкой бумаги.

    Как подул Дед Мороз -

    В воздухе морозном

    Полетели, закружились

    Ледяные звезды.

    Воспитатель: Пока мы следили, как кружится снежинка в воздухе, к нам на полянку прилетели другие снежинки. Они не простые, на них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать?

    • Снежный – ком, дом;

    • Холодное – утро, солнце, дыхание;

    • Морозный – день, воздух, узор, ветер;

    • Снежная – горка, улица;

    • Трескучий – мороз, лёд;

    • Зимняя - дорога ветер, мороз;

    • Ледяные – горки, реки, озера, сосульки;

    • Колючий - ветер, мороз.

    Незнайка: Ребята, у нас в стране ветер теплый и ласковый, а у вас ветер морозный и колючий.

    Воспитатель: Сейчас мы тебе покажем, каким морозным может быть ветер. Посмотри, Незнайка, какие у нас с ребятами есть волшебные дощечки.

    Воспитатель раздает каждому ребенку дощечку для массажа пальчиков.

    • Проведите, пальчиком по дощечке, а теперь проведите ладошкой. Ощутите, какой может быть колючий ветер и мороз зимой.

    • Нарисуйте пальчиком снежинку. Ветер подхватил снежинку и закружил ее. Проведите по кругу пальчиками, ладошкой.  

    Воспитатель: Незнайка, тебе понравилось у нас?

    Незнайка: Да! Я так много узнал о зиме. Теперь я расскажу своим друзьям, коротышкам, что такое зима.

    Воспитатель: На память о нашей встречи, мы с ребятами, хотим подарить тебе снежинки. Эти снежинки ребята сделали сами.

    Дети дарят снежинки Незнайке.

    Незнайка: Спасибо вам за подарки! До новых встреч, ребята! (уходит)

    Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете о зиме и ее приметах, зимних играх и забавах. Я хочу подарить вам раскраски с зимними забавами.

    Воспитатель дарит детям раскраски.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы знаем о зиме?"

    Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологийТЕМА: «Что мы знаем о зиме?»лексическая тема "ЗИМА"( подготовительная группа) Цели:Закрепить знания детей о характерн...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Животные наших лесов»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Животные наших лесов»...

    Конспект игровой - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи (с применением ИКТ)"Морское путешествие"

    Данная образовательная деятельность закрепляет и расширяет знания детей о морских животных, развивает у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы, через игровую деятельнос...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Приключения муравьишки» с использованием здоровьесберегающих, игровых и личностно-ориентированных технологий

    Конспектнепосредственно - образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста  Тема:«Приключения муравьишки» с использованием здоровьесберегающих, игров...

    Презентация непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, проводимая с использованием игровых технологий, здоровьесберегающих технологий.

    Презентация опирается на творчество К. Чуковского. Задача данного занятия привить любовь к творчеству и чтению детям старшего возраста с нарушением речи, совершенствовать умение декламировать выразите...